В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы, связанные со становлением исследовательской культуры школьников совпадают с общим направлением реформирования российской системы образования и на современном этапе представляют собой социальный заказ общества. Поэтому определение места исследовательской деятельности в структуре и содержании общего образования является одной из ключевых проблем в модернизации образования.
- Issues related with the development of researching culture of students and of the present consitute the social order of society. Therefore, the definition of general education is one of the key problems in educational modernization.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, культура исследования, модернизация образования, образовательное пространство, индивидуальная образовательная траектория.
- Key words: modernization of education, researching.
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены,
нежели границы соответствующей практики»
(Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни»)
Основной целью правительственной стратегии модернизации образования является достижение нового качества образования - качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. «…В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны». [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002]
Необходимость изменений в образовании вытекает из того, что изменения общественной жизни предъявляют новые требования к личности, такие как:
- ответственность и инициативность;
- сформированность ценностей и основных социально-значимых компетенций;
- адаптивность к динамично меняющимся условиям.
В настоящее время вектор развития образования должен быть изменен следующим образом:
- от трансляции готовых обобщенных знаний - к личностным ценностям;
- от проверки памяти - к способности мыслить;
- от авторитарного стиля преподавания – к сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Не столь важно, какую профессиональную карьеру выберет себе будущий гражданин общества, гораздо важнее, чтобы каждый выпускник школы был психически и физически здоровым, культурным и реализовавшим себя человеком.
Поэтому одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является принцип культуросообразности, призванный обеспечить формирование духовного мира человека: «В период смены образовательной парадигмы существенно возрастает роль искусства как уникального явления человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира». [Образовательная область «Искусство». Методические рекомендации по эксперименту по совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М., 2002].
Современная школа, и не только у нас в России, подошла к пределу по части эксплуатации рациональных свойств человека, а распространение компьютерных технологий еще больше усиливает эту тенденцию. В то же время эмоционально-волевая сфера остается мало задействованной, но она представляет собой важнейший резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. [Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. – Имидж Гуманитарное образование в школе: теория и практика. № 5, 2004].
Огромными возможностями обладает в данном отношении исследовательская деятельность учащихся. Современная ситуация общественного развития требует формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы, связанные со становлением исследовательской культуры школьников совпадают с общим направлением реформирования российской системы образования и на современном этапе представляют собой социальный заказ общества. Поэтому определение места исследовательской деятельности в структуре и содержании общего образования является одной из ключевых проблем в модернизации образования. Имеется в виду задача ориентации не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.
Приобщаясь к культуре исследования, расширяя свой культурный горизонт, ученик сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее. Он тоньше чувствует состояние других людей, умеет им сострадать и оказывать помощь, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия (консенсуса), разумных компромиссов, избегая борьбы, насилия и жертв.
Х.-Г.В. Воссом разделялась идея, что решающей формой обучения, необходимой современному человеку, является путь обозрения множества альтернатив представленных в комплексном социуме. Для успешной адаптации необходимо наличие многозначной возможности интерпретировать комплексную реальность. Таким образом, учащиеся являются некими деятелями, которые пытаются достичь собственного понимания культурного наследия, которое им предоставлено, а обучение воспринимается как процесс осмысленного генерирования знания, и как приобретенное умение применения этого знания в личных целях. Эта точка зрения согласуется с основными предположениями теории деятельности А.Н. Леонтьева, которая основывается на представлении о человеке как об ищущем и создающим смысл создании, стремящимся принимать участие в культурной деятельности.
Любопытный ребенок позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, двигаясь им навстречу, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Он проявляет желание узнавать о себе и окружающем его мире; изучает окружающую действительность, ища новые опыты; настойчиво изучает и исследует стимулы с целью узнать больше о них. Подобные ситуации можно описать на основе мотивации компетенции, рассматривая желание ребенка продолжать совершенствоваться как импульс, толчок для большой части самонаправляемой исследовательской деятельности, в которую вовлекаются дети. Во всех подобных ситуациях необходимо привлечение исследовательской деятельности, которая более или менее эквивалентна деятельности, которую относят к категории, называемой самоорганизованным обучением, обучением посредством действия или обучением посредством открытия.
Таким образом, мы можем описать обучение как первичный системный процесс, который стимулирует уверенность в поведенческих отношениях между школьником и окружающим миром. Из этого следует, что отношения между школьником и окружающим миром носят двусторонний характер, то есть, между ними существует взаимозависимость и двустороннее взаимодействие. Мы можем назвать это образовательным окружением или образовательным пространством.
Становится очевидным, что образовательное пространство функционирует наилучшем образом, если оно способствует совместимости учащегося и окружающего мира на основе исследовательской деятельности, с одной стороны, и возможностей для исследования, с другой. Учитель должен ставить перед учащимися такие проблемы, которые трудны ровно настолько, чтобы внутреннее любопытство детей само мотивировало исследовательскую деятельность. Если образование должно подготовить ребенка к реальной жизни, учитель и учащийся должны быть оба вовлечены в обсуждение проблемы при разделяемом понимании.
Внутри педагогической деятельности происходит конфликт между необходимостью, с одной стороны, вовлечения детей в уже созданную, «готовую» культуру и, с другой стороны, воспитание творческих и автономных участников культуры, которая не является «готовым продуктом», но формируется постоянно.
Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Школа XXI века должна осознавать необходимость целостной образовательной концепции по отношению к личности учащегося, единство целей и задач. Необходима единая система, платформа, на которой будет выстроен образовательный процесс школы в целом. Использование организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся может являться подобной платформой
Введение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
Созданное на основе исследовательской деятельности образовательное пространство стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такое образовательное пространство комфортным для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.
Литература:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002
Образовательная область «Искусство». Методические рекомендации по эксперименту по совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М., 2002.
Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. – Имидж Гуманитарное образование в школе: теория и практика. № 5, 2004.