Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 7433 раза

Библиографическое описание:

Маринова, А. П. Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве / А. П. Маринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4391/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду);

Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями;

Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега ( белый, холодный, рыхлый, грязный);

Развивающие:

Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом;

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках.

Методы и приёмы:

Традиционные: наглядный, словесный, практический,

Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.

Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7503.JPG I. Вводная часть

Воспитатель : Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

— Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

— Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

— Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

— Здравствуйте!

II. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе!

Дети: Да!

Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7501.JPG «Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Что это?» (Снег)

Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»

Беседа с детьми:

Воспитатель: Когда бывает снег?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А где его можем увидеть?

Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.

Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?

Дети: Да, нравится.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!

1 — я часть эксперимента

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7487.JPG III. Основной этап

Воспитатель идет вместе с детьми:

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

Подходят к первому столу.

На столе лежит разноцветная ткань

(голубого, белого, красного, зелёного цвета)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?

Дети: Ткань

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Как снег?

Дети: Нет, снег белого цвета.

Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит)

Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета . (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега).

Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Снежинки.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7486.JPG

Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают)

Какие они?

Дети: Белые, бумажные, лёгкие.

Давайте с ними поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем, глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7509.JPG

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

(Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой)

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7482.JPG

Дети: Холодный

Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.

(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?

Дети: Холодно ручкам!

Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?

Дети: Снег.

Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?

Дети: Мороженое

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»)

2 –я часть эксперимента

Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»!

Напоминание правил безопасного поведения в лаборатории «Почемучка»:

Во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза. Внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.

Дети: Хорошо, мы запомнили.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7462.JPG Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

Опыт № 1. «Определение запаха».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?

Дети: Надо понюхать

Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Дети: Нет.

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7466.JPG C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7465.JPG

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7457.JPG Опыт № 2. «Воздействие температур».

Воспитатель:

– Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)

– Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?

– Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?

– Так чего больше боится снег: тепла или холода?

– Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?

– Значит, из чего образуется снег? (из воды)

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — капелька).

– Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)

– Можно ли есть снег? Почему?

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — рот, перечёркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7452.JPG

Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы напишем Тетушке Сове в письме о снеге?

Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.

Самостоятельный вывод детей о свойствах снега:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7443.JPG

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами узнали: «Что такое снег? Какими свойствами он обладает». Я думаю, Тетушка Сова будет очень рада, что вы справились с ее заданием и ответили на все вопросы!

Рефлексия:

Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, модель, педагогическая система, система, комбинаторика, компонент, метод обучения, моделирование, системный подход, педагогическая наука.


Похожие статьи

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Экономика строительства и ее роль в развитии национальной экономики

В данной статье рассматриваются особенности развития современных взглядов в развитии экономики строительства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие строительства.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Методические аспекты обучения младших школьников комбинаторике

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении комбинаторике. Вы-явлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных комбинаторных предст...

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Похожие статьи

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Экономика строительства и ее роль в развитии национальной экономики

В данной статье рассматриваются особенности развития современных взглядов в развитии экономики строительства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие строительства.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Методические аспекты обучения младших школьников комбинаторике

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении комбинаторике. Вы-явлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных комбинаторных предст...

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Задать вопрос