Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду);
Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями;
Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега ( белый, холодный, рыхлый, грязный);
Развивающие:
Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом;
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках.
Методы и приёмы:
Традиционные: наглядный, словесный, практический,
Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.
Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты.
I. Вводная часть
Воспитатель : Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
— Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
— Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
— Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
— Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
— Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
— Здравствуйте!
II. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе!
Дети: Да!
Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это?» (Снег)
Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»
Беседа с детьми:
Воспитатель: Когда бывает снег?
Дети: Зимой.
Воспитатель: А где его можем увидеть?
Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?
Дети: Да, нравится.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!
1 — я часть эксперимента
III. Основной этап
Воспитатель идет вместе с детьми:
Мы идём, идём, идём,
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу.
На столе лежит разноцветная ткань
(голубого, белого, красного, зелёного цвета)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?
Дети: Ткань
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Как снег?
Дети: Нет, снег белого цвета.
Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит)
Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета . (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега).
Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают)
Какие они?
Дети: Белые, бумажные, лёгкие.
Давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Мы снежинок наберём,
Затем, глубоко вдохнём,
Чтоб снежинки полетели,
Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём,
Много снега мы найдём.
(Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой)
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.
(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Дети: Холодно ручкам!
Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?
Дети: Снег.
Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?
Дети: Мороженое
(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»)
2 –я часть эксперимента
Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»!
Напоминание правил безопасного поведения в лаборатории «Почемучка»:
Во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза. Внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.
Дети: Хорошо, мы запомнили.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!
Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим,
Два поймаем,
Три уроним
И сломаем.
Опыт № 1. «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?
Дети: Надо понюхать
Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?
Дети: Нет.
(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).
Опыт № 2. «Воздействие температур».
Воспитатель:
– Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)
– Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?
– Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?
– Так чего больше боится снег: тепла или холода?
– Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?
– Значит, из чего образуется снег? (из воды)
(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — капелька).
– Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
– Можно ли есть снег? Почему?
(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — рот, перечёркнутый красной линией).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы напишем Тетушке Сове в письме о снеге?
Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.
Самостоятельный вывод детей о свойствах снега:
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами узнали: «Что такое снег? Какими свойствами он обладает». Я думаю, Тетушка Сова будет очень рада, что вы справились с ее заданием и ответили на все вопросы!
Рефлексия:
Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: «До свидания