В новых социально-экономических условиях проблема психологической готовности молодежи к службе в Российской армии приобретают особую актуальность и социальную значимость. Единичность исследований данной проблемы обусловливает необходимость расширения научных исследований в области активизации адаптационных ресурсов личности и поиска путей оптимизации отношения юношей к службе в Вооруженных силах.
Духовно-патриотический кризис характерный для нашего общества привел к формированию негативного отношения молодежи к прохождению обязательной воинской службы. Как у молодых ребят, так и у их родителей проявляется страх прохождения службы в «горячих точках» в Северо-Кавказском регионе, беспредела в отношениях и «дедовщины» в армии. Среди социально-психологических факторов формирования неготовности к прохождению воинской службы можно назвать деформацию ценностно-нормативной и ценностно-смысловой сфер в обществе, а также индивидуально-психологические особенности личности: замкнутость, эмоциональная лабильность, пассивность, зависимость, низкий уровень социальной ответственности и нормативности.
Поэтому для изменения отношения молодежи к воинской службе необходимо активизировать работу социальных институтов, а именно семьи, школ, образовательных институтов, средств массовой информации по формированию военно-патриотических установок и ориентаций личности. Повышение престижа военных профессий, оплаты труда военнослужащим, перевооружение и модернизация всех родов войск может служить для молодежи побудительными факторами, повышающими их социально-психологическую готовность к службе в Вооруженных силах, важной мотивацией при овладении воинскими профессиями.
К сожалению, в научной литературе вопросам социально-психологической готовности молодежи к службе в Вооруженных силах не уделяется должного внимания. В основном данная проблема лишь косвенно затрагивается в публикациях, посвященных рассмотрению различных аспектов прохождения воинской службы в различных родах войск. В частности проблема психологической подготовки молодежи к прохождению обязательной воинской службы затрагивается в работах В.Г. Белова, B.C. Горбунова, В.Н. Лоскутова, В.А. Полосина, М.Н. Попова, В.Е. Талынева, М.И. Томчука, И.Б. Ушакова, П.М. Шалимова и др.
Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы. В основе психологической готовности личности к военной службе лежит одна или несколько ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: и биологически определенные, и показывающие его характерологическую структуру, и морально-нравственные устои, и сферу интересов, и социальную активность, склонность к определенной профессии.
Исследования Рындиной О.Г. (2006) показали, что социально-психологическая структура готовности личности допризывника включает следующую эмпирическую систему взаимосвязанных параметров: социальные установки, устойчивость мировоззренческих позиций, ценностные ориентации, социальную активность, уровень притязаний, принятие роли военнослужащего, социальные ожидания ближайшего окружения, параметры здоровья и физического самочувствия. Адекватному отношению к воинской службе способствуют детско-родительские отношения, материальная обеспеченность, активное участие отца в процессе воспитания гражданского долга, увлеченность допризывника военно-прикладными видами спорта. Субъективная сформированность социально-психологической готовности характеризуется наличием когнитивной дифференцированности представлений о себе и своих возможностях, адекватностью общей самооценки физических, социальных и духовных качеств, положительным отношением к социальной военной среде, общим уровнем профессиональной подготовки [8].
Бондарь Н.Г. (2008) рассмотрел понятие и основные составляющие психологической готовности подрастающего поколения к службе в ВС РФ. По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер. Недостаточный уровень развития одного из компонентов этой системы ведет к искажению других. Особое внимание Бондарь Н.Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [2].
В своей работе, мы делаем попытку рассмотреть психологическую готовность допризывников к прохождению обязательной воинской службы с точки зрения ресурсного подхода.
Ресурсный подход зародился в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.
Свойство личности приобретает качество ресурса только в контексте адаптационного процесса. То есть обозначить свойство личности как ресурс – значит соотнести его с условиями протекания и задачами адаптационного процесса. В этом смысле все индивидуально-психологические характеристики личности в той или иной мере в различных условиях могут выступать в качестве ресурсных.
В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. Р.С. Лазарус в трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения обосновал положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса и частота его воздействия. Преодоление стресса рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям; как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. Тип реагирования и направленность поведения в стрессовых условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности и, в частности, от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции и уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость [5].
В.А. Бодров утверждает, что ресурсы личности являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов поведения для предотвращения или купирования стресса. Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной, то есть, источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях [1].
К. Муздыбаев определяет ресурсы как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями. По мнению Н.Е. Водопьянова ресурсы – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным ситуациям [3].
В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия и переживается как состояние психологического стресса [4].
Применение личностно-ситуационного подхода к классификации адаптационных ресурсов, позволяет разделить их на внутренние – личностные и внешние – средовые. Определение компонентов адаптационного потенциала, как внутренних ресурсов личности, предполагает выделение индивидуально-психологических свойств, способствующих прогрессивному, продуктивному протеканию процесса адаптации.
Мы предполагаем, что основной ресурсной составляющей психологической готовности юношей к прохождению обязательной воинской службы является адаптационный потенциал личности, как копинг-ресурс и копинг-стратегии совладания со стрессом, как копинг-поведение.
Согласно А.Г. Маклакову, личностный адаптационный потенциал включает в себя следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности, опыт социального общения. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться [6].
Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором.
В классификации копинг-стратегий (Р. Лазарус, С. Фолькман, 1986), которая получила широкую популярность среди практиков, выделены восемь стратегий совладающего поведения: противостоящее поведение, дистанцирование, избегание, плановое решение проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, позитивная переоценка. Э. Холл считает копинг-стратегии совладания со стрессом действиями, предпринимаемыми человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемыми в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности. Он выделяет продуктивные, непродуктивные и относительно-продуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом. Продуктивное совладающее поведение как повышающее адаптивные возможности субъекта в достаточной мере реалистичное, гибкое, активное [1].
Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное поведение, возникающее уже после того как стрессоры вступят в действие, ресурсы совладания являются тем, что имеет личность до того, когда начинают действовать стрессоры. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами.
Таким образом, представляется возможным рассмотрение личностного адаптационного потенциала и копинг-стратегий совладания со стрессом как психологических особенностей юношей допризывного возраста, обеспечивающих их психологическую готовность к прохождению обязательной военной службы.
Проведенное нами эмпирическое исследование, проходившее на базе Центра психолого-педагогического сопровождения МБОУ ДОД ГДДТ г. Шахты Ростовской области, позволило изучить уровень психологической готовности к прохождению обязательной воинской службы старшеклассников общеобразовательных школ г. Шахты. В исследование приняли участие 187 старшеклассников. Использовались следующие психодиагностические методики: опросник «Готовность к воинской службе», личностный опросник FPI, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянин, методика «Доминирующие психические состояния» Л.В. Куликова.
Опрос будущих призывников позволил выявить, что только 21,3% юношей хотели бы пройти обязательную воинскую службу в ВС. 87,6% будущих призывников хотели бы служить в армии пол года, 12,4% – один год. Средний уровень готовности к прохождению обязательной воинской службы будущих призывников (в оценке самих испытуемых) – 37%. В процессе прохождения обязательной воинской службы будущим призывникам не хотелось бы принимать участие в боевых действиях в зонах чрезвычайных ситуаций, хотелось бы избежать дедовщины, служить недалеко от дома, иметь выходные и отпуск. Высокий уровень психологической готовности допризывников к прохождению обязательной воинской службы чаще всего связан с тем, что ребята рассматривают военную службу как свою будущую профессиональную деятельность.
Проведенное психодиагностическое обследование позволило сделать следующие выводы:
56,6% будущих призывников имеют достаточный уровень психологической готовности к прохождению обязательной воинской службы, хороший адаптационный потенциал личности: высокую нервно-психическую устойчивость, коммуникативную компетентностью, моральную нормативностью. 43,4% будущих призывников имеют сниженный уровень психологической готовности к прохождению обязательной воинской службы, удовлетворительный адаптационный потенциал личности: низкую нервно-психическую устойчивость, недостаток коммуникативной компетентности, умеренную моральную нормативностью.
Снижение адаптационного потенциала личности будущих призывников в основном происходит за счет значительного снижения коммуникативных способностей и нервно-психической устойчивости.
Личностный профиль будущих призывников с выраженной психологической готовностью к прохождению обязательной воинской службы, характеризуется: эмоциональной устойчивостью, оптимистичностью, экстравертированностью, общительностью, открытостью, позитивным отношением к другим людям, преобладанием маскулинных черт: доминантности, активности, самостоятельности. Доминирует благоприятное психоэмоциональное состояние: активность, оптимистичное отношение к жизни, высокий жизненный тонус, уверенность в своих силах, удовлетворенность жизнью в целом.
Личностный профиль будущих призывников со сниженной психологической готовностью к прохождению обязательной воинской службы, характеризуется: эмоциональной лабильностью, импульсивностью, проявлениями пессимистичности, невротичности. Уровень общительности средний, преобладают андрогинные и феминные черты личности: чувствительность, обидчивость, зависимость, избирательная пассивность. Доминирует неблагоприятное психоэмоциональное состояние: пассивность, эмоциональная напряженность, недостаток уверенности в себе, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, удовлетворенность жизнью снижена. Выражены признаки хронической астенизации.
Будущие призывники с выраженной психологической готовностью к прохождению обязательной воинской службы, используют относительно-продуктивные и продуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом: проблемный анализ, сохранение самообладания, оптимизм, сотрудничество, конструктивная активность, обращение; а со сниженной психологической готовностью используют относительно продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии: игнорирование, диссимиляция, установка собственной ценности, растерянность, протест, агрессивность, эмоциональная разрядка, подавление эмоций, компенсация, отступление, отвлечение, активное избегание.
Итак, личностный адаптационный потенциал, проявляющийся в выраженной нервно-психической устойчивости, развитых коммуникативных способностях и моральной нормативности, а также ряде личностных особенностей: оптимизм, активность, доминантность, настойчивость, самостоятельность, в сочетании с использованием продуктивных копинг-стратегий: проблемный анализ, сохранение самообладания, оптимизм, сотрудничество, конструктивная активность, обращение – обеспечивают высокий уровень психологической готовности будущих призывников к прохождению обязательной воинской службы в ВС РФ.
Снижение адаптационных возможностей личности, которое в привычных условиях частично компенсировано, может проявляться при смене деятельности. Вероятность возникновения эмоциональных срывов возникает в трудных жизненных ситуациях и при значительных нагрузках. И обязательная служба в ВС может стать той стрессовой средой для молодых ребят, которая спровоцирует у них различные процессы психической дезадаптации. Поэтому 43,4% будущих призывников нуждаются в тщательной психологической подготовке к военной службе и дальнейшем психологическом сопровождении.
С юношами допризывного возраста необходимо проводить психологическую работу, направленную на повышение личностного адаптационного потенциала, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции и использование продуктивных копинг- стратегий совладания со стрессом.
В рамках разработанной нами программы психологического курса: «Психологическая подготовка юношей призывного возраста к военной службе в ВС РФ» был проведен цикл занятий со старшеклассниками. Курс включал в себя психодиагностическое обследование, индивидуальные психологические консультации с юношами и групповой социально-психологический тренинг на тему: «Обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции в стрессовой ситуации». В тренинге использовались техники НЛП, символдрамы, психогимнастика, ролевая игра, методы саморегуляции: АТ; глубинная мышечная релаксация, дыхательная гимнастика и т.д.
Благодаря индивидуальным и групповым занятиям у юношей была сформирована психологическая готовность к прохождению обязательной военной службы. Ребята научились самодиагностике неблагоприятных психических состояний, изучили основные методы саморегуляции психоэмоционального состояния, помогающие снять усталость, эмоциональное напряжение, повысить жизненный тонус и настроение.
Итак, развитие основных составляющих личностного адаптационного потенциала, организация целенаправленного обучения навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния способствует формированию высокой психологической готовности допризывников к прохождению обязательной воинской службы в ВС РФ и имеет чрезвычайно важное значение в плане общих профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодежи.
Литература:
Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст] : Ч. 2 : Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 123.
Бондарь, Н.Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации [Текст] / Н.Г. Бондарь // Гуманитарные науки. – 2008. – № 6.
Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] : [пер. с англ.] / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 496 с.
Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р.С. Лазарус // Эмоциональный стресс : физиологические и психологические реакции / под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. – Л. : Медицина, 1970. – 405 с.
Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.
Рындина, О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии [Текст] / О.Г. Рындина : Дис. канд. психол. наук : 19.00.05. – Чебоксары, 1998. – 217 с.