Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой меры, осуществляемые Центральным банком по регулированию денежного обращения с целью изменения денежной массы в стране, она направлена на сглаживание циклических колебаний. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
Изменение предложения денег ΔМ Центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (ΔН) и на денежный мультипликатор (multден = , где cr-предельная склонность к депонированию, а rr-норма обязательных резервов), так как ΔМ = multден × ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков (К) и величины банковского мультипликатора (multбанк = ) [2, с.117]. Данные взаимозависимости можно проследить с помощью показателей денежно-кредитной сферы.
Так, годовой темп прироста объема денежной базы в широком определении, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, на 1.01.2011 составил 26,6% (на 1.01.2010 годовой темп прироста составил 15,9%): объем денежной базы увеличился по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 10,7%). С декабря 2010 года темпы прироста денежной базы стали постепенно уменьшаться, и в январе-августе 2011 года эта тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, для сравнения, на 1.09.2010 – 24,1%). В результате годовые темпы прироста денежного агрегата М2 стали мультипликативно сокращаться в 2011 году, и на 1.09.2011 годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на 1.01.2011 – 31,1%). Анализ динамики денежных агрегатов позволяет выявлять инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Увеличение совокупного денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов [4, с.12-14].
Изменение темпов прироста денежной массы происходит в результате применения различных инструментов денежно-кредитной политики. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на спрос и предложение на денежном рынке. Выбор тех или иных инструментов, а также характер их применения зависит от фазы экономического цикла. Например, чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения, а это, в свою очередь, влияет на темпы инфляции, увеличивая или уменьшая их [1, с.164].
В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов в связи с увеличением объемов денежной массы и ростом темпов инфляции. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 2,5 до 4,0%. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011[4, с.16].
Другим инструментом современной денежно-кредитной политики является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении[1, с.167].
Принимая во внимание сложившийся к началу 2011 года высокий уровень инфляции, а также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе-мае 2011 года осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям. В целом с начала года ставка рефинансирования, ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп» были повышены на 0,5 процентного пункта, процентные ставки по другим операциям рефинансирования, за исключением фиксированных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардного кредитования, – на 0,25 процентного пункта, по депозитным операциям – на 0,75 – 1,0 процентного пункта [4, с.12-14].
В качестве способов регулирования денежной массы Банк России использует не только ставку рефинансирования, но и другие инструменты денежно-кредитной политики. Среди них:
операции на открытом рынке;
депозитные операции;
операции с облигациями ЦБ;
операции "валютный своп";
обеспеченные кредиты Центрального банка;
кредиты Банка России без обеспечения;
операции прямого РЕПО Банка России.
В 2010 году в условиях значительного притока ликвидности в банковский сектор, в том числе за счет проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке, возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций при осуществлении денежно-кредитной политики.
Основными инструментами, применяемыми Банком России, были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России (ОБР). Общий объем денежных средств кредитных организаций, абсорбированных за счет указанных инструментов, составил 1,3 трлн. рублей. Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2010 год составил 35,3 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 17,7 трлн. рублей, или в 2 раза.
В 2010 году существенно возрос спрос со стороны банковского сектора на операции Банка России с ОБР. В целом за 2010 год Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,85 трлн. рублей. Совокупный объем ОБР в обращении составил 825,2 млрд. рублей по номинальной стоимости. По состоянию на 1.10.2011 совокупный объем ОБР в обращении по рыночной стоимости составил 10,3 млрд. рублей.
Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за 2010 год составил 22,3 млрд. рублей по номинальной стоимости, а за 2011 год – 8,0 млрд. рублей. Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности банковского сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России по сравнению с 2009 годом.
Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в 2010 году составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных за 2010 год, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей в предыдущем году). Валовой кредит банкам уменьшился с 1,6 до 0,6 трлн. рублей. При этом в его структуре задолженность по операциям прямого РЕПО снизилась с 250,5 до 0,5 млрд. рублей, по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России, нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, – с 480 до 25,2 млрд. рублей. Объем кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по фиксированной процентной ставке за 2010 год составил 320,9 млрд. рублей, что в 5,8 раза (или на 1525,8 млрд. рублей) меньше, чем за 2009 год [5, с.26-27].
Все представленные данные свидетельствуют о том, в 2009-2010 гг. для преодоления экономикой РФ кризисного состояния применялись меры стимулирующей политики, направленные на увеличение предложения денег, в частности, ЦБ снижал с апреля 2009 года ставку рефинансирования до февраля 2011 года, что было направлено на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста. Но в условиях значительного притока ликвидности в банковский сектор в конце 2010 года и начале 2011 возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций, т.е. стали использоваться меры сдерживающей денежно-кредитной политики.
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Спрогнозировать перспективные направления реализации денежно-кредитной политики, а также определить объем ВВП, соответствующий ожидаемым параметрам денежно-кредитной сферы, можно на основе многофакторной регрессионной модели, рассчитанной по данным за несколько лет.
Таблица 1
Влияние изменения показателей денежно – кредитной сферы на динамику ВВП, [6,7]
|
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, млн. руб. на 1 января |
Международные (золотовалютные) резервы, млн. долл. США на 1 января |
Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ, % на 1 января |
ВВП в постоянных ценах 2008г., млрд. руб. |
2006 |
161 369,90 |
182240 |
12 |
36134,6 |
2007 |
221 070,90 |
303732 |
11 |
39218,7 |
2008 |
221 620,80 |
478762 |
10 |
41276,8 |
2009 |
29 915,70 |
426281 |
13 |
38048,4 |
2010 |
151 430,20 |
439450 |
8,75 |
39669,0 |
2011 |
188 375,60 |
479379 |
7,75 |
41384,8 |
2012 |
378 370,10 |
498649 |
8 |
44093,3 |
Модель рассчитана с помощью приложения Excel на основании представленных выше данных и теоретических рассуждений, позволяющих выбрать именно линейную зависимость. Данная модель имеет вид: y = 31524,7299 + 0,0143x1 + 0,0146x2 – 18,4065x3, где y- значение моделируемого показателя (в данном случае – ВВП), xi – значение фактора (обязательные резервы, международные (золотовалютные) резервы, ставка рефинансирования); 31524,7299 – постоянный параметр. Совокупный коэффициент множественной корреляции равен 0,99, что говорит о достаточно высокой степени связи между результативным показателем и тремя факторными признаками. По значению совокупного коэффициента множественной детерминации можно говорить о том, что 98% вариации ВВП обусловлено тремя анализируемыми факторами, значит, выбранные факторы существенно влияют на ВВП.
Если вместо независимых переменных подставить данные денежно-кредитной сферы на 1 января 2012 года, то значение моделируемого показателя (ВВП) в 2012 году будет равно 44093,3 млрд. рублей. Таким образом, данная модель соответствует третьему варианту условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 – 2014 годах, наиболее оптимистичному, для которого характерно повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель, увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.
В условиях второго и третьего вариантов денежной программы формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения объема чистых международных резервов (ЧМР), а не за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, как в первом варианте.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 – 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году – 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно. В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей [4, с.25-28].
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 – 2014 годы по-прежнему останется формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на сокращение прямого вмешательства в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, а также, в целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики, Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям.
Литература:
Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. – 448 с.
Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике: учебное пособие / Т.Ю. Матвеева. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 248 с.
Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д.Мамонова. – М.: КноРус, 2006. – 432 с.
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов» – (http://www.cbr.ru/today/publications.pdf).
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» – (http://www.cbr.ru/today/publications_reports.pdf).
Статистика официального сайта Центрального банка РФ – (http://www.cbr.ru/statistics/).
Статистика официального сайта Росстата – (http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_NS#).