Педагогическая практика в институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» является неотъемлемой частью образовательной деятельности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности.
Образование по физической культуре – это есть часть общего образования, процесс формирования физической культуры личности. Физическая культура состоит из двух частей. Первое – формирование двигательной культуры человека, то есть формировать двигательную образованность. Второе – формирование культуры тела (культура телосложения, развитие мышечной мускулатуры тела, антропометрические показатели).
Образование по физической культуре состоит из двух взаимосвязанных частей: на первом этапе происходит вооружение обучающихся знаниями умениями и двигательными навыками, когда студенты занимаются на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Однако этим не заканчивается образовательная деятельность студента-специалиста. Человек считается образованным только тогда, когда он обучает приобретенными самим собой знаниям и двигательным умениям других, то есть своих воспитанников. Поэтому в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования предусматривается 20-и недельная педагогическая практика, которая разделяется по трем последним курсам обучения в высшем учебном заведении.
Основной целью педагогической практики является использование, приобретенных в процессе теоретического обучения, знаний, умений и навыков студентов в организации учебно-воспитательной и внеклассной деятельности с учащимися разных возрастов в роли педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении. В процессе организации педагогической практики решаются следующие задачи:
ознакомить студентов с основными направлениями деятельности образовательных учреждений в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности;
содействовать формированию педагогических умений и навыков, позволяющих самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности;
способствовать формированию профессиональных качеств личности, обусловливающих интерес к деятельности педагога образовательного учреждения.
Педагогическая практика студентов Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется в образовательных учреждениях разного типа: «Школа», «Гимназия», «Лицей», «Спортивная школа», «Колледж», «Техникум» и т.д. Местами прохождения педагогической практики студентов-практикантов являются образовательные учреждения, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности методиста учебной подгруппы на период педагогической практики.
Педагогическая практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами. Студенты ИФКСиВМ уже на лабораторных и практических занятиях в рамках изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» составляют пробные документы планирования учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Проводятся ознакомительные занятия с учебными нормативами по педагогической практике. Для студентов-практикантов, методистов института и педагогов образовательных учреждений нами было разработано методическое пособие. В пособии отражены объем учебных заданий по педагогической практике на каждый курс, примерное содержание учебных заданий, образцы заполнения отчетных документов по итогам прохождения практики. Кроме этого, каждый студент в день проведения установочной конференции имеет возможность получить электронную версию шаблонов заполнения отчетных документов по педагогической практике.
Для каждого курса и отдельных специальностей в первый день педагогической практике в Институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется установочная конференция. На конференции обсуждаются такие вопросы, как ознакомление студентов с базовыми образовательными учреждениями, с содержанием программы практики, учебными заданиями по направлениям, проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности во время нахождения в образовательном учреждении и организации мероприятий с учащимися разных возрастов. Традиционно выступают директор ИФКСиВМ, начальник отдела практик ФГАОУ ВПО КФУ, заместитель директора по образовательной деятельности, методисты института и общих кафедр педагогики и психологии.
Еженедельно, по пятницам, в Институте проводятся рабочие совещания студентов-практикантов совместно с методистами. На еженедельных совещаниях каждая подгруппа письменно отчитается по итогам прошедшей учебной недели и получает план заданий на следующую неделю педагогической практики. Каждый методист также информирует коллег о состоянии дел в прикрепленной группе, о проблемных студентах, если таких имеются. Обсуждаются общие вопросы организации педагогической практики, согласно по планам проведения мероприятий образовательных учреждений и районных отделов образования.
Педагогическая практика заканчивается итоговой конференцией, где выступают в основном студенты-практиканты. Каждый студент сдает оформленный в папке отчет по педагогической практике, подгруппа готовит отчетный доклад и выступает с презентацией на конференции.
Непосредственное руководство студентами-практикантами осуществляется методистами институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины из числа профессорско-преподавательского состава и педагогами по физической культуре и ОБЖ базовых образовательных учреждений.
В процессе педагогической практики в образовательном учреждении, студент обязан:
Настроить себя на психологически активный «перевод» из ранга воспитуемого и обучаемого в статус педагога, призванного осуществлять воспитание и обучение учащихся.
В период педагогической практики организовать свою деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения и общими требованиями, выполнять неукоснительно распоряжения администрации, методиста ИФКСиВМ, учителей-предметников, педагога-тренера, классного руководителя и старосты подгруппы.
В образовательном учреждении достойно представлять свой институт и себя как будущего квалифицированного специалиста в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, обладающего высокими профессиональными, гражданскими и нравственными качествами.
В образовательном учреждении ежедневно практиковаться не менее 6 часов и упражняться в приобретении основополагающих педагогических умений, необходимых практически в любой учебно-воспитательной деятельности.
Под руководством методиста института разработать индивидуальный план прохождения педагогической практики и выполнить все содержащиеся в нем задания по учебной, воспитательной, оздоровительной, методической и физкультурно-массовой работе.
Тщательно готовиться к проведению учебных занятий по предметам и учебно-тренировочных занятий в прикрепленном классе и в дополнительной группе.
Выполнить весь объем работы согласно по индивидуальному плану.
Разрабатывать развернутые план-конспекты всех проводимых уроков или занятий в спортивных секциях и предоставить их для согласования и утверждения педагогу и методисту института, соответственно, до проведения намеченного мероприятия. Без плана-конспекта студент не допускается к проведению урочного или учебно-тренировочного занятия.
Принять активное участие в обсуждении уроков и учебно-тренировочных занятий, проводимых товарищами по подгруппе, как одной из необходимых форм профессионального совершенствования.
Участвовать в методических занятиях, проводимых методистом ИФКСиВМ, учителями-предметниками, тренером-педагогом по спорту и ответственными преподавателями других кафедр.
Систематически вести учет и оценивание проделанной работы в дневнике студента по педагогической практике.
Профессионально грамотно разработать и своевременно сдать методисту ИФКСиВМ отчетные документы по педагогической практике.
Студент, назначенный старостой подгруппы, дополнительно выполняет под руководством методиста ИФКСиВМ следующую работу:
оказывает помощь методисту и педагогу в обеспечении дисциплины в подгруппе;
отвечает за оформление «Стенда педагогической практики»;
ведет ежедневный учет успеваемости и контроль посещаемости студентами базовых образовательных учреждений;
еженедельно составляет отчет, согласует с методистом и предоставляет руководителю педагогической практикой ИФКСиВМ.
выполняет распоряжения методиста института и учителей-предметников или педагога-тренера (составление расписания уроков, назначение помощников педагога и анализирующих, распределение обязанностей между практикантами, осуществляет связь с отделом практики и т.д.).
Методист института осуществляет непосредственную организацию педагогической практики в подгруппе и контроль за педагогической деятельностью студентов, систематически посещает базовое образовательное учреждение для оперативного осуществления функциональных обязанностей. Тем самым, в процессе прохождения педагогической практики, методист способствует формированию у студентов-практикантов необходимых педагогических умений в области профессионального ведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре и безопасности жизнедеятельности. Методист несет ответственность за качество выполнения студентами-практикантами всех учебных заданий по педагогической практике.
В этих целях методист института должен в день проведения установочной конференции в институте прибыть с подгруппой студентов-практикантов в образовательное учреждение и организовать ознакомительную встречу для беседы с руководителем образовательного учреждения, педагогами и врачом, назначить старосты подгруппы. В первый же день практики необходимо ознакомить студентов с содержанием педагогической практики и консультировать их в составлении отчетных документов по педагогической практике. Также методист распределяет студентов-практикантов по классам (группам) и спортивным секциям, поручая им выполнение отдельных учебных заданий по внеклассно-воспитательной работе. Методистом определяется недельный объем педагогической деятельности студента-практиканта в образовательном учреждении. В школе организуется, совместно с педагогом, оформление студентами-практикантами стенда по педагогической практике. Методист осуществляет непосредственное руководство каждым студентом-практикантом, обучая его наиболее эффективным методам ведения учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы в образовательном учреждении. На протяжении всей практики методист консультирует студентов в решении вопросов по организации педагогической практики в образовательном учреждении, присутствует на урочных занятиях, а также внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организует анализ и оценку педагогической деятельности практикантов. На еженедельных совещаниях он проверяет и утверждает составленных планов и отчетных документов студентов-практикантов, направляя и корректируя их педагогическую деятельность, а также заслушивает отчеты студентов-практикантов о выполненной работе по недельному плану. Самое важное – методист личным примером осуществляет воспитательное воздействие на студентов, проявляя должный педагогический такт и внимательное отношение к практикантам.
Литература:
Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань: изд-во "Матбугат йорты", 2002.- 206 с.
Программа по учебному предмету «Физическая культура» для средних общеобразовательных учреждений. – Казань: «Магариф», 2005. – 50 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.