Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Необходимость непрерывного обновления знаний и компетенций, в частности, способность к постоянному обучению как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда подчеркивается в справке по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования» от 23 февраля 2011 года [7].
В основу системы формирования самообразовательной компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции, описанные в методике оценки уровня квалификации педагогических работников В. Д. Шадрикова и И. В. Кузнецовой. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [6, с. 8].
Ряд исследователей В. А. Козырев, А. П. Тряпицына и И. С. Батракова установили сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями, происходящими в мире, и определили требования к «успешному взрослому»:
Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.
Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации [4, с. 9].
В этой связи профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности [6, с. 8]. В. Д. Шадриков и И. В. Кузнецова отдельно выделяют компетентность в области личностных качеств, раскрывая ее суть через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура [6, с. 8].
В соответствии с компетентностным подходом и положениями профессионального стандарта педагогической деятельности обосновывается понимание самообразовательной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей. Если ключевые компетентности проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, то базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности [4, с. 8].
В этом плане методологическими подходами к изучению феномена самообразовательной компетентности учителя являются положения психологии профессионализма А. К. Марковой и концепция самообразования А. В. Баранникова. А. К. Маркова в качестве базового принципа собственного подхода формулирует психологический механизм повышения квалификации – перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок; овладение новыми приёмами профессионального мышления [5, с. 233]. Иными словами, психология профессионализма А. К. Марковой обосновывает идею о том, что человек проявляет себя в самоорганизации, самодеятельности и самообразовании. Перечисленные идеи позволяют рассматривать самообразование, во-первых, в качестве важнейшего компонента образовательного процесса, позволяющего реализовать личностные потребности и духовные интересы человека на основе самостоятельных действий, направленных на усвоение современной общечеловеческой культуры и повышения уровня своей образованности и качества жизни. Во-вторых, самообразование обозначает процесс индивидуального совершенствования, в ходе которого человек систематически развивает свои познавательные способности, интересы и творческие возможности, а также самостоятельно углубляет свои знания [2, с. 60]. В результате специфическим феноменом и порождением этих концепций предстает теоретико-методологическая система формирования самообразовательной компетентности учителя, основными компонентами которой являются принцип и условия.
Анализ положений компетентностного подхода, примененного в разработке профессионального стандарта педагогической деятельности, психологии профессионализма и концепции самообразования позволяет выявить принципы формирования самообразовательной компетентности: принцип непрерывности, принцип индивидуализации, принцип самоорганизации, принцип деятельности (творческой самодеятельности (Е. С. Чеботарева) и принцип рефлексии. Соответственно, в качестве условий формирования самообразовательной компетентности учителя выступают: информационно-образовательная среда (мобильное обучение) и рефлексивная среда. Первое условие ориентировано на развитие виртуальной мобильности учителя сельской школы. Учитель «погружается» в творческую деятельность, направленную на самореализацию, которая содействует формированию самообразовательной компетентности. Рефлексивная деятельность учителя основывается на самопознании и самоанализе, и рассматривается в свою очередь как способ саморазвития (Н. П. Эпова). В целом, это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности строится при реализации условий информационно-образовательной среды и рефлексивной среды, и может быть представлен в контексте таких категорий, как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктность» и «репрезентативность»:
категории «квалификация», «инновационность», «мобильность» определяют условия и характер формирования самообразовательной компетентности, его взаимосвязь с опытом творческой деятельности в информационно-образовательной среде;
в контексте категорий «успешность», «продуктность» и «репрезентативность» актуализируется рефлексия самообразования, иными словами, рефлексивная среда.
Таким образом, представление о сущности и логике формирования самообразовательной компетентности учителя предполагает знание:
педагогических компетенций;
профессионального стандарта педагогической деятельности;
системы формирования самообразовательной компетентности учителя с учетом следующих принципов: непрерывности, индивидуализации, самоорганизации, деятельности (творческой самодеятельности (Е.С. Чеботарева) и рефлексии, и условий информационно-образовательной и рефлексивной среды.
В рамках указанной выше модели формирования самообразовательной компетентности учителя развивается система тьюторства в профессиональном образовании педагогов, связанная с именами Е. Н. Васильевой и др. Речь идет о формировании и подготовке для работы на местах специально подготовленных тьюторских команд, способных, согласно Е.Н. Васильевой, привнести изменения в профессионализм учительства на современном этапе развития образования, организуя специальную деятельность с другими педагогами района [3, с. 32]. Возникает необходимость использования дистанционного сопровождения деятельности районных тьюторских команд. В дистанционном сопровождении профессиональной деятельности тьюторских команд организуется гибкое обучение в условиях дистанционности. В практике работы с районными тьюторскими командами организуется сетевое коммуникативное взаимодействие обучающихся по принципу сетевых технологий.
По мнению В. В. Анненкова, площадкой непрерывного самообразования могут стать блоги, вики и другие средства Интернет. Повседневные диалоги в блогах проясняют позиции разных участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, а при надлежащей организации дискуссий помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения [1]. Для учителей сельских школ ведется блог http: //ludmila.blogspot.com/, где проводятся мастер-классы.
Учителя английского языка Агинского округа в рамках проекта «» освоили такие интернет-технологии как: Wiki (вики) http: //proper-ty.wikispaces.com/, Frappr http: www.frappr.com/?a=constellation_map&mapid=68719964506 (сайт для создания карты и обозначения себя на ней), Bubbleshare http: www.bubbleshare.com (сайт для размещения фотографий и создания слайдшоу), Podcast http: //podomatic.com/
В целях формирования самообразовательной компетентности учителей английского языка осуществляется руководство научно-исследовательской работой учителей в области применения ИКТ-технологий; ведутся исследования в следующих направлениях: 1. Методический потенциал блогов в обучении английскому языку; 2. Подкасты/аудиоблоги как средство для совершенствовании навыков говорения и аудирования; 3. Вебсредства синхронной коммуникации Skype и Yahoo Messenger как средства совершенствования навыков чтения, письма, аудирования, говорения. 4. Вебквест как модель использования Интернет-ресурсов в преподавании английского языка.
Исследователем разработана программа и сайт учебного курса «Интернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка». Задача курса состоит в подготовке учителей, направленной на формирование их самообразовательной компетентности в области ИКТ, включающей следующее:
основные современные информационные и коммуникативные сервисы Интернет
правила интернет этикета
принципы, формы, методы и технологии обучения иностранным языкам средствами интернет.
Курс «Интернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка» состоит из 14 тематических модулей:
Введение в курс
Синхронные средства интернет коммуникации
Блоги. Методический потенциал блогов в преподавании иностранных языков.
Вики как средство для создания коллективных творческих проектов.
Видео интернет ресурсы в учебном процессе.
Виртуальные классы (Opensource whiteboard)
В помощь учителю английского языка
Комплексное научно-методическое обеспечение учебного курса «Интернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка» служит формированию у учителей виртуальной мобильности, которая обеспечивает их успешность в профессиональной деятельности. Так, на базе Агинского окружного института повышения квалификации работников социальной сферы ежегодно проводится окружной конкурс методических портфолио учителей английского языка. Одним из требований конкурса является соответствие положениям Европейского языкового портфеля для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков). Электронное портфолио учителя английского языка МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа» Баирмы Владимировны Дашидоржиевой был представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Молодой учитель года -2010» (Владивосток). Данный конкурс способствует развитию рефлексивной культуры педагога и стремлению к саморазвитию, самообразованию, самооценке, самоанализу. Утверждение Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской о том, что способность к рефлексии выступает одной из главных характеристик творчества, основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста, вполне правомерно.
В реализации идей концепции информационно-образовательной среды, обеспечивающих приобретение учителем личностного опыта самооценки и самосознания значимую роль играет организация конкурса «Медиапедагог». В рамках окружного конкурса «Медиапедагог» учитель английского языка МОУ «Алханайская средняя общеобразовательная школа» И.Т. Бальжитова выиграла грант по программе ПНПО «Поддержка талантливой молодежи». Ряд учителей английского языка Ц.Б. Бадмаева, Э.Ч. Бадмаева, Т.Б. Рабсалова стали призерами и победителями конкурса «Медиапедагог» окружного и краевого уровня.
Можно констатировать, что формирование самообразовательной компетентности учителя предполагает не столько высокий уровень развития рефлексии, сколько развитие творческого мышления. А это значит уметь самостоятельно организовывать свою продуктивную творческую деятельность. Проектирование электронных учебников позволяет активно изменять и совершенствовать ход и результаты познания; управлять процессом самообразования. Этому способствует ежегодный окружной конкурс электронных учебников. Электронный учебник по говорению Бальжимы Владимировны Дашидоржиевой удостоен диплома Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее» (Сочи).
В системе повышения квалификации информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности информационно-образовательной среды. Необходимостью оказываются разработка и презентация сайтов учителей. Соглашаясь с позицией И.Г. Захаровой, рассматривающей построение учебно-методического комплекса на основе информационных технологий, мы склонны считать, что этот результат может быть достигнут не только путем использования ИКТ, но и на основе активной творческой деятельности самих учителей, формирования ими в процессе самообразования базы собственных мультимедийных продуктов. В нашем опыте эта идея находит своеобразное решение, например, в организации окружного конкурса районных методических объединений «Методический ринг», предусматривающего создание сайта районного методического объединения учителей английского языка.
При Агинском окружном институте повышения квалификации работников социальной сферы в рамках ежегодных длительных курсов повышения квалификации учителей первый модуль программы посвящен ИКТ-компетентности учителя, в том числе с учетом дистанционной поддержки и консультирования. Следует отметить, что развитие системы дистанционного повышения квалификации учителей английского языка сопровождается проведением проблемных курсов по освоению ИКТ-технологий. Учителя проходят обучение по дистанционным учебным курсам «Применение Интернета в исследовательской деятельности», «Веб-мастеринг, или Основы сайтостроения».
Организация подготовки учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий предполагает создание банка тестовых заданий в программе MyTest и Hot Potatoes. Разработка учителями сайтов, электронных учебников, банка тестовых заданий индивидуализирует процесс непрерывного профессионального самосовершенствования.
Таким образом, как показывает наша практика, информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учителей, обеспечивая тем самым целенаправленное формирование их самообразовательной компетентности.
Процесс самообразования в информационно-образовательной среде направлен на создание опыта обращения с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учителя.
Литература:
Анненков В. В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Рособразование, 2006.
Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60
Васильева Е. Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №6. С. 32-37
Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 С.9
Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.С.233
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.С.8.
Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования». 22 февраля 2011. Режим доступа: www.mon.gov.ru