Комплекс разработанных стратегических планов, каждый из которых учитывает особенности и специфику того или иного региона страны, является основой прогнозирования туризма в России. Необходимо отметить, что данный свод планов как основной документ, должен приниматься на самом высшем уровне власти, поскольку:
развитие туризма является государственным приоритетом;
каждый входящий в свод стратегический план должен учитывать специфику туристического региона, границы которого не всегда совпадают с границами субъекта Российской Федерации, а сама туристическая зона зачастую включает в себя несколько субъектов, что приводит к невозможности стратегирования на уровне субъектов;
необходимо соответствие темпов развития туризма с национальными интересами как россиян вообще, так и местного населения туристических зон.
Кроме того, особенности предложения на туристическом рынке России таковы, что непланомерное развитие въездного международного туризма приведет к ситуации, когда на двух туристических центрах (Москве и Санкт-Петербурге) будут замыкаться до 80% всех въездных турпотоков, что явно не отвечает как требованиям равномерного экономического развития регионов страны, так и национальным интересам россиян [1, С 192].
В связи с этим возникает необходимость разработки стратегии развития въездных туристических потоков в России (Рис. 1). Развитие туристических центров, которые уже сформировались и являются конкурентоспособными на мировом рынке, можно планировать посредством стратегии радиального планирования.
Смысл данной стратегии заключается в том, что туристическая индустрия принимающего региона должна проходить несколько этапов.
На начальном этапе, за счет расширения отельной базы, основного перевозчика, экскурсионных услуг и т.д., должно производиться максимально возможное углубление ассортимента предложений туристического продукта. В качестве примера реализации данной стратегии можно рассмотреть Москву – туристическое направление, широко известное иностранному и российскому туристу.
На начальном этапе необходимо разнообразить отельную базу города, т.е. помимо строительства отелей класса люкс, необходимо возводить отели среднего класса и дешевые средства размещения. В результате, автоматически увеличится ценовая дифференциация въездных международных и внутренних туров, снизится уровень цен, что привлечет не только туристов с невысоким уровнем доходов, но и VIP-путешественников.
Второй этап стратегии радиального развития предполагает постепенное включение в турпродукт посещение близлежащих туристических ресурсов или объектов показа и дальнейшую их популяризацию, что позволит, используя туристическую привлекательность известного центра, «приобщить» туристов и к прочим объектам показа, популяризовать ранее неизвестные среди прибывающих туристов местности.
Третий этап включает предложение принимающими туроператорами комбинированных туров, подразумевающими не просто экскурсионное посещение загородных объектов показа, но и ночевку в них. Смысл данного этапа заключается в рассредоточении туристического потока. Цель этапа – превращение туристского центра в крупный транзитный пункт, принимающий туристов и затем направляющий их в менее значительные населенные пункты.
Таким образом, радиальная стратегия развития въездного туризма позволит сформировать и популяризовать новые туристические центры, постепенно охватывая все большую территорию страны. Данная стратегия практически безрисковая, поскольку изначально основывается на уже известном, среди потенциальных потребителей, туристическом бренде, не требует значительных капиталовложений, так как активно используется уже существующая туристическая инфраструктура. Однако следует отметить, что стратегия радиального развития не ведет к полному туристическому охвату территории страны, поскольку если ранее не известные объекты показа и туристические ресурсы далеки от современных туристических центров.
Стратегия транспортных коридоров – посредством данной стратегии можно планировать развитие туристических регионов сравнительно плотно заселенных (Южной Сибири, Европейской части России). Смысл данной стратегии заключается в первоочередном освоении и популяризации курортов и туристических центров, расположенных в границах сложившихся к стартовому моменту транспортных коридоров страны. Транспортный коридор – это участок территории страны, на котором сосредоточено большинство видов имеющихся транспортных магистралей, обеспечивающих транзит грузов и пассажиров.
Согласно данной стратегии необходимо первоочередное внимание уделять развитию туристических центров внутри коридора с последующим охватом пригородов и близлежащих курортных населенных пунктов.
Это даст возможность предварительной известности среди иностранного потребителя туристических центров как городов – торговых и промышленных предприятий, транспортных узлов и т.д. С другой стороны стратегия транспортного коридора не позволяет охватить большую часть территории страны, обладающую значительными туристическими ресурсами.
Точечная стратегия развития въездного туризма оптимальна для разбросанных для разбросанных по огромным и слабозаселенным территориям (Камчатка, Сибирь, Дальний Восток и т.д.). Согласно стратегии развитие точечного туристического центра предполагается осуществлять автономно, т.е. без взаимосвязи с окружающими территориями. Данная стратегия позволит охватить большую часть отечественных туристических ресурсов, создаст перспективы развития в автономных центрах экологических и экстремальных туров.
Рис. 1. Стратегии развития въездных туристических потоков в России.
Стратегия рекреационного районирования – базируется на развитии в конкретном регионе России определенного вида туризма и типов въездных туров, формируя в итоге специализированную на приеме определенного контингента туристов туристскую зону. Прежде чем реализовать данную стратегию необходимо тщательно изучить потребности потенциального зарубежного рынка и собственных возможностей региона в их удовлетворении. Главной идеей стратегии является специализация туристической зоны на организацию туров, в производстве которых она имеет конкурентные преимущества.
Благодаря стратегии рекреационного районирования создаются перспективы позиционирования туристического региона как направления, оптимально подходящего для определенного типа туров. Кроме того, все усилия, как туристических администраций, так и туроператоров будут сконцентрированы на работе с более узким сегментом потребителей.
Однако существуют и негативные последствия реализации данной стратегии:
неполное использование в производстве регионального туристического продукта имеющихся туристических ресурсов;
неравномерность распределения туристических потоков по территории страны;
возможность появления в результате применения данной стратегии конкурентной борьбы между регионами, специализирующимися на организации идентичных поездок;
Россия не должна позиционироваться на рынке как страна, предлагающая въездные международные туры одного типа быть страной сезонного туризма, поскольку узкая специализация допустима в отношении региона, но никак не в масштабах всей страны и ярко выраженная сезонности допустима в отношении небольших по территории стран.
Таким образом, способы государственного регулирования различных отраслей жизнедеятельности российского государства и общества отличаются по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектам права.
Одними из оптимальных способов политико-правового воздействия, связанного с долгосрочным социально-экономическим развитием Российской Федерации, являются программно-установочные, к которым относятся целевые программы, тематические планы, концепции, а также стратегии развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности нашей страны.
Основными задачами разрабатываемых стратегий являются:
создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности населения, духовного и интеллектуального развития граждан;
обеспечение единства туристского пространства Российской Федерации, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств в сфере туризма.
повышение эффективности мер безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов. Укрепление законности и правопорядка на туристском рынке, формирование уважительного отношения к закону у туристов, работников организаций туристской индустрии, государственных и муниципальных служащих сферы туризма;
формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма;
стимулирование интереса граждан Российской Федерации к материальным и духовным ценностям России, ее традициям и нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения здорового образа жизни, а также патриотического сознания как одного из факторов единения нации.
обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, в том числе народных художественных промыслов;
охрана окружающей среды, капитализация экологических преимуществ Российской Федерации в сфере туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.), обеспечение развития туризма на основе концепции устойчивого развития;
интеграция российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство. Обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма.
Решение поставленных задач позволит туристской индустрии перейти к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, ее сбалансированному пространственному развитию, модернизации и повышению конкурентоспособности на международном туристском рынке.
Литература:
А.Н. Рубаник, Д.С. Ушаков. Технологии въездного туризма. – 2-е изд., исп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. С. 384.
Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс, 2009. С. 340.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 315.
Долженко Г.П. Основы туризма. Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. С. 320.