В работе приведены основные факторы, влияющие на формирование исследовательских умений и навыки будущих учителей профессионального образования.
There are main factors of influence on forming of research skills and abilities of future teachers of professional education.
Научно-технической прогресс сопровождаётся постоянным накоплением новой информации, поэтому во все времена, а особенно сейчас, обществу требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений, не проводить исследования. Только такие специалисты смогут найти предложения, позволяющие поднять процесс производства на высокий уровень.
Дальнейшее развитие производства будет завысить именно от способности специалиста мыслить, исследовать, самостоятельно пополнять свои знания в соответствии с потребностями производства. Научно-технической прогресс значительно изменяет характер производственной деятельности человека, создавая тем самые благоприятные условия для развития его исследовательских способностей, для формирования исследовательской личности.
В соответствии с новыми общественными потребностями возникает необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя, в том числе учителя профессионального образования. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность.
Вопросы организации исследовательской деятельности рассмотрены в работах В.И.Андреев, А.Г.Иодко, Т.Н.Шипиловой и другие, [1-3;5].
Однако, несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных организации исследовательской деятельности студентов, в существующей теории и практике образования, не разработаны дидактические основы формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования.
В данной работе мы попытались определить основные факторы влияющие на формирование исследовательского умения и навыков у будущих учителей профессионального образования.
И.П. Подласый выделяет четыре генеральных фактора, влияющих на продуктивность дидактического процесса: учебный материал; организационно-педагогическое влияние; обучаемость учащихся; время.
Он рассматривал их применительно к процессу обучения школьников. Эти факторы остаются значительными и для решения проблемы формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования. Студенты являются теми же учащимися, только старше по возрасту, поэтому мы считаем, что, частично преобразовав, с учетом профессиональной направленности обучения студентов, их можно применять в формировании исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования.
Исходя из этого, мы считаем, что в процессе и результат формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования будут влиять следующие основные факторы: 1) учебный материал; 2) организационно - педагогическое влияние; 3) обучаемость студентов; 4) время; 5) профессиональная направленность обучения.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.
1.Фактор - учебный материал. Чтобы ответить на вопросы, связанные с формированием исследовательских умений и навыков у студентов, преподавателю вуза необходимо знать отношение самих студентов к этой проблеме. Это даст ему возможность определить содержание, формы и методы, этапы формирования исследовательских умений и навыков у студентов.
Под содержанием мы понимаем систему знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
Мы попытались проанализировать, какое значение уделяют студенты (1 - 4 курсов) специальности профессионального образования (общее число студентов 179 человек) исследовательским умениям и навыкам в их подготовке к учительской профессии. В проведенном анкетировании закрытого типа студентам было предложено ответить на вопрос «Какова, на Ваш взгляд, роль исследовательских умений и навыков в профессиональном становлении учителя профессионального образования?». Характер ответов определял выбор одного из трех предложенных вариантов:
1. Исследовательские умения и навыки не стоит выделять в отдельное условие в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его педагогической деятельности.
Формирование исследовательских умений и навыков - одно из условий в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его будущей деятельности.
Формирование исследовательских умений и навыков - необходимое и главное условие в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его будущей деятельности.
Выявилось три варианта отношений к исследуемому объекту: позитивное, индифферентное и негативное. Результаты опроса сведены в таблицу 1, в которой отражено отношение студентов к приобретению исследовательских умений и навыков как условию системы подготовки учителя профессионального образования к педагогической деятельности. А на рисунок 1 приведено их графические девиции.
Таблица 1.
Отношение студентов к исследовательской деятельности
Отношение студентов |
Курсы обучения, число студентов |
В среднем |
|||
|
|
|
|
||
1. Позитивное |
43% |
44% |
50% |
52% |
47,5% |
2. Нейтралное |
45% |
48% |
45% |
44% |
45,5% |
3. Негативное |
12% |
8,0% |
5% |
4% |
6,75% |
Из рис. 1 видно хотя оценка роли исследовательских умений и навыков личности будущего учителя профессионального образования в педагогической деятельности повышается от курса к курсу (1 — 43%; 4 - 52%), в среднем, по числу опрошенных на направленность ориентации на приобретение исследовательских умений и навыков, ярко выражена лишь у 47,5% будущих учителей профессионального образования. Почти половина студентов (45,5%) не видит профессиональной значимости исследовательских умений и навыков; 6,75% опрошенных, т.е. каждый десятый студент негативно воспринимает роль исследовательских умений и навыков в системе подготовки учителя профессионального образования.
Следовательно, уже на первом курсе студентам необходимо показать педагогическую значимость приобретения исследовательских умений и навыков в их профессионально-педагогической деятельности и начинать их формирование в учебном процессе.
Полученные данные убедительно показали, что отношение студентов к приобретению исследовательских умений и навыков, которое проявляется в познавательной активности, интересе и потребности, явление сложное, многогранное, выступает составной частью такого сложного феномена, как отношение к профессиональному становлению.
На основе более 50 занятий по общепрофессиональным дисциплинам (сопротивления материалов, теории механизмов и машины, детали машины, гидравлика, электротехника) выявилась своеобразная зависимость между пониманием сущности процесса формирования исследовательских умений и навыков преподавателями и организацией ими процесса обучения на лекциях, практических и лабораторных занятиях и понимания сущности этого феномена студентами. Так, например, 62,8% опрошенных студентов первых и вторых курсов и 66,4% преподавателей одним из главных признаков, характеризующих исследовательские умения и навыки студентов, считают обязательное выполнение требований преподавателя, а на долю такого признака, как самостоятельная работа с дополнительным материалом, приходится только 16% ответов студентов и 29,2% - преподавателей. 12% студентов считают, что для профессионального становления необходимо систематически заниматься исследовательской работой, самообразованием, а преподавателей - 42%. Чувство долга заниматься исследовательской работой и проявлять познавательную активность для приобретения хороших профессиональных знаний выделили 6% студентов.
Данная проблема может быть успешно решена преподавателем вуза при комплексном подходе к организации процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов.
Комплексный подход к формированию исследовательских умений и навыков предполагает организацию работы уже на первом курсе. Специально разработанные теоретические дополнения к основному лекционному материалу дисциплин, изучающихся на первом курсе, органически сочетающиеся со спецификой дисциплин, знакомят студентов с такими понятиями, как исследование, исследовательские знания, умения, навыки, анализ, синтез, этапы исследовательской деятельности и др.
На втором году обучения по практикуму в учебных мастерских (содержание этих занятий является основой деятельности учителя профессионального образования) предполагается формирование исследовательских умений и навыков, характерных для производственной деятельности. Это, прежде всего, исследовательский подход к использованию материалов, технологий обработки, организации труда, исследовательский подход к анализу результатов труда и поиску повышения его эффективности. На этом этапе студентам следует демонстрировать, что одну и ту же работу можно выполнить различными способами, и выбору пути должна предшествовать исследовательская деятельность, определяющая его экономическую, эстетическую и другую целесообразность.
На третьем курсе студентов необходимо знакомить с особенностями и способами проведения исследований в области педагогики и психологии. Для этой цели необходимо использовать различные проблемные ситуации в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического блока. Однако, на наш взгляд, на этом этапе обучения студентов, который предшествует педагогической практике в профессиональных колледжей, необходимо усилить исследовательскую подготовку за счет сочетания практического обучения в производственных мастерских и теоретического обучения педагогике и психологии. Реализовать это возможно за счет организации деловых игр на занятиях в учебных мастерских, когда студент выступает в роли учителя и дает урок своим сверстникам. На таких уроках закладываются элементы профессиональных исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования: определение рациональных путей решения педагогических задач, анализ деятельности «учеников», деятельности «учителя», анализ урока в целом и т.д. Организация и проведение таких занятий оправдывают себя, так как студент не только проходит подготовку к педагогической практике в плане сочетания разносторонних знаний и умений в новой для него сфере деятельности - учении учащихся, но и формирует платформу для реальной профессиональной исследовательской деятельности.
На четвертом курсе, в период прохождения педагогической и учебной практики, студенты переходят в новое качество обучающихся. Это уже люди, которые «поглядели» на свою будущую профессию, можно сказать, не снаружи, а изнутри. Происходит переосмысление полученных знаний с точки зрения реального использования на практике, формируется отношение к получаемым знаниям на предмет их дальнейшей пригодности. На наш взгляд, на этом этапе следует строить обучение с учетом упомянутых изменений, и помочь в этом сможет опора на дальнейшее развитие профессиональных исследовательских знаний, умений и навыков. Именно в этот период следует ставить перед студентом педагогическую проблему, разработка которой будет являться основой выпускной квалификационной работы. Педагогическое исследование в рамках выпускной квалификационной работы должно являться стержневым звеном осмысленного приобретения знаний, умений и навыков будущего учителя профессионального образования.
Защита выпускной квалификационной работы подведет итог в подготовке учителя - исследователя. В процессе защиты будущий учитель профессионального образования встанет в условия, где необходимо проявить свои исследовательские умения в конкретном приложении к профессиональной деятельности.
Одним из аспектов, входящих в состав учебного материала является структура его изложения. Определяя структуру изложения учебного материала, мы остановились на следующие: концентрической, предполагающей возвращение к изучаемым знаниям, где один и тот же вопрос повторяется несколько раз с постепенным расширением, обогащением новыми сведениями, связями, зависимостями; спиральной, ее особенностью является то, что обучаемый не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяет и углубляет круг связанных с ней знаний; смешанной, в состав которой входят предыдущие две структуры. Эта структура позволяет излагать отдельные части содержания учебного материала различными способами.
II. Фактор – организационно педагогические влияние. В его состав входят два аспекта: организационно-педагогическое влияние на аудиторных занятиях и организационно-педагогическое влияние на внеаудиторных занятиях.
В состав первого аспекта вошли следующие составляющие, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования:
Методы преподавания и учения. Мы использовали при организации процесса обучения исследовательским умениям и навыкам такие методы, как беседа, лекция, дискуссия, упражнение, лабораторный метод, практический метод, познавательные игры, обучающий контроль, ситуационные методы также различные методики, активизирующие поиск решения творческих задач (поиск аналогов, функционально- стоимостный анализ, морфологический анализ, «мозговой штурм», алгоритм решения изобретательских задач и др.).
Организационные формы. Процесс обучения должен организовать таким образом, чтобы студенты могли работать как индивидуально над исследовательским заданием, так и группой в зависимости от сложности задания. Поэтому при формировании исследовательских умений и навыков мы использовали индивидуальную, групповую и фронтальную формы обучения.
Учебные ситуации. Данная составляющая говорит о способе преподнесения студентам учебного материала. Мы использовали следующие варианты: преподнесена студентии учебного материала: частично на лекциях давать готовый материал о процессе исследования, его методах и другие теоретические вопросы; включать студентов в самостоятельный поиск знаний, а также управлять познавательной активностью студентов.
Контроль и проверка результатов работы. Мы придерживаемся мнения, что от качества контроля и его количества будет существенно зависеть уровень сформированности исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования. В тоже время мы считаем, что его осуществлять необходимо таким образом, чтобы студент не чувствовал себя под постоянным наблюдением со стороны преподавателя, иначе это будет сковывать его. Вынося свою оценку, педагог должен обязательно обосновать и объяснить студентам, почему и за что она выставляется.
5. Оборудование учебного процесса. Материально-техническая база имеет существенное значение для успешного и эффективного обучения студентов по специальности профессионального образования исследователь-ским умениям и навыкам. Для этого процесса необходимо наличие: лекционной аудитории; учебных лабораторий; учебных мастерских, которые должны быть снабжены необходимым оборудованием для выполнения исследовательской деятельности студентов: различные исследовательские установки, лабораторное оборудование, станки, различные приспособления для выполнения исследовательской работы.
6. Применение средств обучения. Средства обучения оказывают значительное влияние на качество знаний студентов, их умственное развитие и профессиональное становление, и правильное их использование позволит качественно организовать процесс обучения.
Для формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования мы будем использовать различные средства обучения: материальные, учебники и учебные пособия, таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование и др.; идеальные: схемы; учебные карты; чертежи; формулы; графики и др.
7. Условия обучения. От условий обучения зависит его качество. При организации процесса обучения студентов исследовательской деятельности, на наш взгляд, необходимо: создание санитарного режима (тепло, свет, вода, чистота); готовность учебных лабораторий, их укомплектованность и выполнение техники безопасности; готовность к занятиям учебных мастерских, выполнение техники безопасности; наличие технических средств обучения; недопущение перегрузки и перенапряжения на занятиях и др.
8. Требования к преподавателю. Основным требованием к профессиональному педагогу является наличие у него педагогических способностей. Определяя требования к педагогу, мы пришли к выводу, что к педагогическим способностям относят следующие: организаторские; дидактические; перцептивные; коммуникативные; суггестивные; исследовательские; научно-познавательные.
Важнейшими профессиональными качествами педагога признаны: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
9. Требования к студенту. Для формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования необходимы начальные знания, на которых будет базироваться исследовательская деятельность. Если же таковые отсутствуют,то сначала необходимо вывести их на тот уровень,с которого можно начинать обучение исследовательской деятельности. Поэтому необходимым требованием к студентам будет наличие у них способностей и желания заниматься исследовательской деятельностью. Следующими будут требования к студентам: выполнение домашнего задания, самостоятельной работы, посещение занятий.
В состав второго аспекта вошли следующие составляющие, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования при организации ими самостоятельной исследовательской работы: объем и характер помощи со стороны (родители, друзья); использование средств массовой информации с учебными целями, чтение дополнительной литературы; организация самостоятельной исследовательской работы.
III. Фактор - обучаемость студентов. Под обучаемостью студентов мы понимаем способность их к учению с возможностью получения заданных результатов в отведенное для этого время. В данный фактор входят два аспекта: обучаемость на аудиторных занятиях и обучаемость на внеаудиторных занятиях.
Обучаемость студентов формированию исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования на аудиторных занятиях будет зависеть от следующих составляющих: уровень общей подготовки студентов; способности у студентов к овладению исследовательскими умениями и навыками; общие характеристики внимания студентов, которые будут зависеть от особенностей нервной системы, темперамента, характера обучающихся; общие характеристики мышления студентов; психологическая установка на сознательное и прочное усвоение исследовательских умений и навыков; мотивация обучения, т.е. насколько студенты понимают и осознают цели формирования исследовательских умений и навыков, проявляют ли они к этому интерес; темпы усвоения знаний и умений исследовательской деятельности; здоровье студентов, их утомляемость, заболеваемость; их жизненные планы и ценностные ориентации; дисциплинированность студентов.
Обучаемость формированию исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования во внеаудиторной деятельности будет зависеть от: осуществления самоконтроля (его объема, частоты, качества); настойчивости студента; его целенаправленности; работоспособности; ценностных ориентаций; стимулирования; мотивации; состояния здоровья; способностей; скорости запоминания и усвоения; уровня и особенностей мышления и др.
IV. Фактор - время. В нем также можно выделить два аспекта: затраты времени на аудиторных и на внеаудиторных занятиях на исследовательскую деятельность.
Формирование исследовательских умений и навыков на занятиях будет зависеть от затрат времени: на восприятие и первичное усвоение знаний об исследовательской деятельности; на закрепление изученного материала; на осуществление периодичности контролирования, повторения и закрепления знаний; на выполнение тренировочных упражнений и применения исследовательских знаний и умений.
Формирование исследовательских умений и навыков у студентов при самоподготовке будет зависеть от времени, затрачиваемого на: выполнение домашних заданий, чтение дополнительной литературы, участие в работе исследовательских кружков.
V. Фактор - профессиональная направленность обучения. Главная функция учителя заключается в управлении процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т.е. учитель должен не учить, а направлять обучение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.
При подготовке студента к профессиональной исследовательской деятельности в профессионального образования, мы должны организовать процесс обучения таким образом, чтобы наш выпускник, придя в школу, мог не только передать полученные в вузе знания, умения и навыки школьникам, но и направить их, предоставляя тем самым больше самостоятельности, инициативы, свободы школьнику. «Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора».
В педагогике определены функции, которые должен выполнять профессиональный учитель: целеполагание - умение ставить цель и определять пути ее достижения; диагностирование - умение выявлять уровень физического и психического развития учащихся, уровень их умственных способностей, условия воспитания и т.д.; прогнозирование - умение предвидеть результаты своей деятельности; проектирование учебно-воспитательной деятельности; т.е. конструирование модели предстоящей деятельности, выбор средств и способов достижения цели; планирование учебно-воспитательной деятельности; организация деятельности - вовлечение учащихся в намеченную работу, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели; информирование - учитель - главный источник информации для учащихся; контролирование; анализирование - определение эффективности выполненной деятельности.
Мы считаем, что процесс формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования необходимо осуществлять с включением указанных функций, что по нашему мнению, будет способствовать развитию профессионализма будущих учителей профессионального образования.
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 236 с.
Андреев В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. - Казань, 1992. — 46 с
Иодко А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.- 16 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы процесса обучения. - 576 е.: ил.
Шипилова Т.Н. О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - С. 3-15.