Оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России [1] , показала, что он составляет 45% уровня потребления энергии в 2005 году, или 403 млн. т у.т. (420 млн. т у.т. с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах). Но даже полная реализация технического потенциала повышения энергоэффективности к 2020 году не решает задачи обеспечения развития экономики достаточными энергетическими ресурсами.
На сегодняшний день, снижение потребления энергии возможно за счет более динамичного снижения объема производимой продукции в наиболее энергоемких отраслях: металлургической, химической и нефтехимической, цементной, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. В некоторой степени этому способствовал экономический кризис. Из-за падения производства в этих отраслях энергоемкость ВВП в 2010–2011 годах может снизиться на 3,8–3,9% в год. Но по мере выхода из кризиса в 2012–2020 годах и постепенного возвращения выпуска энергоемкой продукции к докризисным уровням снижение энергоемкости ВВП может замедлиться примерно до 1% в год, что затруднит решение задачи снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. Темпы «снижения энергоемкости в среднем на 4% в год до 2020 года» ([1]) можно обеспечить за счет комбинации рыночных сил и активной государственной политики рационального энергоиспользования, которая сегодня в России недостаточно используется.
Снизить энергоемкость ВВП России в 2007–2020 годах на 40% возможно следующими способами:
-реализовав политику, нацеленную на минимизацию разрыва в уровнях энергоемкости производства основных товаров и услуг в России с мировыми образцами к 2030 году;
-или при использовании жесткого графика повышения цен на энергоносители после 2012 года – ежегодно на 13–15% вплоть до 2020 года [1].
Как уже сказано выше, к энергоемким мы отнесли нефтехимическую и химическую, металлургическую, машиностроительную отрасли и т.д. С 2000 года замедляются темпы роста, и снижается рентабельность производства на многих предприятиях данных отраслей. Так, удельный вес убыточных предприятий химической и нефтехимической промышленности в 2003 году составил 40,6% против 32,3% в 1999 году. Недостаток инвестиций в 1991-1998 годах привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около многих объектов на базе комплектного импортного оборудования. Это повлекло за собой отставание технического, технологического и экономического уровня производственных мощностей от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. В результате стагнации инновационной и инвестиционной деятельности производственный потенциал энергоемких отраслей характеризуется снижением технического уровня, не обеспечивающего необходимых предпосылок для наращивания выпуска конкурентоспособной (по параметрам качества и цены) продукции.
Среди факторов, сдерживающих стабильное функционирование энергоемких отраслей, можно выделить: опережающие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.
Например, при росте цен на химическую продукцию за 3 года (2007-2009 гг.) примерно в 1,5 раза, цены на основные энергоресурсы выросли значительно больше: на природный газ - в 2 раза; сырую нефть - в 1,9 раза; электроэнергию для промышленных потребителей - в 2,3 раза. Тарифы на электроэнергию с 1 января 2010 года для промышленных потребителей увеличены на 7,6%, а для населения рост составил 10% (решение Федеральной службы по тарифам). Правительство приняло решение сократить в 2010 году темп роста тарифов на электроэнергию, так как в 2009 году тарифы на электроэнергию для промышленности выросли на 19%, а для населения - на 25%.
Из-за роста цен на энергоресурсы повышаются цены на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями энергоемких отраслей. В итоге, рост себестоимости производимой продукции энергоемких промышленных предприятий привел к снижению их конкурентоспособности.
Высокая энергоемкость и чрезмерные энергозатраты на функционирование экономики традиционны для России. Однако, начиная с девяностых годов, власти предпринимают попытки вести борьбу с высокой энергоемкостью промышленной продукции. Например, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Правительства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772, Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики [1].
План включает пять основных направлений [1]:
-разработка современной нормативно-правовой базы;
-формирование организационных структур;
-государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
-взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
-информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из указанных направлений разработаны
конкретные меры и начат процесс их реализации. Основным условием
развития энергосбережения и энергоэффективности в стране является
разработка современной нормативно-правовой базы.
Основные
принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были
сформированы в Федеральном законе № 28-ФЗ «Об энергосбережении»
от 3 апреля 1996 года. Они включали:
- приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надзора за
эффективным использованием энергоресурсов;
- обязательность
учета производимых, получаемых или расходуемых энергоресурсов;
- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;
- сертификацию топливо-, и энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергоресурсов и другие.
К 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т.у.т. в год. В период с 1998 по 2004 год в субъектах Российской Федерации было принято 43 закона об энергосбережении, создано 75 центров энергоэффективности и агентств по энергосбережению [1]. Несмотря на это, в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась по следующим причинам: - Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Это повлекло за сбой ослабление возможности нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса;
- изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах Российской Федерации, сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ «Об энергосбережении» меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;
- в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.
В направлении формирования организационных структур повышения энергоэффективности: создан Координационный совет - инструмент практической реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях. Министерством были подготовлены проекты нормативных документов и проведена организационная работа по формированию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий прежде всего в федеральной бюджетной сфере с тем, чтобы снизить на 30-35% потребление топливно-энергетических ресурсов. Ожидается, что ФЭСКО с сетью дочерних структур станет важным элементом в структуре управления энергосбережением и энергоэффективностью в стране, предназначенным для решения задач по:
- организации энергоаудита в бюджетной и производственной сферах;
- выполнению энергосервисных услуг;
- организации внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования;
- реализации финансовых механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности.
В итоге, в России за последние годы была принята масса законодательных актов по стимулированию энергоэффективности экономики и производства, а также экономии населением потребляемой энергии. Это должно было способствовать повышению уровня энергоэффективности в стране. Однако, отсутствие мотивации и необходимых финансовых вложений для реализации на практике политики энергосбережения (общих энергобалансов, алгоритмов энергоэффективности, экономически эффективных программ энергосбережения) - затягивает этот процесс.
По мнению специалистов, до сих пор до конца не прописаны механизмы реализации программ повышения уровня энергосбережения и, нет механизмов контроля выполнения законодательных инициатив. Использование в производстве морально и физически устаревшего оборудования, из-за отсутствия у большинства промышленных предприятий средств на его замену или модернизацию, тоже приводит к нерациональному расходу энергетических ресурсов и лишь усугубляет ситуацию. Поэтому, несмотря на то, что в последние годы в России принят целый ряд законодательных актов, направленных на активизацию процессов энергосбережения, существенных сдвигов в направлении разработки энергосберегающей политики так и не произошло.
Таким образом, ситуация в отечественной экономике в целом и в энергоемких отраслях, в частности, подтверждают невозможность использования прежней системы управления промышленными предприятиями. Необходима разработка новых подходов к управлению, реагирующих на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране и мире.
Административно- хозяйственная система за счет централизованного управления и прямого регулирования, обеспечивала монополию государства в сфере разработки стратегии деятельности промышленных предприятий и отраслей промышленности. Между тем, рыночная экономика, предполагающая коммерческую самостоятельность предприятий в принятии стратегических решений в сфере управления, поставила перед их управленческими кадрами задачу освоения новых методов управления.
На сегодняшний день, эффективность деятельности руководства энергоемкого промышленного предприятия, во многом, зависит от адаптации к изменяющейся рыночной среде и возможности вести конкурентную борьбу. В условиях рыночной экономики система стратегического управления, позволяющая осуществлять гибкое регулирование и отвечать вызовам со стороны внешней среды предприятия, позволяет добиваться и сохранять конкурентные преимущества и достигать намеченных целей в долгосрочной перспективе [1].
Стратегическое управление формируется тремя группами вопросов:
Цель и назначение организации;
Разработка стратегического плана;
Формулирование комплексной стратегии.
Следовательно, формулирование стратегических целей и задач в управлении энергоемким предприятием, в рамках общегосударственной политики увеличения энергоэффективности - становится актуальной управленческой задачей.
Наибольший вклад в развитие стратегического управления внесли О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, Е.П. Голубков, М.И. Круглов, Э.А. Уткин и др. [1].
Однако в современной научной литературе в недостаточном объеме рассматривается проблема формирования энергетической стратегии, вопросы построения эффективной системы энергетического менеджмента, влияние энергетического фактора на результаты функционирования отдельного промышленного предприятия, вопросы формирования энергетической стратегии на микроэкономическом уровне.
Переход к рыночной экономике и экономический кризис негативно отразились на состоянии крупных энергоемких предприятий химической, металлургической, нефтехимической промышленности. Конкуренция на мировых рынках, реальный потребительский спрос при резком снижении инвестиций обострили проблему высокой энергоемкости производимой продукции. А высокая энергоемкость, в современных экономических условиях, может привести к снижению конкурентоспособности предприятия.
Энергетические затраты являются одной из основных статей в структуре себестоимости производимой продукции крупных энергоемких предприятий. Следовательно, их снижение становится одной из приоритетных задач в рамках комплексной стратегии предприятия.
Однако проблемы формирования энергетической стратегии предприятий, несмотря на всю их значимость, находятся на самом начальном этапе своего развития. На сегодняшний день отсутствует устоявшаяся терминология, относящаяся к этой проблеме, не решены вопросы, связанные с определением ее места в реализации общей стратегии развития предприятия, принципов построения, этапов разработки и т.д.
Проблемы энергетической стратегии, в основной своей массе, рассматриваются только с точки зрения условий функционирования энергетического комплекса.
Стратегическое управление имеет методологическую особенность – это нахождение соотношения стратегического управления, маркетинга и планирования в общем комплексе стратегического управления. Энергетическая стратегия, на наш взгляд, может быть рассмотрена при комплексном подходе к стратегическому управлению.
Назначение комплексной стратегии – обеспечение экономического эффекта работы промышленного предприятия за счет ряда мероприятий, предполагающих увеличение прибыли, снижения затрат в структуре себестоимости продукции, обеспечения конкурентных преимуществ. Следовательно, комплексная стратегия может выступать своего рода «локомотивом» стратегического управления.
При разработке комплексной стратегии важной задачей становится определение комплекса стратегий предприятия [1]. Предположим, что в данном комплексе будет главной стратегия маркетинга, предполагающая использование методологии и методов стратегического маркетинга. На стратегию маркетинга возложены следующие задачи: изучение рыночного сегмента, его конъюнктура, анализ конкурентной продукции и т.д. Результатом данной стратегии должно быть расширение рынков сбыта и сохранение конкурентных преимуществ продукции промышленного предприятии. Так как это может способствовать росту реализации продукции и улучшению показателей прибыльности и рентабельности, следовательно, достигаются цель комплексной стратегии - экономическая эффективность деятельности предприятия. В работе [1] анализируется тезис о том, что стратегия маркетинга сводит в «единый комплекс стратегию качества, ресурсную и конкурентную стратегии».
Но, на сегодняшний день остро встает вопрос о дополнении ресурсной стратегии энергетической составляющей. Вопросы энергоснабжения можно анализировать и в ресурсной стратегии, но тогда она предполагает исследование потребления и использования всех ресурсов предприятия. Тогда как, в современных экономических условиях, вопросы энергозатрат и энергопотребления, особенно для энергоемких предприятий, ставят их на одно из первых мест при разработке стратегии развития организации.
На рис.1 представлена последовательность стратегического планирования.
Рис.1 - Сферы управленческого воздействия комплексной стратегии
Так как энергоемкому промышленному предприятию необходимо заранее просчитывать энергозатраты на производство продукции, предполагать рост тарифов на тепло- и электроэнергию, то включение энергетической стратегию в общую комплексную позволит, относительно контролировать внешнюю среду предприятия, обеспечить реализацию мероприятий стратегического плана, и достичь запланированных целей.
Формирование общей комплексной стратегии предприятия и энергетической стратегии в частности – это сложный процесс, требующий четкой формулировки того, что мы понимаем под этими определениями.
На сегодняшний день в работах многих экономистов приводятся различные толкования определении «стратегия» и «энергетическая стратегия страны». При этом понятие «энергетическая стратегия предприятия», «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия», встречаются довольно редко, гораздо чаще можно встретить определение «энергетический менеджмент».
Для того, чтобы сформулировать определение понятия «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия» мы проанализировали понятийный аппарат, составленный на основе научных источников [1].
Из анализа литературы мы сделали вывод, что большинство определений относится к понятию «стратегия». Под ней понимаются план производства и развития организации; направление для достижения целей организации; модель поведения предприятия на рынке для достижения определенных целей и т.д.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день мало используются термины, разъясняющие суть понятия «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия»: - для чего ее разрабатывают, и какое место она занимает в общей стратегии развития предприятия. В основном данное понятие используется в контексте общей отечественной экономики, энергетики страны. Определение «энергетический менеджмент» не отражает, на наш взгляд, всей сути анализируемого вопроса.
Мы предлагаем свою интерпретацию понятий «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия».
Энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия - это модель поведения энергоемкого промышленного предприятия в условиях действующего конкурентного рынка электроэнергии с целью снижения энергетических затрат в структуре себестоимости производимой продукции, для сохранения ее конкурентных преимуществ.
При этом энергетический менеджмент- это комплекс управленческих мероприятий, в рамках энергетической стратегии, направленных на снижение энергетической составляющей в структуре себестоимости продукции энергоемких предприятий с целью обеспечения их конкурентных преимуществ на рынке, и сохранения высоких показателей экономической эффективности их деятельности.
В целом же, энергетическая стратегия, являясь частью комплексной, позволяет достичь прибыльности и конкурентоспособности промышленного предприятия.
Энергетическая стратегия конкретных предприятий
должна соответствовать основным направлениям реализации
энергетической стратегии на федеральном и региональном уровнях.
Однако отсутствие конкуренции на рынке электрической энергии, после
реструктуризации РАО «ЕЭС России» и «реформирования»
энергетической системы России, а так же последствия экономического
кризиса приводят к тому, что
разрабатываемые мероприятия
ограничиваются, как правило, только поиском путей и резервов снижения
себестоимости производимой продукции энергоемких предприятий за счет
сокращения энергетических затрат.
Между тем, необходимо расширить возможности предприятия в формировании его энергетической стратегии и улучшить использование ее внутренних факторов, которые определяются, финансовым положением предприятия, удельным весом энергозатрат в структуре себестоимости выпускаемой им продукции, а также возможностями функционирующей на предприятиях системы учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов. Так же энергетическая стратегия энергоемких промышленных предприятий должна ориентироваться на реализацию общей (комплексной) стратегии развития предприятия, и способствовать ее реализации.
- Литература:
Смышляева, Е.Г., Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия и оценка ее эффективности в условиях энергетического рынка: монография / Е.Г. Смышляева. - Тольятти, 2011.- 76с. ISBN 978-5-9581-0249-5