Управление вузом в современных условиях невозможно без комплексной автоматизации всех аспектов его деятельности. В настоящее время наблюдается недостаток доступных и тиражируемых решений автоматизации процесса разработки УМКД кафедры вуза.
Использование средств автоматизации в работе на сегодняшний день является актуальным, так как это позволит создавать условия для рационального использования рабочего времени сотрудников кафедры, обеспечить быстрый доступ к необходимой информации, а также ее надежное хранение и дальнейшее использование.
Современное состояние среды документооборота обусловлено не только социально-экономическими преобразованиями, но и развитием информационных технологий. Большое значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации, надежность ее хранения, удаленный доступ, предоставление информации в нужное время, на нужном носителе и в нужной форме, с учетом психологических и эргономических требований. Открывшийся доступ к мировым информационным ресурсам, переход на электронные документирование, хранение и передачу документов, т.е. переход на принципиально новые способы организации информации и доступа к ней, ставят перед документоведением, архивоведением, документалистикой и другими научными дисциплинами, имеющими в качестве объекта исследования документ, принципиально новые научные и прикладные проблемы. Их решение требует осмысления богатого исторического опыта эволюции документа как носителя информации, развития делопроизводства, смены носителей и технологий и формулирования соответствующих зависимостей.
На современном этапе развития образования заметную роль приобретает учебно-методический комплекс. Максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике – учебно-методический комплекс с успехом выполняет все эти задачи. Качественный учебно-методический комплекс обеспечивает системный подход к дидактическому процессу, освещает изучаемые вопросы с различных сторон. Именно поэтому все больше преподавателей, студентов, учащихся отдают ему свое предпочтение.
УМКД – это комплект учебных, учебно-методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:
- Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
- Разработка образовательного стандарта дисциплины.
- Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
- Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
- Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
- Разработка заданий для контрольных точек.
- Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
- Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
- Оформление документации УМК.
- Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
- Согласование и утверждение УМК.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в обязательном порядке:
пояснительную записку (цели и задачи курса, место в учебном процессе);
рабочую программу.
Рабочая программа в свою очередь имеет сложную структуру и состоит из следующих разделов:
перечень рекомендованной литературы (по модулям, разделам) и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.);
методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания);
учебно-тематический план семинарских занятий (если таковые имеются) с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями;
методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий (если таковые имеются);
перечень тем для написания курсовых и дипломных работ (если такая работа предусмотрена) и порядок их оформления;
перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);
программу государственного итогового экзамена (если такой предусмотрен);
методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.);
программное и методическое обеспечение практики (если таковая имеется);
раздаточный материал и наглядные пособия, электронные учебники, аудио- и видеоматериалы [1,c.17].
Рабочая программа дисциплины в системе высшего профессионального образования является одним из основных документов общей образовательной программы по соответствующему направлению (специальности) высшего учебного заведения.
В связи с тем, что стандарты оформления и составления документов могут со временем меняться, выпускающие кафедры вузов вынуждены проделывать повторную работу составлению рабочих программ. Этот процесс является очень трудоемким и для того, чтобы его упростить, необходима система автоматизации документов УМКД.
В автоматизированной системе должна быть возможность автоматической генерации рабочих программ по всем вида дисциплин, преподаваемых выпускающей кафедрой.
-
Система автоматизации УМКД должна
соответствовать требованиям масштабируемости, распределенности,
открытости.
- Масштабируемость. Желательно, чтобы система могла поддерживать, как пять, так, и пять тысяч пользователей, и ее способность наращивать мощность определялась только мощностью аппаратного обеспечения, на котором она установлена.
- Распределенность. Системы автоматизации УМК должна поддерживать взаимодействие распределенных площадок. Причем они могут быть объединены самыми разнообразными по скорости и качеству каналами связи. Также архитектура системы обязана обеспечивать взаимодействие с удаленными пользователями.
- Открытость. Система автоматизации УМК не может и не должна существовать в отрыве от других приложений, к примеру, часто необходимо интегрировать систему с прикладной бухгалтерской программой. Следовательно, система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции.
- На данный момент существуют различные системы по автоматизации учебного процесса вуза. Однако в этих системах в меньшей степени реализован УМКД. В связи с этим вопрос об автоматизации учебно-методического комплекса дисциплины остается актуальным. Разработка модуля УМКД позволит в значительной степени снизить трудозатраты на разработку рабочей программы, позволит создавать унифицированные рабочие программы и проверять существующие на соответствие ГОСТ.
- Основные причины создания модуля автоматизации генерации УМКД:
- Масштабируемость. Желательно, чтобы система могла поддерживать, как пять, так, и пять тысяч пользователей, и ее способность наращивать мощность определялась только мощностью аппаратного обеспечения, на котором она установлена.
Данный модуль позволит ускорить процесс создания рабочих программ;
Снизит количество ошибок при создании рабочих программ;
Повысить качество составления рабочих программ;
Модуль будет гибким к изменению стандартов составления рабочих программ;
Позволит проверить созданные рабочие программы на соответствии ГОСТ.
- Основной задачей модуля
автоматизации УМКД является генерация рабочих программ по
преподаваемым дисциплинам. Генерация рабочих программ будет
осуществляться в офисный пакет OpenOffice.org,
так как этот пакет бесплатный, поддерживает все известные форматы
документов, имеет удобный пользовательский интерфейс и богатый
функционал. Создание и заполнение рабочей программы выполняется с
помощью заготовленного шаблона документа. Шаблон представляет собой
макет документа в котором находятся специальные поименованные поля
«Переменные», таблицы, заголовки и т.д.
- На Рис.1 представлена блок-схема алгоритма обработки шаблона.
- На Рис.1 представлена блок-схема алгоритма обработки шаблона.
Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма обработки шаблона
- На Рис.2 представлена диаграмма прецедентов приложения
Рисунок 2 - Диаграмма прецедентов
Таким образом, модуль автоматизации УМКД кафедры вуза позволит автоматизировать определенный круг задач, с которыми сталкиваются работники кафедры. В связи с этим, необходимо выбрать инструментальные средства разработки. Соответственно, выбираемое средство разработки должно:
поддерживать несколько языков программирования;
иметь развитые библиотеки компонентов для работы с базами данных и приложениями OpenOffice.org и MS Office;
отвечать современным требованиям безопасности.
Практическое значение работы:
Созданный программный продукт позволит экономить время сотрудников кафедры вуза на составление документов блока УМКД.
Литература:
Автоматизация управлением учебным процессом “АСУО Контингент” [Электронный ресурс]. – [2010]. – Режим доступа: http://asuo-kontingent.ru.
Солянкина, Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л.Солянкина – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009. – 27 с.
Фаулер, М. Архитектура корпоративных программных приложений: Пер. с англ./ М. Фаулер — М .: Издательский дом "Вильямс", 2006. — 544 с.