В развитии и обучении детей в настоящее время используются как традиционные коррекционно-развивающие методики, так и новые технологии, такие как Лего, Лого, игры и занятия с нетрадиционным оборудованием и материалом.
Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов, изобразительные игрушки, которые могут использоваться как в самостоятельных видах деятельности, так и в сочетании с другими направлениями работы (игры с водой и песком, сюжетно-ролевая игра и др.).
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах коррекционно-развивающей работы.
В рамках основной Программы воспитания и обучения занятия с Лего материалом помогают развивать необходимые виды детской деятельности (изобразительную, игровую, познавательную), формирует и развивает пространственные ориентировки, мелкую моторику, сенсорные представления, могут использоваться всеми специалистами во всех направлениях обучения, мной разработана следующая схема работы с Лего конструктором, где отражена взаимосвязь с другими направлениями коррекции и развития:
развитие элементарных конструктивных навыков
развитие мелкой моторики
развитие пространственной ориентировки
сенсорное развитие
развитие познавательных процессов
обогащение и развитие представлений об окружающем мире
классификация
развитие творческих способностей
развитие сенсорно-аналитической деятельности
знакомство с многообразием животного мира, формирование бережного и ответственного отношения ко всему живому
формирование элементарного представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психического и интеллектуального развития детей каждой группы.
Учебный процесс предусматривает подгрупповые (группа формируется в зависимости от уровня развития детей) и индивидуальные занятия.
Форма контроля: 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь-октябрь, май-июнь).
Нами подготовлены, в соответствии с учетом контингента детей, следующие критерии, определяющие уровни развития:
1 уровень
Ребенок имеет индивидуальные физические способности, интерес поверхностный; включается в коллективную деятельность; эмоционально неустойчив; имеет разрозненные навыки и представления; деятельность носит нецеленаправленный характер.
2 уровень
У ребенка наблюдается пассивность при достаточных знаниях; умениях и навыках; раскрывается предостаточная мотивация заинтересованности; освоение программногоуровня,сниженное в силу индивидуальных особенностей.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
теоретические |
практические |
примечания |
1 |
Обследование детей |
80 |
- |
80 |
- |
2 |
Подготовка к созданию проекта “Волшебные лабиринты” |
56 |
24 |
32 |
- |
3 |
Модели “Человека” |
48 |
20 |
28 |
- |
4 |
Создание проекта “Волшебные лабиринты” |
38 |
- |
38 |
- |
5 |
Подготовка к созданию проекта “Дом, в котором мы живем” |
56 |
24 |
32 |
- |
6 |
Создание проекта “Дом, в котором мы живем” |
36 |
- |
36 |
- |
7 |
Подготовка к созданию проекта “Зимние праздники” |
56 |
24 |
32 |
- |
8 |
Создание проекта “Зимние праздники” |
56 |
24 |
32 |
- |
9 |
Создание проекта “Новогодние гости” |
52 |
22 |
30 |
- |
10 |
Подготовка к созданию проекта “Животный мир” |
56 |
24 |
32 |
- |
11 |
Создание коллективного проекта “Животный мир” |
60 |
24 |
36 |
- |
12 |
Подготовка и создание проекта “Цветочная поляна” |
84 |
32 |
52 |
- |
13 |
Моделирование из набора “Железная дорога” |
80 |
30 |
50 |
- |
14 |
Игра “В гостях у цирка” |
82 |
36 |
46 |
- |
Содержание образовательной программы
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего и старше дошкольного возраста, в данной программе большое место отводится сенсорному развитию и конструированию, а также созданию коллективных моделей. В этих видах деятельности происходит коррекция и развитие познавательной деятельности, взаимодействия между детьми.
Учебный план составлен из расчета 2 –часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю,т.е. 840 часов в год.
Учебный план “ГОУ Детский сад №659” разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положение о порядке аттестации и государственнойаккредитации рекомендаций Министерства образования РФ “Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей” и “Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”(218.06.2003 № 28-02-484/16).
Методическое обеспечение программы
Лего – дом-семья
Лего – люди мира
Природное сообщество приусадебного участка
Природное сообщество водоема
Природное сообщество луга
Птицы зимой
Никитины кубики
Магнитный лабиринт
MolioBornimago
SPECTRA –Lery-Puramide
Конструктор – 61 деталь
Математический планшет
Гиганский набор Лего
Домашние животные
Стандартный набор Лего, строительные платы
Маленькие лесные друзья
Транспортные средства
Остров счастья
Детское лото
Игры с логическими блоками Дьенеша
Палитра
Бамбалео
Условия реализации программы
Наличие необходимых условий для занятий: кабинеьт со свободным пространством, где можно заниматься 4-8 участникам, наглядности.
Подбор участников на занятиях по «ЛЕГО» по уровням развития, умение увлечь их в процесс создания проекта.
Последовательное выполнение задачи, целей поставленных программой работы.
Осуществление коррекционно-развивающей работы, подбор индивидуальных методов.
Литература:
Комарова Л.Г. строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего).-М.:”ЛИНКА-ПРЕСС”,2001 г.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 г.
Западное окружное управления образования Департамета образования города Москвы. Сборник материалов для руководителей центров развивающих игр. Москва 2006 г.