Формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста базируется на установлении гуманистических взаимоотношений с учащимися и организации коммуникативной деятельности в условиях приближенным к будущей профессиональной. Социокультурная среда как стимулирующая сфера развития данного качества играет основополагающую роль.
Социокультурная среда — это многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. В рамках социокультурной среды выделяют:культурно-историческое наследие,художественная среда обитания человека,социально-психологическая, духовно-нравственная, политическая иэкологическая среда обитания[2].
В условиях развития информационного общества большая роль в становлении личности молодого человека, в формировании его социального капитала принадлежит высшему учебному заведению и его социокультурной среде. Высшее учебное заведение как социальная культурная среда будущего специалиста выступает как стимулирующий фактор в формировании личности будущего специалиста, и его коммуникативной компетентности в частности. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность свойств, необходимых будущему специалисту, бакалавру, магистру для успешного проведения коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере; т.е. для осуществления перцептивных (восприятие партнера по профессионально-деловому общению), собственно-коммуникативных (передача профессионально-деловой информации) и коммуникативно-операциональных действий (воздействие на партнера по профессионально-деловому общению).
Как культурно историческая среда высшее учебное заведение представляет собой систему традиций обучения и воспитания, поддерживающих в вузе. Мы в своем опыте обучения иностранным языкам в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина в рамках темы Образование изучаем историю создания вуза, факультетов, отделений, а также биографиюзнаменитых выпускников, жизненный путь и выдающиеся работы исторических личностей, связанных с учебным заведением, победителей конкурсов, деятелей вуза, профессоров, педагогов. Студенты знакомятся с культурно-историческим наследием знаменитых вузов мира, с трудами Нобелевских лауреатов, изобретателей, первооткрывателей и др.
Учебное заведение, как художественно-эстетическая среда, обеспечивает соответствующие формы активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество художественной жизни. Подразумевает активное участие учащихся в работе различных кружков, в рамках дополнительного образования, предоставляемые вузом, таких как школах хореографии, пении, театрального искусства, изобразительного творчества, фото кружках и др. Вуз предлагает широкое использование творческих форм художественно-эстетической направленности в процессе обучения основным дисциплинам курса. Так в курсе «Иностранный язык» на неязыковых факультетах такие активные формы как драматизация, игры-симуляции, ролевые игровые технологии и др. направленные на стимулирование коммуникативной компетентности также способствуют развитию артистических способностей, музыкального слуха, художественного вкуса и др.
Социально-психологическая среда обитания направлена на развитие межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения. В развитии коммуникативной компетентности межличностные отношения играют первостепенную роль. В этом случае университет, институт является благоприятной средой развития отношений между учащимися, между учащимися и преподавателями, преподавателями между собой, между руководством вуза и подчиненными и др.,а также отношения, складывающиеся между учащимися и другими участниками в результате учебно- воспитательной деятельности будущих специалистов. В стимулировании коммуникативной компетентности огромную роль играет развитие партнерских взаимовыгодных отношений, поэтому такие формы в образовательном процессе как соревнование, ситуации успеха, соперничество, командная игра создают основу для данных компетенций. А также организация студентами и их участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, празднествах, как в рамках вуза, так и в мероприятиях более широкого масштаба способствуют развитию и формированию коммуникативной компетентности.
Духовно-нравственная среда обитания связана с содержанием духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни. В высшем учебном заведении помимо того, что воспитательная роль отведена кураторам групп/курсов, тьюторам, назначенным из числа студентов старших курсов, работу которых контролируют и направляют заместители деканов факультетов и проректоры,считаем,что весь учебно-образовательный процесс в целом должен быть направлен на воспитание в будущем специалисте таких качеств как толерантность, эмпатия, рефлексия, взаимовыручке, любви к ближнему, состраданию.На занятиях по иностранному языку мы обсуждаем вопросы воспитания в рамках тем курса, при просмотре видеофильмов, а также в жизненных, профессиональных ситуациях.
Политическая среда обитания подразумевает характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности. Высшее учебное заведение как политическая среда может бытьпредставлена в системе организации процессом управления образования и воспитания, участие студентов в общественной работе вуза, в студенческом профкоме и др., а студенты политологи и все желающие активно участвуют в работе избирательных комиссий, компаний, в переписи населения, социологических опросах и т.д.В рамках предмета Иностранный язык студенты знакомятся с политическим устройством и стилем управления стран изучаемого языка, узнают об избирательных системах, политических лидерах этих стран, участвуют в политических дебатах, ролевых играх и др..
Экологическая среда обитания – состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире.Помимо естественно-географических специальностей, студенты которых активно вовлечены в работу,направленную на развитие экологического воспитания как теоретического, так и практического характера – ежегодная полевая практическая работа в различных уголках региона, страны, мира;участие в научных конференциях, студенты и других специальностей участвуют в совместных проектах по сохранению лесных массивов, заповедников и мн. др. Вуз призван помочь будущему специалисту в развитии экологического воспитания. На занятиях по иностранному языку мы обсуждаем темы Утилизация – Повторное использование, Зубры окского заповедника, а такжеизучаем опыт зарубежных стран по экологическому воспитанию в школе, колледже и др.
Социокультурное пространство включает в себя и основные сферы жизнедеятельности человека. К основным сферам жизнедеятельности молодого человека, студента, будущего специалиста, где он тратит свои ресурсы (время и энергию), мы относим – образовательную, будущую профессиональную деятельность- условия будущего профессионального самоопределения и самореализации личности студента, будущего специалиста; досугово-рекреационную, физкультурно-оздоровительную и информационную.
Досугово-рекреационная деятельность студента представлена досуговыми, туристско-экскурсионными, и др. учреждениями, где созданы условия для комфортной жизни и отдыха студента, способствующие здоровому образу жизни. Студенты отделения География – Туризм разрабатывает экскурсии по историческим местам; новое направление -экотуризм – набирает обороты; студенты теологического отделения участвуют в создании маршрутов по святым местам. На занятиях по иностранному языку студенты этих отделений участвуют в проекте Гиды – Переводчики, Экскурсоводы и др. В рамках курса «Иностранный язык» студенты и др. отделений представляют проектные работы на тему «Общежитие – наш дом», «Зарубежные каникулы» и мн. др. – презентация обязательна.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в вузе представлена инфраструктурой учреждений спорта и здравоохранения, стадионы, спортивные гимнастические залы, предоставление абонементов посещения бассейнов, фитнесс клубов, все, что обеспечивает поддержание здоровьястудента, развитие его физических и психических способностей.Для снятия напряжения, усталости, поднятия интереса к предмету нами на занятиях по иностранному языку широко применяются элементы здоровье-сберегающих технологий. Это – зарядки, песни на языке изучаемого языка, танцы – в рамках технологии – изучение языка в движении, музыка в качестве релаксации, аутотренинги и др.А также переключение деятельности, новизна, актуальность тем обсуждения также играет роль здоровье-сберегающих педагогических технологий.
Информационная сфера представлена доступами к библиотекам, средствам массовой информации[4].Информационная сфера жизнедеятельности, представленная в университетском образовании, в современных условиях играет первостепенное значение. Мы включаем в социокультурное пространство вуза информационную сферу – это та база данных, которым владеет университет, институт и в состоянии предоставления всем желающим.
Мы в своем вопросе стимулирования коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматриваем социокультурную среду Интернета в системе университетского образования. Стивен П. Хейнеман – профессор Университета Вандербильта в Нашвилле (шт. Теннесси), специалист по вопросам международного образования, считает, что качественное высшее образование требует наличия современной электроники в классах, общежитиях, библиотеках, научных лабораториях и аудиториях для занятий. Самые качественные и передовые учебные планы больше основываются не на учебниках, а на самой свежей информации из печатных и электронных источников[5]. Информация для студентов сканируется и размещается в Интернете. Студенты имеют доступ к учебной информации везде, где бы они ни жили и куда бы ни ездили, что в свою очередь меняет стиль преподавания. Занятия больше не сводятся к предоставлению студентам информации; а основываются на анализе информации, усвоенной студентами самостоятельно. Интернет и другие электронные каналы распространения информации изменили облик академической библиотеки и повысили ее качество. Сократилась потребность в физическом присутствии в ней преподавателей и студентов. "Качественная" академическая библиотека традиционно славится своими фондами. Сегодня это качество определяется "количеством" предоставляемых ею способов доступа к информации, чтобы присоединиться к эксклюзивным "информационным сетям", в которых различные библиотеки обмениваются друг с другом своими ресурсами.
Сети академических библиотек носят транснациональный характер и включают в себя университетские библиотеки в Европе, Азии и Северной Америке. Доступ к информации – вот что отличает первоклассные библиотеки от посредственных. Все академические услуги, как учебные, так и библиографические, предоставляются электронным образом. Фактически рейтинги университетов сейчас учитывают скорость предоставляемого университетом доступа в Интернет. Университеты с узким каналом доступа в Интернет не могут конкурировать по качеству с университетами с широким каналом.
В качестве стимулирующей среды формирования социокультурной и социолингвистической компетенции в частности и коммуникативной компетентности в целом Интернет играет особую роль.
Для формирования указанных компетенций необходимо, чтобы изучающий иностранный язык приобрел определенные знания о стране изучаемого языка (истории, географии, культуры, экономики и т.д.), а также некоторые сведения об образе жизни, традициях и обычаях носителей иностранного языка. Если знания о стране можно приобрести, читая соответственную литературу, то для знакомства с образом жизни, традициями и обычаями народа необходимо познакомиться с их поведением в конкретных ситуациях общения в стране изучаемого языка. Такую возможность может предоставить Интернет. Интернет – технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё, т.е. внедриться в иную культуру, реализуя принцип функциональности языка [1].
В наше время именно способность к межкультурному взаимодействию является наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранные языки. Пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности.
Одним из основных принципов языковой политики, проводимой в жизнь учебными заведениями, является принцип мобильности, который обеспечивает доступ в область знаний. Именно поэтому следует в полной мере использовать все возможности, предлагаемые новыми технологиями, прежде всего, через Интернет, как в качестве средства интеракции, так и средства и неотъемлемого инструмента приобретения знаний [3].
Таким образом, высшее учебное заведение выступает как пространство стимулирования коммуникативной компетентности будущего специалиста во всех сферах – культурно-исторической, художественно-эстетической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической. Университет, институт также призван сыграть стимулирующую роль в создании социокультурной среды и во всех формах жизнедеятельности- образовательной, будущей профессиональной, досугово-рекреационной, физкультурно-оздоровительной и информационной, которая в свете модернизации образования выступает как определяющая.
Литература:
Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)[Текст]/В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352с.
Ерасов, Б.С. Социальная культурология[Текст]/Б.С. Ерасов. – М.:Аспект-Пресс, 2000.- 304-331.
Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах[Текст]/Т.В. Карамышева– СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192с.
Флиер, А.Я. Культурология для культурологов[Текст]/ А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000.
Heyneman, S. P. Global Issues in Education[Text]/S.P.Heyneman//Peabody JournalOf Education, 76(3&4), 1–6 Copyright: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001.