Цель: воспитание бережного отношения к природе
Задачи:
- Расширить представления детей об осенней природе, сезонных изменениях в природе.
- Учить определять настроение в поэтических произведениях и живописи.
- Познакомить детей с творчеством художника И. И. Левитана и композитора П. И Чайковского.
- Воспитывать интерес к живописи, классической музыке, прививать любовь к родной природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации на осеннюю тему, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П. И. Чайковского «Осенняя песня» — «Октябрь».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говориться в нем.
Вот художник, так художник.
Разукрасил все, что мог.
Даже самый сильный дождик.
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим об осени.
— Скажите, а вам нравится это время года? (ответы детей)
— Что вы можете рассказать о нём? (ответы детей)
(Дети рассказывают о признаках осени, об осенней природе и погоде)
Воспитатель: Об осени можно говорить очень много. Погода в это время года часто меняется: небо может вдруг покрыться тучами и пойти дождь.
На улице становится серо и хмуро, настроение от этого становится грустным, печальным, потому что жаль тёплой погоды, летних погожих деньков. Но осенью бывает и другая погода. Как вы думаете какая? (ответы детей) Правильно, солнечная, ясная, чуть прохладная, но ещё тёплая.
В это время всегда любуешься красотой осенней природы. Про осень очень красиво и интересно рассказывают поэты в своих стихотворениях.
— Скажите, а вы знаете, кого называют поэтами? (ответы детей)
(это люди, которые пишут стихи)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворения, которые нам расскажут наши дети.
1 ребенок: «Вот и осень», Виктор Приходько
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябина во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
Молодец, как хорошо громко прочитала стихотворение.
2 ребенок: «Осень», Евгений Головин
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы.
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно — синий.
На листочках белый иней.
Молодец, четко с выражением прочитала стихотворение.
3 ребенок: «Поздняя осень» , Юлия Капустина
У берега не смело.
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая.
По дну пруда плывет,
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые стихотворения вы прочитали. Они все про осень, но настроение у каждого разное изображена осень ранняя, поздняя, золотая осень. Не будим грустить.
Предлагаю поиграть в игру «Да или нет — скажи быстро ответ».
Осенью растут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Воспитатель: Молодцы! Как все дружно и правильно, сумели повторить все приметы осени.
— Не только поэты описывали красоту осенней природы в своих стихотворениях, но и композиторы.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский тоже писал произведения про времена года, но только — музыкальные. Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу. Она называется «Октябрь», «Осенняя песня».
— Какая музыка прозвучала: веселая или грустная? (ответы детей)
— Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль . )
Воспитатель: Как вы думаете, что рисует своей музыкой композитор?
(Правильно, композитор своей музыкой «рисует», как по деревьям пробегает ветерок. Но вот порывы ветра усиливаются, и листья летят в воздухе, кружатся, сначала медленно, затем быстрее и быстрее и опускаются на землю.)
А теперь мы с вами покружимся как разноцветные осенние листочки и немного отдохнем под музыку Петра Ильича Чайковского.
Физминутка
Мы листики осенние, на ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер — полетели, мы летели, мы летели (легкий бег по кругу).
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал, и листочки все поднял (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели, и на землю тихо сели.
Воспитатель: Молодцы!
— Скажите, кого называют художниками?
Дети: (это люди, которые пишут картины)
Воспитатель: Посмотрите на экран, это художник Исаак Ильич Левитан, который написал эту картину, давайте с вами рассмотрим репродукцию картины и попробуем придумать название к ней ( ответы детей «Золотая осень)
Воспитатель: Действительно так и есть — Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей: много желтого цвета)
— Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...
— Какие приметы осени вы видите на этой картине? (Ответы детей)
— Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное)
— Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный ? (Ясный)
— Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко)
— Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями)
— А вы заметили одинокий цветок у ручья? (Ответы детей) Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно)
— А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным).
Воспитатель: Чтобы наша природа была всегда такой красивой, радовала нас своей красотой, что мы с вами должны делать для этого?
(беречь природу, любить, не ломать веточки, не разорять птичьи гнезда).
Ведь человек — тоже часть природы, он не может без леса, без реки, без птиц, без зверей. Поэтому мы должны с вами беречь природу.
Воспитатель:
Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .
Я буду говорить вам свои действия, а вы будите показывать зеленый кружок, если я буду поступать хорошо. Если плохо, то показывать красный кружок.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
Я надеюсь, что сегодня после нашего занятия вы будите любить, охранять и беречь природу. Чтобы знать о природе, надо учиться и делать добрые дела, тогда вы станете друзьями природы — юными экологами.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)
— Что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? (Ответы детей)
Мне тоже понравилось, как вы мне помогали. Спасибо.
— Хочу закончить наше занятие небольшим стихотворением.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Для вас осень приготовила подарок «осенние листья», чтобы вы помнили о ней, о ее ярких красках.
— Какой листок тебе подарила осень Милана (лист осины), значит какой лист (осиновый).
— А тебе Саша, какой лист (лист дуба), значит он какой (дубовый).