В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию государственной жилищной инспекции Российской Федерации как органа по надзору и контролю за соблюдением законности в области жилищных и коммунальных отношений. Также в статье речь идет об изменениях в жилищном законодательстве, касающихся деятельности государственной жилищной инспекции в РФ.
В настоящее время в России продолжается процесс становления и развития федерального законодательства, в том числе связанного с деятельностью органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На данный процесс оказывают влияние длящиеся реформы в важных сферах жизнедеятельности общества и государства, а также актуальность сферы жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе.
В 1994 году принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании органов государственной жилищной инспекции в каждом субъекте Российской Федерации. В своей деятельности государственная жилищная инспекция руководствуется статьей 40 Конституции Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
Создание государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации было обусловлено установлением надзора и контроля за соблюдением законодательства в области жилищных и коммунальных отношений, созданием удобных, комфортных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
Система органов жилищной инспекции в Российской Федерации, действует на двух уровнях власти - федеральном и уровне субъекта России. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.
Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности [1].
В соответствии с возложенными задачами Госжилинспекция выполняет такие функции как контроль за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведения и другие) установленным требованиям законодательства, за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, в том числе соблюдением порядка переоборудования и перепланировки жилых домов и (или) жилых помещений, за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, за соблюдением порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые, за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго-и водоресурсов, а также другие функции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
Органы жилищной инспекции являются также субъектами административных правоотношений в сфере контроля за сохранностью жилищного фонда и соблюдением правил его использования независимо от формы собственности. Государственная жилищная инспекция вправе привлекать лиц совершивших правонарушение к административной ответственности.
Правовое регулирование административной деятельности государственной жилищной инспекции осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.7.21 КоАП РФ), нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст.7.22 КоАП РФ), нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст.7.23 КоАП РФ) [2].
В соответствии с п. 16.2 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ координацию и контроль за деятельностью региональных органов жилищной инспекции осуществляет Правительство Российской Федерации [3].
Жилищное законодательство также осуществляет правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в РФ. В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с указанной нормой государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
В развитие нормы статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [4].
Вместе с тем органы местного самоуправления с целью решения вопросов местного значения в пределах своих территорий (поселений, муниципальных районов и городских округов) обязаны регулировать деятельность Государственной жилищной инспекции в субъектах РФ [5].
Решение вопроса о создании государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации должно также регулироваться нормативно-правовыми актами органов местного самоуправление во исполнение Постановления Правительства РФ № 1086 от 26.09.1994.
В субъектах Российской Федерации, где созданы и успешно функционируют Государственные жилищные инспекции, на уровне вопросов местного значения правовое регулирования Госжилинспекций осуществляется путем принятия муниципальных правовых актов в виде положений, разрабатываются целевые программы обеспечения государственного жилищного контроля (надзора) которые регламентируют государственную политику в сфере государственного контроля за обеспечением соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также порядок работы, особенности осуществления своих полномочий Государственной жилищной инспекции на территории отдельных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы жилищной инспекции осуществляют региональный государственный контроль (надзор) на территории субъекта в установленной сфере деятельности. Для наиболее полной реализации полномочий Государственной жилищной инспекции Федеральным законом от 04.05.2011 г. №123-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. №242-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.
В связи с внесенными изменениями в жилищное законодательство РФ были расширены полномочия органов местного самоуправления в части осуществления муниципального контроля, изменения направлены на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществлению контроля за этой деятельностью со стороны органов государственной власти. Изменения в Жилищный кодекс были обусловлены обострившимися в последнее время дискуссиями в средствах массовой информации между населением и управляющими организациями по фактам злоупотреблений. Большой объем судебной практики в жилищной сфере говорит о необходимости преобразований в части правового регулирования управления многоквартирными домами, что в свою очередь актуализирует деятельность уполномоченных органов по надзору и контролю за соблюдение жилищного законодательства. Имеют место быть случаи злоупотреблений при создании ТСЖ, нередко жильцы уже по факту узнают, что их дом передан в управление какой-либо коммерческой компании. С целью недопущения подобных ситуаций, были законодательно закреплены новые положения о контроле за созданием и работой товариществ, а также за выбором управляющих организаций.
Таким образом, изменения в жилищном законодательстве существенно расширили полномочия Государственных жилищных инспекций субъектов РФ как органов осуществляющих государственный жилищный надзор в порядке статьи 20 Жилищного кодекса РФ.
На основании изменений в законодательстве, а также учитывая сложившуюся ситуацию в жилищно-коммунальной сфере в современный период по нашему мнению, необходимо не только создание государственных жилищных инспекций в субъектах РФ, где такие органы не были созданы, необходимым является правовое регулирование и реализация полномочий органов жилищной инспекции на территории субъекта РФ, что в свою очередь обеспечит нормальное функционирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом.
Литература: