Цель — расширение представлений детей о воде и ее свойствах.
Задачи: закреплять и расширять представления детей о свойствах воды, ее использовании, значении для всего живого; развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; развивать умение анализировать, сравнивать, выдвигать предположения, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе (к воде); расширять и активизировать словарь детей; воспитывать эстетические чувства детей.
Предварительная работа: загадывание загадок о воде, беседы, рассматривание иллюстраций о воде, игры с водой, чтение стихов, наблюдения на прогулках, изготовление плаката «Кому нужна вода», схем о свойствах воды.
Методы и приемы: отгадывание загадок, чтение стихов, слушание аудиозаписи, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игры, работа со схемами, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: доска; 2 мольберта; магниты, фартуки для детей; схемы о свойствах воды; иллюстрации «Где можно увидеть воду»; зеркала, стаканы с водой и пустые стаканы, разноцветные бумажные полоски (по количеству детей); стакан с молоком; тряпочки (два набора); апельсиновый сок в коробке; кубики льда в контейнере; термос с горячей водой; зеркало для воспитателя; шкатулка с бумажными снежинками; аудиозапись «Шум дождя».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
— Ребята отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (Вода).
— Сейчас послушайте звуковую загадку (аудиозапись дождя). Что это?
— Дождь — это вода? Где можно еще увидеть воду?
2.Чтение стихотворения «Волшебная вода». (Воспитатель открывает картинки на мольберте).
Вы слышали о воде? Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете и в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться, ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить!
3.Опыт «Подыши на зеркало».
— Ребята, в стихотворении говорилось, что вода есть везде. Как думаете, в человеке она есть или нет? Как узнать? Возьмите в руки зеркало. Подышите на него приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что чувствуете? (Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода, и при дыхании он ее теряет).
4.Речевое упражнение.
— Ребята, какая бывает вода? Отвечать будет тот, на кого упадет капелька. (Воспитатель дотрагивается бумажной капелькой до каждого ребенка.)
— Вы знаете, ребята, а ведь вода еще и волшебница. Почему? Мы сейчас пройдем в лабораторию воды и узнаем ответ на этот вопрос.
5.Опыт «Вода жидкая, не имеет формы, запаха, вкуса, цвета». (Для каждого ребенка на пластмассовой тарелке стакан с водой и пустой стакан, тряпочки, цветные полоски. Посередине накрытый салфеткой стакан с молоком, схемы про воду, отдельно про каждое свойство, пакет с апельсиновым соком. На доске общая схема про свойства воды.)
— Ребята, что в стаканах? (Вода) Есть запах у воды? Проверим.
— Есть вкус у воды? Как проверить? Любую воду можно пить? Эта вода чистая, она пригодна для питья, можно попробовать на вкус. Что скажете? (Без вкуса). — На столах стоят и пустые стаканы. Как переместить воду из одного стакана в другой? Переливаем. Что сейчас делает вода? (Переливается, шумит, течет, льется, журчит). Почему воду мы можем перелить из одного стакана в другой? (Она жидкая). Да, вода — это жидкость, она течет. Во что мы можем еще налить воду? Это происходит потому, что вода не имеет своей формы, она жидкая.
— Какого цвета вода? Проверим. Посмотрите, это молоко. Какого оно цвета? Можно сказать про воду, что она белого цвета? Возьмите со стола полоску любого цвета и приложите к стакану с водой. У меня вода не розовая. А у вас какая? (Не синяя, не черная …) Какой вывод сделаем? Вода не имеет цвета. Она бесцветная.
— Чтобы вам легче было запомнить свойства воды, про которые мы сейчас говорили, посмотрите на эту схему. Она нам подсказывает, что вода жидкая, не имеет своей формы, бесцветная, без запаха, без вкуса. (Дети повторяют).
6.Опыт «Вода может изменить свой цвет, запах, вкус».
— Ребята, как думаете, вода может изменить свой цвет, запах, вкус? Докажите.
— Давайте проведем опыт. Закройте глаза. (Воспитатель в это время наливает немного апельсинового сока каждому в стакан с водой). Откройте глаза. Что видите? (Изменился цвет). Почему? Появился какой-нибудь запах, вкус? Почему изменились свойства воды? Какой вывод сделаем? (Вода может менять свой вкус, цвет и запах, если в нее что-то добавить).
— В садике часто видим, как вода превращается из бесцветной в разноцветную. Когда это происходит? (На рисовании). Посмотрите на эту схему. О чем она нам говорит? (Вода может менять свой цвет, вкус и запах, если в нее что-нибудь добавить). Получается, что вода действительно волшебная? Почему?
— Отгадайте загадку: Меня ждут, не дождутся, а как увидят, разбегутся. (Дождь)
7.Физминутка «Дождь»
Капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)
8.Опыт «Различные состояния воды». (На столах стоит термос с горячей водой, лед в контейнере, зеркало для воспитателя, тряпочки для детей. На доске схема «Лед, вода, пар».).
— Продолжим наши исследования, доказывая, что вода волшебная. Ребята, посмотрите, что это? (В контейнере лежат кубики льда). Сейчас зима, но на улице льда нет. Как же лед мог здесь появиться?
— Что произойдет с ним, если мы будем держать его в руке? Возьмите по кубику льда. Какой лед наощупь? (Холодный, скользкий, тяжелый, твердый, похож на стекло). Что происходит со льдом в руках? Почему? Значит, лед — это что? (Вода, только твердая, замороженная).
— Правильно. Вода может быть в твердом состоянии. В каких случаях? (Лед, снег, град, сосульки). Лед может превратиться в воду? Когда? Вода может превратиться в лед? Когда?
Воспитатель показывает термос.
— Дети, что это? Для чего люди используют термос? Смотрите внимательно. Я открываю крышку. Что вы видите? (Идет пар). Подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды). Откуда они появились? (Пар из термоса, пар осел на зеркале).
— Значит, пар — это что? Да, вода, но не простая жидкая, а летучая. При сильном нагревании вода превращается в пар. Где дома вы видели пар? Итак, вода может быть и в летучем состоянии. Когда? (Пар, туман).
— Посмотрите на эту схему. Видите, в воде капельки находятся близко друг к другу, они двигаются спокойно. Капельки замороженные, или лед, снег, не двигаются, крепко держатся друг за друга. А в паре капельки далеко друг от друга и быстро передвигаются. Видите, вода действительно волшебная — может быть жидкой, твердой, летучей.
9.Подвижная игра «Вода, лед, пар».
— Ребята, сейчас я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Вода, лед, пар». Когда я скажу «вода», нужно держаться за руки не крепко. Когда я скажу «лед», мы будем крепко держаться за руки и не двигаться. Когда я скажу «пар», нужно быстро передвигаться по группе.
— Итак, у воды есть три состояния: твердая, замороженная вода — это? (лед); сильно нагретая вода, летучая — это? (пар); жидкая вода — это? (обычная вода).
— Ответьте на вопрос: когда можно перейти реку, не намочив ноги, не используя мост и лодку? (Зимой по льду).
10.Итоги занятия. (Дети вернулись на ковер и сели на стулья.)
— Ребята, я говорила, что вода волшебная, вы согласны со мной? Вспомните, в чем ее волшебство? (Может изменять свой цвет, запах, вкус, растворять вещества; может быть твердой, жидкой, летучей; без нее нам не прожить).
— Да, вода — волшебница и она нужна всем. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Читает ребенок):
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, звери, человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
11. Релакс.
— Ребята, вам понравилось проводить опыты с водой? Мне тоже очень понравилось с вами исследовать воду. И я хочу подарить вам такие снежинки. (Воспитатель из шкатулки берет вырезанные из бумаги снежинки и дарит детям).