Цель исследования — провести сравнительный анализ уголовного законодательства в области криминализации преступлений в сфере таможенного дела. Исследование содержит анализ уголовных норм Российской Федерации и других государств.
Настоящий научный подход подчеркивается тем, что он содержит комплексный анализ правовых норм уголовного права в области таможенного дела ряда иностранных государств (европейских и азиатских).
Научная новизна заключается в изучении законодательства (в том числе уголовного) зарубежных государств. Этот анализ позволит российскому законодателю сосредоточить свое внимание на совершенствовании существующей нормативной базы, что необходимо для развития идей реформирования правовой системы.
В результате научной работы выдвинуты некоторые предложения по совершенствованию правовой базы инкриминирования. Все это является следствием заимствования передового опыта из сравнительного анализа уголовного законодательства в области таможенного дела.
- Сравнительный анализ уголовного права в области таможенных правонарушений в соответствии с законодательством стран СНГ.
Поскольку Российская Федерация отделилась от коммунистического «блока», обычаи и уголовное право сохранили некоторое влияние бывшего Советского Союза.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) включает в категорию таможенных преступлений:
– незаконный вывоз технологий, научно-технической информации, услуг, продукции, материалов и оборудования, используемых при производстве оружия массового поражения. уничтожение военной техники (ст. 189 УК РФ);
– невозвращение культурных ценностей на территорию РФ (ст. 190 УК РФ);
– уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
– совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ);
– уклонение от уплаты таможенных платежей взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
– контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ);
– контрабанда алкогольной продукции и / или табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ).
Стоит отметить, что преступление против таможенной безопасности ранее перешла в раздел экономических преступлений. Это инкриминировалось статьей 188 УК РФ.
Законом Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 420 статья 188 УК РФ отменена, в связи с чем деяние экономической контрабанды (с товарами, не обладающими особыми качествами) больше не является преступлением, согласно законодательству Российской Федерации.
В то же время контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, были перенесены в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» Особенной части Уголовного кодекса (ст. 226.1 УК РФ).
В то же время контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, перенесено в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (статья 229.1 УК РФ).
В данном контексте необходимо отметить, что эти статьи во многом переняли содержание прежней ст. 188 УК РФ.
В соответствии с действующим уголовным Законом Российской Федерации мы выделяем следующие определяющие вопросы в отношении таможенных преступлений в соответствии с УК РФ:
– наличие инкриминирующих норм в уголовном законодательстве Российской Федерации, (в случае о преступлении уклонения от исполнения обязательства по репатриации в иностранной валюте или в национальной валюте Российской Федерации);
– выделение в отдельную статью совершения незаконных валютных операций с использованием подложных документов;
– инкриминирование отдельной статьей акта о невозвращении культурных ценностей на территории Российской Федерации;
– прямое указание в рамках нормы ст. 194 УК РФ физического и юридического лица как субъекта преступления, связанного с уклонением от уплаты таможенных платежей;
– ужесточение ответственности и наказание за уклонение от уплаты таможенных пошлин: а) лицом, ответственным за пользование служебным положением (п. а) п. (3) ст. 194 УК РФ) и б) с применением насилия против лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль (п. б) пункта (3) статьи 194 УК РФ);
– наличие четких правил, направленных на криминализацию контрабанды определенных товаров (обладающих особыми качествами).
Украина
В сфере таможенных преступлений особое место занимает уголовное право соседнего государства — Украины.
В статье 201 Уголовного кодекса Украины (далее — УК Ук) акт контрабанды, определяется как пересечение таможенной границы Украины, путем обхода или сокрытия от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых веществ с сильным действием, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного оружия), а также специальные технические средства для получения скрытой информации.
Уголовная ответственность усиливается, если преступление совершено организованной преступной группой, лицом, ранее судимым за совершение преступления по той же статье, либо должностным лицом. Отметим, что украинский законодатель включил в список материальных субъектов, подверженных незаконному перемещению через таможенную границу, только тех лиц, которые обладают определенными особыми качествами.
Перемещение через таможенную границу Украины товаров без наличия особых качеств не подлежит уголовному преследованию. Подобно российскому законодательному органу, украинский закон считает такое поведение безопасным для общества.
Хотим отметить, что согласно уголовному законодательству Украины, перечень способов совершения незаконного акта пересечения границы более ограничен.
В качестве способов совершения деяния законодатель устанавливает только сокрытие и обход таможенного контроля. Ранее контрабанда, согласно уголовному законодательству Украины, относилась к разряду преступлений против государства, но в настоящее время контрабанда относится к разделу VII «Преступления в экономической деятельности» Особенной части Уголовного кодекса.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов с поддельными лекарствами уголовно наказуема ст. 305 УК Украины, в части XIII раздела «Нарушения в сфере обращения наркотических средств, психотропных средств и медицинских товаров».
КАЗАХСТАН
Согласно Уголовному кодексу Казахстана (далее — УК Kз), таможенные преступления предусмотрены главой VII Особенной части Уголовного кодекса «Правонарушения в сфере экономической деятельности».
К таможенным правонарушениям относятся:
а) экономическая контрабанда (статья 234 УК Kз);
б) невыполнение требований репатриации иностранной или национальной валюты (ст. 235 УК Kз);
в) уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (ст. 236 УК Kз).
Как и российские законодательные органы, казахстанские коллеги под контрабандой товаров понимают наделение товаров особыми качествами.
Согласно казахстанскому законодательству, контрабанда в основном наносит ущерб общественной безопасности, но не экономике страны.
- Сравнительно-правовое исследование преступлений в области таможенного дела в соответствии с законодательством некоторых стран Западной и Центральной Европы.
Что касается уголовного законодательства западноевропейских государств, мы можем отметить тенденцию криминализации таможенных преступлений в отдельных законодательных актах.
Таким образом, в итальянском уголовном праве контрабанда инкриминируется Единым текстом таможенных законов. Соответствующий нормативный акт представляет собой корреляцию Закона о таможне 1940 года, адаптированную к новым экономическим условиям.
Согласно ст. 282 настоящего нормативного акта, контрабанда — это преступление, заключающееся в уклонении от уплаты таможенных пошлин и таможенного контроля товаров, ввезенных в страну или вывозимых из нее.
Помимо основного наказания вышеуказанного преступления, в отношении товаров применяется конфискация.
Криминальная доктрина гласит, что таможенная контрабанда, согласно итальянскому законодательству, не подразумевает лишь совершение конкретных действий. Лицо может быть признано виновным даже на этапе намерения совершения преступления (незаконного перемещения товаров с сокрытием от таможенного контроля).
Согласно судебной практике, ответственность всех посредников (подстрекателей, соучастников) должна быть приравнена к организаторам этого преступлениям. Ко всем должны применяться одинаковые санкции.
Сербия
В Уголовном кодексе Сербии (далее УК Sr) таможенные преступления относятся к главе XXII Особенной части, озаглавленной «Преступления против экономических интересов».
Следует отметить, что Уголовный кодекс Сербии криминализирует контрабанду только в таможенной сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 230 УК Sr. Ст. уголовно — наказуемым деянием является лица, перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля, совершенный группой вооруженных лиц, силой или угрозой.
Согласно пункту 2 этой статьи действие, совершенное лицом, связанное с продажей, распространением или сокрытием контрабандных товаров через таможенную границу, или действие организации сети торговцев или посредников для распространения таких товаров, является преступлением.
При тщательном анализе приведенных правовых норм можно установить следующие отличия от уголовного законодательства Российской Федерации в области таможенного дела:
– контрабандой является перемещение товаров общего качества;
– как средство незаконного пересечения таможенной границы законодатель устанавливает: уклонение от таможенного контроля; применение силы, угроз.
- Сравнительно-правовое исследование инкриминирующих действий в таможенной сфере законодательства некоторых азиатских государств.
Стоит рассмотреть анализ уголовного законодательства Китайской Народной Республики в исследуемой сфере.
Китайский законодатель установил разделение контрабанды на: экономическую и контрабанду запрещенных или ограниченных товаров в гражданском обороте.
Согласно пункту (1) статьи 151 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее — УК Китая.), в первую очередь выделяется контрабанда оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов и фальшивых денежных средств.
В части 2 статьи 151 УК Китая установлена уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей, золота, серебра и других драгоценных металлов, а также редких животных.
В пункте 3 статьи 151 УК Китая можно выделить контрабанду редких растений и продуктов их переработки.
Контрабанда порнографических фильмов, видеокассет, аудиокассет, изображений, печатных материалов и других порнографических материалов криминализовано в статье 152 УК Китая.
Однако, российским законодательством уголовная ответственность за указанное выше деяние не предусмотрена. Однако в России наказывается незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ).
После этого отступления отметим, что статья 153 УК Китая предусматривает контрабанду товаров и предметов, совершаемую в целях уклонения от уплаты таможенных платежей.
По статье 155 УК Китая установлена уголовная ответственность за незаконное завладение контрабандным товаром.
Одна из форм соучастия в совершении контрабанды уголовно наказуема статьей 156 УК Китая, согласно которой преступлением считается предварительная договоренность с контрабандистом, предоставление кредита ему или его финансовым средствам, чек, предоставление транспортных услуг, услуг по хранению и доставке почты.
Вторая форма соучастия в контрабанде предусмотрена ст. 157 УК Китая, согласно которой наказывается вооруженное сокрытие контрабанды.
Ввиду ожесточенной борьбы азиатских государств в целом, и Китайской Народной Республики в частности, с явлением незаконного оборота наркотиков китайские законодательные органы решили инкриминировать контрабанду наркотических веществ в отдельной главе.
Так, статья 347 УК Китая устанавливает уголовную ответственность за контрабанду наркотических веществ независимо от их количества. Здесь также предусмотрена уголовная ответственность за побуждение несовершеннолетних к провозу наркотических средств.
- Общие выводы
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1) законодатели иностранных государств занимают разные позиции в определении понятия и содержания таможенных преступлений.
2) в уголовном законодательстве некоторых иностранных государств отсутствуют нормы, соответствующие ст. 194 УК РФ, например, уголовный закон Украины и др., не считают уклонение от уплаты таможенных платежей преступлением.
3) в законодательстве в сфере таможенного дела в большинстве постсоветских государств акт невозврата на таможенную территорию культурных ценностей, составляющих художественное, историческое и археологическое наследие, инкриминируется отдельной статьей.
4) некоторые формы контрабанды, как наиболее распространенного вида таможенного преступления, расположены в разделах, главах, отличных от тех, в которых инкриминируется экономическая контрабанда. Эти факты указывают позицию законодательной власти в этих государствах — защищать не только экономические, но и иные социальные ценности.
5) Китайский законодатель разграничил правила криминализации экономической контрабанды, контрабанды различных запрещенных или ограниченных товаров в гражданском обороте, а также некоторых фактов, связанных с контрабандой.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 N 63-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-III // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30418109
- Уголовный кодекс Республики Казахстан Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V //https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252
- Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года № 787-IQ) //http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420353
- Уголовный кодекс Республики Сербия //livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1001070491-ugolovnyj-kodeks-respubliki-serbiya
- Уголовный кодекс Японии принят 27 апреля 1907 г. и в настоящее время действует в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 г.
- Уголовный кодекс Китайской Народной Республики//http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm