Исследовательская деятельность представляет одну из весьма эффективных моделей и продуктивных моделей образования. Основное направление в организации исследований должно состоять в раскрытии роли науки в решении важных жизненных вопросов. Ведущий принцип исследовательской деятельности — принцип самодеятельности. Реализацию данного принципа поддерживают принципы доступности, естественности и экспериментальности. Ведущими средствами для достижения поставленных целей являются: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий, приближенных к реальной деятельности, создание ситуаций успеха. Например, при изучении в 11 классе экологических проблем для возбуждения эмоционального отношения к данной теме, можно включить выступление учащихся с докладами о состоянии загрязнения окружающей среды в родном городе.
Внесение в содержание урока таких сообщений переключает внимание старшеклассников от переживания предстоящих трудностей освоения материала на мотив предстоящей деятельности.
Обычно в классах собираются ребята с разным интеллектом. Использование исследовательских заданий одной степени сложности приводит к угасанию интереса к исследовательской деятельности. Для одних такие задания невыполнимы, для других — слишком легки. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию у учащихся реализуется через выполнение исследовательских заданий, первоначально вызывающих затруднения при осуществлении.
Прибегая к дифференцированному подходу в обучении, мы предоставляем дополнительную информацию учащимся, необходимую для совершенствования их знаний. Важно, чтобы она была логически связана с изучаемым материалом и способствовала лучшему усвоению идей курса.
Важной формой подготовки к самостоятельной работе являются рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников. При подготовке учитывается интерес учащихся к тому или иному вопросу.
Если взять такую форму работы, как дискуссия, то и здесь прослеживаются моменты исследовательской деятельности. Ребята самостоятельно готовятся по теме обсуждения, для того чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. Анализируют дополнительную литературу о проведении дискуссии, привлекают не учебную, а научную литературу при подготовке сообщений, там же выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.
Игровые моменты на уроках воспринимаются также эмоционально. На обобщающих уроках можно использовать игру на нахождение сути — «Зри в корень». Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний.
Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку по определенному тексту (раздел учебника). При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который был главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединялись логическими связями. Индивидуально-творческая деятельность учащихся приобретает ориентированный и логический характер.
Естественно, исследовательская деятельность наблюдается при проведении различных практических работ. Для учащихся это настоящее открытие, данная работа стимулирует их к использованию полученных знаний на практике.
Этапы проекта исследовательских работ.
- подготовительный : изучение литературы, обзор методик, форма дневника для записи исследований.
- экспериментальный : системные наблюдения, сбор информации, закладываются опытные ключевые участки, делаются описания. Проводят в процессе полевых исследований, экспедиций, экологических лагерей и других видов экологической деятельности.
- камерный : обработка образцов материалов, составляются таблицы, проводится математическая обработка материала, составляются карты, таблицы. Чем больше этого материала, тем интереснее работа.
- аналитический : проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения
- отчетный : составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:
– актуальность темы;
– цели и задачи исследований;
– литературный обзор;
– экспериментальная часть (описание методик исследований, постановка эксперимента, таблицы);
– выводы и предложения;
– список литературы;
– приложения.
- информационный : ознакомление коллектива школы с полученными результатами, защита на экзамене (если в уставе школы записана защита проекта в виде экзамена).
- практический : личное участие школьников в практической работе по охране природы.
Оценивание проекта.
– глубина проекта
– качество выполнения проекта — оформление результатов исследований
– защита проекта.
Таким образом на уроках учащиеся обучаются методам, принципам, формам и способам научного исследования. Повышается степень самостоятельность в своей учебной деятельности. Они с интересом выполняют свои самостоятельные работы, применяют свои знания в разнообразных видах учебно-практических работ. В результате — повышение качества знаний и способность к определению своего места в мире.