Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.
В. Сухомлинский
Известно, что на развитие головного мозга человека оказывает большое влияние его действия руками. На деятельность мозга положительно влияют упражнения с участием рук и пальцев. В центральную нервную систему идут импульсы от рефлекторных точек, расположенных на кистях рук человека. Выполняя массаж определенных точек, мы воздействуем на внутренние органы, которые связаны с этими точками. Например, массаж мизинца положительно сказывается на работе сердца, а указательного — на работе желудка. Средний палец связан с кишечником, а безымянный с печенью и почками. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
Многие детские физиологи, психологи, логопеды уделяют особое внимание общему развитию моторики детей. Ю. А. Соколова, О. А. Новицкая описывают приемы по развитию моторики у детей. А А. Ю. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
Сотрудники института детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть выше нормы.
Известные исследователи Института физиологии детей и подростков А. В. Антакова — Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, что систематические упражнения по тренировки движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов — внимания, памяти, восприятия и речи.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики пальцев рук ребенка являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Такие игры очень эмоциональны, занимательны и способствуют не только развитию речи ребенка, но и развитию творческой деятельности. В играх с пальчиками ребенок отражает реальность окружающего его мира — животных, предметы, явления природы, людей, их деятельность. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Также, пальчиковые игры порождают развитие добрых взаимоотношений между взрослым и ребенком. Игры с пальчиками стимулируют ребенка к творчеству: малыш придумывает к текстам свои особенные, оригинальные движения; самостоятельно придумывает новое развитие игры. [2]
Виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами
- Активные игры со стихотворным сопровождением
- Игры-манипуляции
- Пальчиковые кинезиологические игры
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
- Пальчиковые игры в парах
Малыши от года до двух лет легко и с большим интересом воспринимают пальчиковые игры, выполняемые только одной рукой. [1] Трехлетние дети с удовольствием осваивают игры, проводимые двумя руками: одна рука изображает Теремок, а другая мышку, вбегающую в Теремок. Четырехлетние дети играют в эти игры, используя несколько действий, идущие друг за другом. Старшим детям можно предложить дополнить игры разнообразными атрибутами: домиками, шариками, мелкими предметами, кубиками. [5]
Воспитательную ценность представляет и театрализованная деятельность, она является источником глубоких переживаний и открытий ребенка, развития чувств, приобщает его к духовным ценностям, формирует опыт социальных навыков поведения, нравственную направленность. Пальчиковый театр дает возможность ребенку решать различные проблемные ситуации, преодолевает нерешительность, стеснительность в себе, скромность, и здесь ему это дается легче, чем в игре — драматизации. [3]
Взрослые помнят, как в детстве играли «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила…»? А попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать — пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость. Пальчиковые игры вырабатывают у детей такие качества, как способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры — это пальчики ребят.
Игры с пальчиками не только развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, но и тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. Еще один очень важный момент — если, выполнять пальчиковую игру под музыку, которая радует ребенка, то она снимет психическое напряжение, успокоит малыша, поднимет настроение. По данному вопросу были проведены серьезные исследования В. М. Бехтеревым, выдающимся русским медиком — психиатром, педагогом и психологом. Он писал, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека. Поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Поэтому во время пальчиковой игры с музыкой вы не только положительно воздействуете на своего ребенка, но и получите от него наиболее выразительной передачи образа, где раскроются его творческие задатки. [6]
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
— Взрослый выполняет сам движения — ребенок смотрит;
— Взрослый выполняет движения ручками ребенка;
— Ребенок выполняет движения своими ручками.
Никогда не следует ребенка принуждать играть. Если малышу понравится игра, то он будет сам пытаться участвовать, просить повторения. Если ребенок показывает движения по-своему, их не следует корректировать. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, скачет его белочка. Такая демонстрация особенно полезна для неловкого, стеснительного и застенчивого ребенка. Главное, чтобы малыш мог порадоваться своему успеху. А заканчивать пальчиковые игры желательно потешками — упражнениями, так как они содержат элементы массажа. Сопровождаются тексты растиранием, поглаживанием, разгибанием и сгибанием пальчиков рук. [4]
Таким образом, вышеизложенный материал подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость и возможность ее решения. Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковый самомассаж неотъемлемо связаны с полноценным и всесторонним развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Литература:
- Борисенко, М. Г. Пальчиковый массаж для малыша от рождения до года: методическое пособие/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина — Санкт-Петербург: Литера, 2021. — 64 с. — ISBN: 987–5-40700–151–5. — Текст: непосредственный.
- Гаврина, С. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук: методическое пособие / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. — Москва: Экзамен, 2017. — 22 с. — ISBN: 978–5-377–11861–9. — Текст: непосредственный.
- Можгова, Е. И. Театрализованные игровые занятия для детей: сборник игр/ Е, И. Можгова. — Санкт-Петербург: Детство — Пресс, 2019. — 8 с. — ISBN: 9785907106345. — Текст: непосредственный.
- Никитина, А. В. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2–3 лет: сборник игр / А. В. Никитина; — СПб.: Каро, 2014. — 96 с. — ISBN: 978–5-9925–0334–0. — Текст: непосредственный.
- Пальчиковые игры и упражнения: сборник упражнений/ Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 151 с. — ISBN: 978–5-7057–2472–7. — Текст: непосредственный.
- Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников: сборник упражнений / Т. А. Ткаченко. — Москва: Гном, 2004. — 32 с. — ISBN: 5–296–00259–8. — Текст: непосредственный.