Общие принципы обнародования муниципальных правовых актов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Воронов, Г. Е. Общие принципы обнародования муниципальных правовых актов / Г. Е. Воронов, В. А. Власов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84075/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье автор, предпринял попытку научного анализа такого правового института, как муниципальные правовые акты. Особое внимание уделено вопросам правоприменения данных правовых норм в современном обществе.

Ключевые слова: правовые акты, муниципальный правовой акт, представительный орган, ненормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации,регистр муниципальных нормативных правовых актов,нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования,правовые акты главы муниципального образования,правовые акты местной администрации, сход граждан.

В современном законодательстве, а именно в статье 2 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даётся определение муниципального правового акта: «решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий……, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер» [3]. Итак, в этом определении содержится перечень лиц, которые имеют право на принятие муниципальных правовых актов. Оно оформляется документально, является публичным затрагивая права неограниченного круга лиц и обязательным к исполнению.

Как пишет М. А. Цыремпилова в своей диссертационной работе «Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционного правового регулирования (по материалам республики Бурятия)». о делении правовых актов: «Общеизвестно деление правовых актов на нормативные и ненормативные. Данная классификация имеет практическое значение, т. к. позволяет установить, какие правила поведения имеют общеобязательный характер, какие применяются в индивидуальном порядке». [15]. Иначе говоря, все муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:

– нормативные правовые акты — акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;

– ненормативные правовые акты (индивидуальные правовые акты, распорядительные документ) — акты, имеющие индивидуальный характер, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными нормативными правовыми актами.

«Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов» (далее — Методические рекомендации) определяются, прежде всего, требования к их разработке [4]. Согласно указанным Методическим рекомендациям, разработка муниципальных правовых актов осуществляется, как депутатами представительного органа муниципального образования, так и главой муниципального образования; иными выборными органами местного самоуправления; главой местной администрации; органами территориального общественного самоуправления; инициативными группами граждан и иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Пунктом 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливается, что именно уставом муниципального образования определяются виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных актов [3]. Надо заметить, что не все муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу в порядке, установленные уставом муниципального образования, так, например, нормативные правовые акты о налогах и сборах (представительных органов местного самоуправления), вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [2]. При этом в уставе муниципального образования вполне может быть установлен общий срок вступления в силу муниципального правового акта по умолчанию (так например, на следующий день или через десять дней после опубликования для нормативных актов и с момента подписания для ненормативных актов), а также содержаться положение о том, что самим муниципальным правовым актом может быть установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со статьей 15 Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования) [1]. По общему правилу любой муниципальный правовой акт действует бессрочно или в течение срока, установленного самим муниципальным правовым актом.

Согласно разделу II Методических рекомендаций, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования и подписанные главой муниципального образования, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) [4]. Также в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 и ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ ненормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, когда это предусмотрено законами (например, при назначении выборов), уставом муниципального образования или иными муниципальными нормативными правовыми актами [3].

Когда порядок официального опубликования (обнародования), устанавливается уставом, то он, прежде всего, должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом [4].

Также методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов подробно рассматривается вопрос и подходы, что можно считать официальным опубликованием муниципального правового акта. Так, например, данным документом установлено, что в понятие официального опубликования входят действия по «первой публикации полного текста правового акта со всеми приложениями в печатном издании, определенном муниципальными нормативными правовыми актами» [4]. Тем же документом допускается публикация нормативных правовых актов в нескольких номерах издания по частям, если текст имеет большой объем (при этом днем официального опубликования муниципального нормативного правового акта считается день выпуска номера издания или же день выпуска номера, в котором завершено опубликование нормативного правового акта).

Интересным является тот факт, что Методическими рекомендациями рекомендуется размещать электронные копии опубликованных муниципальных правовых актов на Интернет-сайтах муниципального образования или органа местного самоуправления. При этом идёт уточнение, что муниципальные правовые акты должны быть с «указанием печатного издания, даты (месяца, года) и номера выпуска, в котором они были официально опубликованы» [4]. Тем не менее, размещение муниципальных правовых актов в Интернете не является официальным опубликованием.

Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 43.1 определяет, что все без исключения муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых отражено в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» [7].

В соответствии с выше указанными законом и постановлением, ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов включает в себя следующие функции:

а) юридическую обработку муниципального нормативного правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации;

б) формирование реквизитов муниципального нормативного правового акта и заполнение полей карточек документа;

в) проведение юридической и антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта;

г) обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

д) формирование интегрированной базы данных регионального регистра [3] [7].

Направляемые главами муниципальных образований копии МНПА для включения в регистр на бумажном носителе должны быть заверены надлежащим образом, в соответствии с требованиями Приказа Росархива «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления» (часть 22 «Отметка об электронной подписи» приложения № 3 «Правила оформления реквизитов документов в государственных органах, органах местного самоуправления» [9]).

Итак, мы с вами выяснили какие виды правовых актов издаются на муниципальном уровне, а также рассмотрели их регистрацию и требования к самому документу. Также выяснили, что обычные граждане имеют право принимать участие при принятии того или иного нормативного правового акта, путём схода граждан. Муниципальный правовой акт имеет огромное значение в жизни общества и государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  4. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов (подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России)) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 11.06.2021) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  7. Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 (ред. от 26.03.2018) «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  9. Приказ Росархива от 24.12.2020 № 199 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления»» // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  10. Методические рекомендации «Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов» (утв. Минюстом России 15.12.2011 № 17/91789-ВЕ) // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  11. Письмо Минстроя России от 11.12.2017 № 46347-НА/06 «О направлении Методических указаний по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства» // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  12. Местное самоуправление и муниципальное управление // Под ред. А. С. Прудникова, М. С. Трофимова. — М.: Юнити, 2016. — 553 c.
  13. Бабун, Р. В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) // Р. В. Бабун. — М.: КноРус, 2017. — 128 c.
  14. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров // И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 494 c.
  15. https://www.digital42.ru/upload/medialibrary/0d0/0d0224d5f827df49e651516c0cff6980.doc
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, акт, местное самоуправление, официальное опубликование, Российская Федерация, муниципальный правовой акт, муниципальный нормативный правовой акт, представительный орган, орган, индивидуальный характер.


Ключевые слова

Конституция Российской Федерации, правовые акты, муниципальный правовой акт, сход граждан, представительный орган, ненормативный правовой акт, регистр муниципальных нормативных правовых актов, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, правовые акты местной администрации

Похожие статьи

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Принятие локального нормативно-правового акта

В статье рассматриваются вопросы, связанные с принятием локального нормативно-правового акта. Автор освещает основные взгляды отечественных правоведов на понятие локального нормативно-правового акта, анализирует порядок его принятия с точки зрения со...

Основы территориального общественного самоуправления

Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования. Основное внимание в работе автор акцентирует н...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области)

В статье авторы анализируют правовое регулирование одной из форм взаимодействия региональных депутатов с населением — институт наказов избирателей. Авторы отмечают важность данного института прямого волеизъявления народа и выявляют отдельные правовые...

Сравнительный анализ особенностей аттестации на государственной и муниципальной службе

В статье представлен результат сравнительного анализа правовых механизмов аттестации государственных и муниципальных служащих. Отмечен проблемный характер регулирования норм об аттестации, которые имеются в системе госслужбы и не отражены в правовых ...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Похожие статьи

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Принятие локального нормативно-правового акта

В статье рассматриваются вопросы, связанные с принятием локального нормативно-правового акта. Автор освещает основные взгляды отечественных правоведов на понятие локального нормативно-правового акта, анализирует порядок его принятия с точки зрения со...

Основы территориального общественного самоуправления

Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования. Основное внимание в работе автор акцентирует н...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Теоретико-правовое обоснование понятия «депутат» в законодательстве субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены нормативные и теоретический основы, регламентирующие статус и понятие «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Дается общая характеристика понятия «депутат», анализируются правовые...

Исполнение наказов избирателей депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ (на примере Тюменской области)

В статье авторы анализируют правовое регулирование одной из форм взаимодействия региональных депутатов с населением — институт наказов избирателей. Авторы отмечают важность данного института прямого волеизъявления народа и выявляют отдельные правовые...

Сравнительный анализ особенностей аттестации на государственной и муниципальной службе

В статье представлен результат сравнительного анализа правовых механизмов аттестации государственных и муниципальных служащих. Отмечен проблемный характер регулирования норм об аттестации, которые имеются в системе госслужбы и не отражены в правовых ...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Задать вопрос