В статье рассматривается международный опыт развития государственно-частного партнерства на примере стран Европы. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик реализации проектов ГЧП в целях улучшения эффективности взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в России.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, бизнес, власть, концессионное соглашение, Европейский союз, Российская Федерация.
Современные экономические реалии ставят принципиально новые задачи перед государством. Решение задач социально-экономического развития, достижение нового качества экономического роста, требуют более полной интеграции, а так же привлечения инвестиций и знаний частного сектора экономики в сферу государственной ответственности. Отношения партнерства между государством и бизнесом стали расширяться и проникать в те сферы экономики и политики, которые ранее были закрыты или ограничено доступны для бизнеса: социальную и производственную сферу, оборону, безопасность. Это потребовало создание абсолютно новых форм экономического взаимодействия частного бизнеса и государства. Для характеристики данных отношений используется термин «государственно-частное партнерство» (далее — ГЧП).
В мировой практике чаще всего понятие государственно-частное партнерство применяется при любом использовании ресурсов бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. К формам государственно-частного партнерства принято относить различное взаимодействие публичного и частного сектора, варьирующее по степени вовлеченности и степени риска между ними. Условия ГЧП, изложены в контракте или соглашении, определяющие обязанности каждой стороны. По данным исследования Лондонской международной финансовой службы, механизм реализации проектов по моделям ГЧП практикуют порядка 60 стран. Развитие данного механизма позволяет повысить эффективность управления государственным имуществом, распределить риски между партнерами, связанные с проектом ГЧП, а также снизить нагрузку на государственный бюджет. Механизм ГЧП широко используется в мировой практике для привлечения частного капитала в экономику государства с целью развития и последующего управления социально-значимой инфраструктурой. При этом развитие ГЧП в зарубежных странах идет различными темпами: если многие страны, только недавно начали внедрять практику ГЧП в экономику, то в Великобритании, Австралии и Южной Кореи данный рынок уже достаточно проработан и сформирован. ГЧП затрагивает такие сферы как образование, здравоохранение, строительство, транспортная сфера, топливно-энергетический комплекс, и другие. [1]
Механизмы государственно-частного партнерства в Европе необходимы для реализации программ, закрепленных за органами власти. В зависимости от форм, которые принимает государственно-частное партнерство (частная финансовая инициатива, государственные контракты, создание кластеров, концессионный механизм и другие), государственный орган осуществляет контроль над привлеченными частными инвестициями и в его силах изменить любые положения в договоре, влияющие на сроки работы, целевые показатели (экологические, экономические, социальные), а также фиксировать цены на услуги для потребителя, если такое партнерство имеет вид концессии, в том виде, который определен в европейском законодательстве.
Тем не менее, эти партнерские отношения, в частности, в форме концессий, не имеют определенной и единой правовой основы в странах Европейского союза. Неполная правовая база не только тормозит развитие внутреннего рынка государственных закупок, препятствуя эффективной и неискаженной конкуренции, это также частично порождает отсутствие прозрачности, необходимой для любой формы экономического партнерства. Оптимизация государственных расходов играет еще более важное значение в потоке дефицитных государственных ресурсов. [2]
По данным Европейского центра экспертизы в период 1990–2016 годов количество завершенных ГЧП проектов в странах Европейского союза составило 1 749 на общую сумму 336 млрд евро. До финансового кризиса рынок ГЧП испытывал резкий рост по объему, но с 2008 года количество новых проектов значительно сократилось. И в 2016 году общий совокупный объем ГЧП проектов составил 10,3 млрд евро. В основном рынок ГЧП ЕС сконцентрирован в Великобритании, Франции, Испании, Португалии и Германии. В течение 1990–2016 годов Франция реализовала около 175 проектов государственно-частного партнерства на сумму 40 млрд.евро. Испания и Португалия осуществляет практику внедрения ГЧП примерно такими же темпами, что и Франция. Некоторые государства-члены ЕС за этот период реализовали более 700 проектов на сумму 160 млрд.евро. Кроме того, 13 из 28 государств-членов реализовали менее пяти проектов ГЧП — Финляндия, Австрия, Дания и др. [3]
Правительство Ирландии особое значение уделяет сектору малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) как основе европейской экономики. Субъекты МСП создают новые рабочие места и генерирует потенциал роста экономики, что является значимым для восстановления и обновления социальной и экономической сферы в Европе. Малые и средние предприятия составляют более 99 % из всех предприятий в Ирландии. И несмотря на то, что экономика Ирландии тесно связана с мировой экономикой, 64 % работающих в частном секторе заняты в местных фирмах, которые не осуществляют сделки на экспорт. Государственные закупки должны стимулировать экономическую активность МСП. В этом направлении Ирландия, как член Европейского союза проводит ряд мер, направленных на повышение уровня занятости, и роста числа МСП.
Ирландия тесно сотрудничает с другими странами ЕС в разработке положений, смягчающие административное бремя на МСП в части процедуры закупок. Создание и распространение электронных площадок в сфере закупок является важной задачей модернизации государственных закупок. В настоящее время, Ирландия является одной из стран-членов ЕС, уведомляющая о закупках и публикующая их на веб-портале-www.etenders.gov.ie.
Кроме этого, особое внимание уделяется повышению осведомленности потенциальных поставщиков МСП. Национальное Финансовое Агентство развития Ирландии, которое консультирует органы государственной власти по оптимальному финансированию приоритетных инвестиционных проектов, тесно сотрудничает с «Предпринимателями Ирландии» — государственной организацией, ответственной за развитие и рост ирландских предприятий. Этот подход направлен на повышение осведомленности о возможностях, имеющихся у малых и средних предприятий, как у потенциальных поставщиков и субподрядчиков. [4]
В настоящее время механизмы государственно-частного партнерства получают широкое распространение и в Российской Федерации, и включают в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
На сегодняшний день одной из наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства в России является концессия. Концессионное соглашение — специфическая форма отношений между государством и частным партнером. Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, являющегося предметом концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять оговариваемые в соглашении функции в течение определенного срока и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. В Российской Федерации главным регулятором отношений бизнеса и государства в сфере концессий является Федеральный закон — ФЗ «О концессионных соглашениях» № 115 от 21.07.2005 г. [5]
Среди мер, направленных на совершенствование государственно-частного партнерства, можно выделить:
— повышение информирования о существующих программах поддержки бизнеса;
— развитие законодательной базы, которое позлит выстраивать отношения прежде всего в формальном ключе;
— совершенствование механизма оказания поддержки в разрезе упрощения процедур взаимодействия органов власти с бизнес-структурами;
— дальнейшее эффективное организационное, информационное, правовое и методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы;
Совершенствование взаимодействия бизнеса с различными институтами власти позволит обеспечить более лояльные условия для развития бизнеса, а, следовательно, будет способствовать развитию экономики.
Литература:
- Агазарян Н. Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. — 2016. Т.3 — № 2. С.153–154.
- EU auditors issue damning report on public-private partnerships [Электронныйресурс]. URL: https://www.epsu.org/article/eu-auditors-issue-damning-report-public-private-partnerships (дата обращения:01.09.2021)
- Public Private Partnerships in the EU: Widespread shortcomings and limited benefits. SpecialReport. — 2018. — № 9. P.16. PPP-Projects on Federal Highways — Projects of 2nd Batch [Электронныйресурс]. URL: https://www.vifg.de/de/infrastrukturprojekte-finanzierung/projekte/a-modell/a6_i/ (дата обращения:01.09.2021)
- Public-Private Partnerships in Europe: a New Growth Dynamic// The European files. — 2013. С. 8
- О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ: по сост. на 01 сентября 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-2005.- № 30.- Ст. 3126.