В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».
Ключевые слова : экономический кризис, малый и средний бизнес, социальное предпринимательство.
Экономический кризис 2020 года, как следствие пандемии COVID-2019, существенно повлиял на жизнедеятельность многих организаций. Так, по официальным данным Росстата к июню 2020 года прекратило свое существование 682 368 организаций малого и среднего бизнеса [4]. Руководители организаций, которые продолжали функционировать и не прекратили свою деятельность, подстраивали работу под введенные ограничения (переводили работу в онлайн, доставку, самовывоз), однако многие сферы бизнеса не могли функционировать полноценно в данных условиях, ввиду особенностей деятельности бизнеса и предоставляемых товаров и услуг. Так, например, в автошколе ООО «Светофор» было введено онлайн-обучение в период пандемии, однако к данному формату прибегло небольшое число клиентов, остальные предпочли ожидать возможности возобновления очного обучения. Будущие курсанты автошкол не считали удобным для себя получить теоретическую основу вождения в режиме онлайн в ближайшее время, но столкнутся с необходимостью ожидания практических уроков вождения, как только организациям позволят осуществлять очное обучение в офлайн-формате. Ввиду того, что такой формат работы оказался неудачным для данной организации, единственным выходом для нее оказалось дожидаться разрешения от властей полноценного функционирования. Однако, за время ожидания разрешения на работу организации стало необходимым обратить все силы на разработку стратегии выхода из экономического кризиса. Одной из стратегий развития для данных сфер бизнеса, позволяющей выработать благоприятный имидж организации, повысить уровень доверия граждан к ней, особенно если организация молодая, и повысить количество клиентов, является организация социально ориентированного бизнеса или социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство — это решение острых социальных проблем предпринимателями, путем осуществления деятельности организации и получения прибыли [3, с. 2]. Существуют такие организации, которые были изначально созданы как социальный проект, основной целью которого является решение какой-либо социальной проблемы, а есть организации, которые в дополнение к основной деятельности организации внедряют проект по решению социальной проблемы [1, с. 44].
Какую социальную проблему может помочь решить автошкола? По данным ГИБДД на 2019 год произошло 15 996 ДТП по вине пешеходов, что составляет 10,56 % от общего количества ДТП. Таким образом, каждое 10 ДТП случается по вине пешехода [5]. И, если водители обучаются правилам дорожного движения прежде, чем выезжать на улицы города, то за образование пешеходов может быть ответственен только сам пешеход. Это является серьезной социальной проблемой, и автошкола, имея в своем распоряжении специалистов, необходимую литературу и опыт, может стать помощником в решении этой проблемы. В рамках стратегического развития автошколе ООО «Светофор» предлагается внедрить социальный проект по сотрудничеству с общеобразовательными школами. В рамках данного проекта преподаватели автошколы ООО «Светофор» на постоянной основе будут проводить лекции по ПДД и теоретическим основам управления транспортными средствами для учеников старших классов, и приглашать продолжить обучение в автошколе по достижению разрешенного по законодательству для получения водительских прав возраста со скидкой, так как теоретическая часть обучения будет уже пройдена учениками в рамках данного проекта.
Прежде чем внедрить данный проект, была оценена экономическая привлекательность данного проекта для организации ООО «Светофор» через анализ востребованности. Чтобы оценить востребованность проекта обучения старшеклассников правилам дорожного движения и основам управления транспортными средствами, проводилось анкетирование школьников и их родителей (стратифицированная выборка, 5 школ — по одной в каждом городском округе, 15 учеников 9–11 класса и их родители — в каждой из выбранных школ). Для анкеты использовались следующие переменные, отображенные в таблице 1.
Таблица 1
Система переменных и показателей анкеты
Показатель |
Переменная |
Значения |
Уровень конкуренции |
Существование аналогов проекта |
Есть аналоги проекта Нет аналогов проекта |
Степень решаемости проблемы |
1.Удовлетворенность аналогами проекта 2.Самооценка знаний ПДД |
1.1.Проблема решается 1.2.Проблема не решается 2.Оценка знаний от 1 до 5 |
Необходимость проекта |
1.Степень необходимости проекта потребителями 2.Желание и возможность участия в проекте |
1.Оценка необходимости проекта от 1 до 5 2.1.Оценка желания участия в проекте от 1 до 5 2.2.Оценка возможности участия в проекте от 1 до 5 |
Результаты проведенного анкетирования показали, что около 20 % от общего числа опрошенных, а при реализации проекта около 20 % от общего числа прошедших бесплатный курс, продолжат обучение в автошколе с целью получения водительских прав. То есть, при внедрении проекта в 10 % школ города (15 школ), в каждой школе будет выбран экспериментальный класс для социального проекта, а при среднем количестве учеников в классе равном 20 человек, продолжит обучение в автошколе, применяя результаты анкетирования, 4 человека из класса, или 60 человек из всего экспериментального потока. При стоимости обучения курса со скидкой (18 900 рублей) прогнозируемая выручка от экспериментального первого потока учеников социального проекта составит 1 134 000 рублей, или 640 800 рублей чистой прибыли.
Таким образом, данным социальным проектом будет решаться проблема образования пешеходов, а автошкола ООО «Светофор» получит для себя «прибыль» в виде [2, с. 213]: улучшения имиджа компании, роста репутации, рекламы товара и услуг, освещения деятельности в СМИ, стабильности и устойчивости компании в долгосрочной перспективе, возможности привлечения инвестиций, налоговых льгот, а также прибыль от привлечения учеников общеобразовательных школ к продолжению обучения в автошколе ООО «Светофор».
Литература:
- Аяганова М. П. Оценка типовых бизнес моделей в социально-ориентированном бизнесе и социальном предпринимательстве // Экономика, бизнес, инновации. — 2018. С. 44–48. [Электронный источник] — Режим доступа: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/06/ %D0 %9C %D0 %9A-565–1.pdf#page=44 (дата обращения 12.10.2020);
- Волобуев С. С. Социально ориентированный бизнес как объект социологического анализа // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. — 2019. — С. 211–214. [Электронный источник] — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41225852_62477242.pdf (дата обращения 14.10.2020);
- Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально-ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 3. — 7 с. [Электронный источник] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-orientirovannyy-biznes-tendentsii-i-puti-razvitiya/viewer;
- Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. М. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14036 (дата обращения 10.10.2020);
- Сайт государственной инспекции дорожного движения. [Электронный ресурс]. М. — Режим доступа: http://stat.gibdd.ru (дата обращения 16.10.2020).