В данной статье рассматривается понятие социального самочувствия. Автор раскрывает подходы исследователей к данному явлению, определяет критерии социального самочувствия и приводит результаты исследования на примере одного из высших учебных заведений Российской Федерации.
Ключевые слова: социальное самочувствие, студенты высших учебных заведений, социальное здоровье, студенческая молодежь
Социальное самочувствие является важным фактором установления социального порядка в обществе и государстве, потому что жизнеспособность и стабильность общества зависят от того, как чувствуют себя его граждане [7]
Анализ различных интерпретаций определения категории «социальное здоровье населения» показывает, что она является сложным комплексным феноменом общественной жизни, каждый из структурных элементов которого выступает отражением экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, складывающихся в обществе, а потому понимаемый как социальное благополучие населения в целом [8]
Удовлетворение человеческих потребностей в любви, близости, коллективной принадлежности является важным фактором достижения социального здоровья. У лиц, лишенных этих потребностей, может развиться поведение, которое может угрожать их здоровью и благополучию, и, таким образом, они попадают под влияние аномии, девиантности и социальной патологии [4]
В работах О. Л. Барской, О. В. Луневой и др. 1 уже в 1970-х — 1980-х гг. ставилась проблема социального самочувствия в социологическом ключе. Анализ социального самочувствия соотносился с исследованием социального настроения в работах Г. Е. Зборовского, Б. Д. Парыгина, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко и др. Особо стоит выделить работы, посвященные методологическим проблемам социального самочувствия, — Е. И. Головахи, Л. Е. Душацкого, Я. Н. Крупца, Н. В. Панина, Д. Рогозина, Н. Н. Седова и др
Социальное самочувствие в данном исследовании рассматривается как интегральная характеристика или результат и индикатор функционирования институциональной системы.
В качестве индикаторов социального самочувствия наиболее часто выделяют [3]:
— уверенность или неуверенность в грядущем дне,
— удовлетворенность или неудовлетворенность личности различными аспектами ее жизнедеятельности,
— степень и характер актуализации наиболее беспокоящих проблем,
— восприятие отношения государства к его гражданам и государственной политики и т. д.
В структуре социального самочувствия молодежи одним из базовых смысловых блоков является система представлений о своей стране как комплексной основы жизнедеятельности молодого человека и гаранта его социального и личностного развития
В отличие от психологической традиции в исследовании социального самочувствия, в рамках которой последнее рассматривается в основном как эмоциональное состояние, социология делает акцент на изучение не ситуативных эмоциональных, а когнитивных составляющих сознания. Роль социального самочувствия в поведении молодежи выражается прежде всего в его регуляторной функции: становясь мотивом поведения, самочувствие может выражаться в различных формах активности/пассивности молодого человека [5]. У молодых людей уже есть не только «материал» для рефлексии, но и шансы изменения, корректировки жизненной программы вполне реальны
Социальное самочувствие студентов вузов отражается в самооценке их материального положения и уровня дохода, в их эмоциональной реакции на условия своей жизни, в доминирующих настроениях и чувствах. Поэтому содержание социального самочувствия студентов можно охарактеризовать по двум основным аспектам [2]:
— оценка удовлетворенности потребностей социального существования, то есть социальнопсихологический комфорт;
— оценка удовлетворенности потребностей физического существования, то есть удовлетворенность условиями жизни
Кроме оценки «социально-психологического комфорта» и «удовлетворенности условиями жизни» социальное самочувствие дает представление и о степени социальной активности студенчеств [6]
Студенчество и молодежь тесно взаимосвязаны между собой. Студенчество представляет собой учащуюся часть молодежи. Они являются социально-демографической группой, характеризующейся определенным общественным ролью, положением, статусом.
В исследовании социального самочувствия большое значение имеет как обращение к общему уровню самооценки, так и учет компонентных характеристик. В поколении молодых и взрослых, в частности, значительную роль играют идентификационные механизмы, удовлетворенность местом работы и отношение к будущему. Социальное самочувствие включает связь с прошлым, настоящим и будущим [1]. Конкретные оценки также содержат корреляцию между самочувствием и временным фактором: оценка удовлетворенности жизнью в целом относится и к прошлому, и к настоящему [2]. Такая установка проявилась и при анализе эмпирического материала. Представляется, что идентификация — важный фактор, влияющий на социальное самочувствие молодого поколения [7]. Это объясняется механизмами социального и индивидуального сравнения и оценки.
Главной целью исследования было изучение социального самочувствия студенческой молодежи города. В фокус-группу вошли студенты в возрасте от 17 до 30 лет очной и заочной форм обучения.
В ходе проведения анкетирования респондентам был задан вопрос, связанный с идентификацией к определенной группе на основе удовлетворенности жизнью в целом. Данные показывают, что большинство молодежи относят себя к счастливым. Суммарный коэффициент респондентов, считающих себя «очень счастливыми» и «весьма счастливыми» составляет 79,6 %. Несчастливыми себя считают менее одного процента респондентов. Остальные опрошенные студенты затруднились ответить на данный вопрос.
При ответе на вопрос «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?» большинство респондентов оценили его как среднее или ниже среднего.
Респонденты ответили На вопрос «Какие чувства у Вас вызывает Ваше социально-экономическое положение?» следующим образом: побуждает к активным действиям, — 66,8 %, рождает чувство безысходности — 7,8 %, вызывает чувство протеста, мирное отношение — 13,5 %, затруднились ответить — 11,9 %. Студенты, проводя анализ сложившейся социально-экономической ситуации в стране, показали высокий уровень активности
Ответы студентов относительности уверенности в завтрашнем дне распределились следующим образом: 69,9 % студентов оценивают собственные перспективы оптимистично, 26,7 % — сомневаются в том, что их жизнь сложится удачно, оставшиеся 3,4 % — испытывают негативные эмоции в связи со своим будущим.
Изучение социального самочувствия студенчества города показало, что в студенческой среде преобладают позитивные ценности, во многом унаследованные от старших поколений.
Литература:
- Бадонов Алексей Mаланович, Бадараев Дамдин Доржиевич Социальное самочувствие студенческой молодежи в период экономического кризиса // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-studencheskoy-molodezhi-v-period-ekonomicheskogo-krizisa (дата обращения: 15.09.2021).
- Банникова Л. Н., Жилин А. С. Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий и студентов: сравнительный анализ // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-molodyh-rabotnikov-promyshlennyh-predpriyatiy-i-studentov-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 15.09.2021).
- Галеева, Н. Ф. Социальное самочувствие молодежи этнических групп Г. Салехарда / Н. Ф. Галеева // Управление устойчивым развитием. — 2021. — № 2(33). — С. 45–49.
- Кормишкина Л. А., Кормишкин Е. Д., Ермакова Э. Р. Социальное самочувствие как отображение социально-экономического неравенства в стране // Теоретическая и прикладная экономика. — 2021. — № 3. — С. 1–13. DOI: 10.25136/2409–8647.2021.3.36049 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36049
- Осянин, А. Н. Социальное самочувствие граждан в современной России / А. Н. Осянин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2021. — № 1(53). — С. 331–332.
- Преликова, Е. А. Особенности и проблемы социального самочувствия студенческой молодежи в условиях самоизоляции / Е. А. Преликова, В. А. Белкина, Е. И. Позднякова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2021. — Т. 11. — № 1. — С. 210–219.
- Степанов А. М. Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и средних специальных учебных заведений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sotsialnogo-samochuvstviya-studentov-vysshih-i-srednih-spetsialnyh-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 15.09.2021).
- Шаламова Л. Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-i-sotsialnaya-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 15.09.2021).