Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.09.2021

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Ерохина, Я. В. Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности / Я. В. Ерохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84106/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование которой обладает системным характером. Анализ самореализации дает возможность говорить о её многовариантности, индивидуальных путях достижения, а также об аксиологической значимости процесса для каждой конкретной личности.

Ключевые слова: гендерные исследования, социальный стереотип, профессиональный стереотип.

This article is devoted to the issue of the influence of the gender aspect on the possibility of self-realization in military professional activity. The problems associated with self-realization are currently an important problem of psychology, the study of which has a systemic character. The analysis of self-realization makes it possible to talk about its multivariance, individual ways of achieving it, as well as about the axiological significance of the process for each individual.

Keywords: gender studies, social stereotype, professional stereotype.

В настоящее время, на текущем этапе развития социума, все больше усиливаются процессы, сосредоточенные против гендерной сегрегации.

Мы отчетливо видим, что женщины становятся обладателями все большего доступа к разнообразным областям социальной и политической жизнедеятельности.

В Российской Федерации военно-профессиональная деятельность представляет собой сферу занятости, прежде всего, ориентированную на мужчин.

Поэтому в сознании граждан России данная деятельность полностью ассоциируется с мужчинами, а традиционное участие женщин в военно-профессиональной деятельности других государств в России рассматривается в большей мере как исключение из правил [1].

Многочисленные гендерные исследования в сфере военной службы позволяют ученым наблюдать за корреляцией психологических феноменов, которые появляются при растущей феминизации военных структур [2].

Все мужчины и женщины имеют различное восприятие относительно собственной профессиональной деятельности. В основе этого различия лежит разное видение источника удовлетворения разного рода потребностей. Большинство лиц женского пола осуществляют свою деятельность исключительно ради денежных средств, чуть меньшая дола стремится активно развиваться в коллективе, и самая малая часть проявляет интерес непосредственно к осуществляемой деятельности.

Мужчины в большей мере заинтересованы содержанием и социальной значимостью своей профессиональной деятельности, а также ее итогами. Исходя из этого можно заключить, что трудовая деятельность для лиц мужского пола, обычно, обладает более высоким значением, чем для лиц женского пола.

Анализируя скорость движения по карьерной лестнице, можно сказать, что мужчины намного раньше женщин способны устроить свою карьеру.

Согласно многочисленным психологическим исследованиям, большинство мужчин имеют большую склонность к риску и по этой причине они способны чаще менять собственную профессиональную сферу деятельности.

Поэтому в России в рамках военно-профессиональной деятельности самореализация мужчин протекает более успешно, чем у женщин.

Целый ряд обстоятельств, такие как рождение ребенка и уход в декрет, низкая работоспособность по сравнению с мужчинами, и другие факторы вызывают отрицательный результат рассмотрения кандидатуры женщины при принятии их на военную службу.

Успешной самореализации женщин в рамках военно-профессиональной деятельности существенно препятствует и имеющийся у них на психологическом уровне страх перед потенциальным успехом.

Прежде всего, женщина предполагает, что успех в работе может вызвать утрату у них женственности, а также потерю социального окружения.

Кроме того, женщины испытывают вину перед детьми и супругом, поэтому подсознательно отказываются от военно-профессиональной карьеры, которая требует колоссальных затрат сил и времени из-за высоких физических нагрузок, ненормированного графика работы, командировок и специфики выполняемых задач.

Согласно позиции большинства женщин, успешность в военно-профессиональной деятельности и отношениях личного характера не может быть совмещена без стремления получить больший успех относительно собственного супруга.

Гендерный аспект также влияет на самореализацию и с позиции взглядов на лидерство. Согласно многим классическим взглядам женщины-руководители в военно-профессиональной деятельности считаются менее компетентные в сравнении с противоположным полом. Это может быть связано с отсутствием профильного образования, поскольку лишь ограниченное количество военных образовательных учреждений принимают женщин для получения образования, необходимого для построения профессиональной военной карьеры.

Кроме того, психология женщин формирует у них самих мнение о своей неспособности быть руководящим звеном в военно-профессиональной деятельности.

Не редко, в качестве препятствия достижения успеха в военно-профессиональной деятельности, женщинам мешает ее семья.

Данная предвзятость сформировалась не просто так. Она в полной мере отражает многолетний опыт, демонстрирующий, что лица женского пола довольно часто, в отличие от лиц мужского пола, прекращают осуществлять свою военно-профессиональную деятельность по причине беременности или ухода за детьми.

По этой причине женщины назначаются на руководящие должности в том случае, когда они являются искренне преданными своей профессии.

Самореализация женщин имеет преимущества с точки зрения коммуникативного развития. Действительно женщина обладают лучшими коммуникативными навыками, в отличие от мужчин.

Женщины связывают лидерство подчиненных со своими личными качествами — обаянием, контактностью, коммуникативными способностями и напряженной работой, а не занимаемой должностью. Женщины-лидеры, как и мужчины, способны мотивировать своих подчиненных на чрезмерные достижения.

Такой стиль руководства чаще всего называют демократическим. Сотрудники видят, что руководство им доверяет, что увеличивает вовлеченность подчиненных.

Более демократичное отношение женщин-лидеров связано с тем, что они пытаются завоевать одобрение скептически настроенных подчиненных [3].

Стоит напомнить, что военно-профессиональная деятельность характеризуется исключительно дисциплиной. Именно дисциплина не может сочетаться с демократией, которая присуща управленческой деятельности женщин. По этой причине самореализация женщин не может быть успешной в рамках рассматриваемого профессионального сектора.

Итак, как мужчины, так и женщины обладают рядом ценных качеств, которые позволяют им успешно осуществлять деятельность в военно-профессиональной сфере. Однако, мужчина более расположен к этому в силу своих множественных психологических характеристик.

Но стоит отметить, что нельзя отметать тот факт, что самореализации женщины не может быть на максимальном уровне. В данном случае все зависит от ее психологических и личностных качеств. Тем не менее, при правильном подходе, женщины, благодаря своим личным и профессиональным качествам, могут являться ценными работниками в области военно-профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Ковалева И. А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И. А. Ковалева. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 50–52. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1916/ (дата обращения: 01.09.2021).
  2. Немов Р. С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2017. — 2472 c.
  3. Самыгин С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С. И. Самыгин; Под общ. ред. Л. И. Щербакова. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 220 c.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональная деятельность, женщина, мужчина, большая мера, военная служба, гендерный аспект, пол, Россия, самореализация женщин.


Ключевые слова

гендерные исследования, социальный стереотип, профессиональный стереотип

Похожие статьи

Диспозициональное направление: теории личностных черт

В статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое направлено на поиск различий между людьми и их измерение. Приведен анализ общетеоретических воззрений авторов по проблеме отдельных личностных черт, образующих целостную уни...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка

Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...

Гендерные особенности в политическом дискурсе: сравнительный анализ американских политических выступлений

В настоящее время гендерные исследования являются одним из наиболее продуктивных и растущих сегментов мировой лингвистики (Р. Лакофф, Д. Спендер). Повышенное внимание уделяется изучению речевого поведения различных групп населения (например, професси...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Похожие статьи

Диспозициональное направление: теории личностных черт

В статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое направлено на поиск различий между людьми и их измерение. Приведен анализ общетеоретических воззрений авторов по проблеме отдельных личностных черт, образующих целостную уни...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка

Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...

Гендерные особенности в политическом дискурсе: сравнительный анализ американских политических выступлений

В настоящее время гендерные исследования являются одним из наиболее продуктивных и растущих сегментов мировой лингвистики (Р. Лакофф, Д. Спендер). Повышенное внимание уделяется изучению речевого поведения различных групп населения (например, професси...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Задать вопрос