В статье анализируется как уже существующие, так и потенциальные экономические последствия пандемии в России и в зарубежных странах на основе экспертных оценок, опубликованных в средствах массовой информации (СМИ), а также рассматриваются основные меры, принимаемые странами в сложившейся ситуации.
Ключевые слова: экономический кризис, COVID-19, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, последствия пандемии COVID-19, мировая экономика.
В настоящее время человечество переживает глобальный кризис системы экономики на фоне возникшей пандемии. Мощный и в тоже время уникальный кризис, который охватил весь мир стал сильнейшим ударом для социально — экономического развития всех стран. Уникальность нового кризиса состоит в том, что у мирового сообщества не было готовых политических и экономических рецептов, а также отсутствие медицинской модели регулирования доступных для борьбы со вспышкой вируса.
В начале 2020 года по всему миру вспыхнула пандемия коронавируса COVID-19. Китай был первой странной, который встретил вспышку тогда еще неизвестной болезни.
Эпицентром вируса COVID-19 в начале 2020 года стал город Ухань. Город, который находится на стыке магистральный и транспортных артерий Китая. Возникновение пандемии стало угрозой экономической и социальной стабильности в Китае.
После вспышки генеральный секретарь Си Цзиньпин и Центральный комитет Коммунистической партии Китая придали ей большое значение и издали общий мобилизационный приказ для страны, что «жизнь важнее горы Тай, эпидемия — это порядок, а предотвращение и контроль — ответственность», чтобы всесторонне укрепить централизованное и единое руководство по профилактике и контролю эпидемии, научным исследованиям и оценкам [1].
В январе 2020 года властями Китайской Народной Республики (КНР) в городе Ухань были введены жесткие ограничения и контроль за их соблюдениями. В городе вводят строгий карантин. Прекращает работать общественный транспорт, запущен механизм санитарно-эпидемиологического реагирования (массовое тестирование), транспортное сообщение с мегаполисом было приостановлено, жителям рекомендовалось не покидать свои дома без острой необходимости и не собираться большими группами. Государственные учреждения, магазины и производства были закрыты и переведены на удаленный режим работы. В дальнейшем Китайское правительство приостановило транспортное сообщение с 15 городами центральной провинции Хубэй. В итоге более 41 миллиона человек оказались под карантином. Также была реализована новая система контроля QR-код с помощью мобильного приложения. Эта система позволила фиксировать информацию о жильцах, температуре тела, причинах посещения того или иного общественного места, а также в случае необходимости установить маршрут передвижения, если у человека будет выявлен COVID-19.
Таким образом, благодаря быстрому реагированию правительства КНР на первом этапе вспышки эпидемии позволило остановить распространения вируса COVID-19, но в правительстве уверены, что ключевым фактором успеха является дисциплинированность и сплочённость народа. КНР столкнувшись с пандемией COVID-19 продемонстрировал всему миру исключительную способность к мобилизации и менее чем за шесть месяцев снизил уровень летальности до минимальных значений. Китай стал примером для всего мира, и показал, как необходимо и важно для любой страны соблюдать национальные интересы государства для того, чтобы обеспечить защищенность экономики от внутренних и внешних угроз.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что вспышка нового коронавируса представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. 11 марта 2020 г. ВОЗ охарактеризовала новую коронавирусную болезнь (COVID-19) как пандемию.
Вскоре вирус COVID-19 ворвался и в Евросоюз (ЕС), Южную Корею, Японию, Америку, Россию и в другие страны мира. Исторически сложилось, что страны ЕС в чрезвычайных ситуациях полагались на Германию и Францию, но в нынешних сложившихся условиях, страны направили свое внимание на внутреннюю экономику, чтобы справиться со своим кризисом. Самая неблагоприятная ситуация среди европейских стран сложилась в Италии. Здравоохранение Италии не было готово к такому количеству заболевших, и эпидемиологическая ситуация вышла из-под контроля, и как следствие Европу охватил экономический, политический и национальный кризис.
Многие годы в Европе не возникало подобных экстренных ситуаций, и гражданам ЕС трудно было в одночасье объединиться и взаимодействовать друг с другом. Отказ ЕС финансировать Италию и ряд других стран, экономика которых оказалась в кризисной ситуации только ухудшило взаимоотношение между странами ЕС.
Можно сделать вывод, что ЕС не оправдал себя, как надежный экономический союз стран в сложных кризисных условиях пандемии коронавируса COVID-19. В результате мы можем наблюдать, что сложившиеся в мире европейская модель либерального общества массового потребления оказалась совершенно не готовой к такому вызову, как новая коронавирусная инфекция. По мнению многих экспертов из-за невозможности оперативно договориться о совместных действиях на начальном этапе распространения пандемии страны ЕС потеряли время, что и привело к столь широкому распространению COVID-19 на территории Европы, включая и территорию соседей ЕС.
Чтобы сдержать распространение коронавирусной инфекции COVID-19, государства ЕС ввели настолько жесткие меры, что их экономики в буквальном смысле впали в спячку, сообщается в отчете Еврокомиссии (ЕК). Пандемия коронавируса стала причиной рекордного экономического спада в истории Евросоюза, следует из оценок ЕК. (прогноз май 2020 г.). Во втором квартале 2020 года объем ВВП ЕС окажется почти на 16 % ниже, чем в последнем квартале 2019 года, а по итогам года спад составит 7,4 %, отмечается в прогнозе. Среди отдельных стран-участниц наибольший урон из-за пандемии могут испытать на себе Греция, чей ВВП, согласно оценкам Еврокомиссии, упадет на 9,7 % по итогам 2020 года, а также Италия (-9,5 %), Испания (-9,4 %), Хорватия (-9,1 %) и Франция (-8,2 %).
США столкнулись с серьезным экономическим кризисом. Нью-Йорк повторил самый худший сценарий вспышки коронавируса, который был в Италии. Система здравоохранения не справилась с притоком больных и не смогла помочь всем нуждающимся. В Италии статистика смертности формируется по возрастным группам риска, то в США она отражает экономическое и расовое неравенство. Смертность афроамериканцев и латиноамериканцев превышает почти вдвое. Большой процент Американцев не имеют медицинских страховок, а система здравоохранения нацелена на своё обогащение, напрашивается вывод, что большое число американского народа просто не выживет в период пандемии. Чтобы сохранить спокойствие в обществе Американское правительство принимает решение о необходимости расширить медицинские страховки, впоследствии оказывать помощь и без них.
Ключевым нормативным правовым актом, направленным на оказание помощи значительно пострадавшим секторам экономики (Severely Distressed Sectors), стал принятый Конгрессом США и подписанный президентом США 27 марта 2020 г. Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с коронавирусом» (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act), который установил систему экстраординарной поддержки экономики США в размере $2 трлн. [2].
В условиях пандемии коронавируса COVID-19 во втором квартале 2020 года ВВП США сократился на 32,9 %, сообщило Министерство торговли. Это рекорд для ВВП США [3].
Пандемия коронавируса и последовавший экономический спад вызывали в США исторический кризис и стали настоящей трагедией для наиболее «уязвимого» населения страны.
Первые случаи заражения COVID-19 в России были зарегистрированы в начале марта 2020 года. Вирус проник на территорию России, по всей видимости, из стран Западной Европы или Китая. РФ ожидала появления вируса и успела подготовить почву для защиты, таким образом опыт других стран помог подготовиться России к удару коронавирусной инфекции.
Благодаря централизованной медицине в РФ и оперативной работе правительства начинается строительство дополнительных медицинских учреждений, увеличивается производство средств индивидуальной защиты для населения, медицинскому персоналу обеспечивают финансовую поддержку. Например, в Санкт-Петербурге на базе «Ленэкспо» открыли госпиталь на 474 коек для лечения больных с легкой формой COVID-19. Также хотелось бы отметить, что Россия в период пандемии оказала гуманитарную помощь не менее чем 46 странам.
Принятые антикризисные меры и низкий уровень внешнего государственного и частного долга, накопленные финансовые ресурсы Фонда национального благосостояния позволило существенно сгладить негативное влияние текущей глобальной экономической ситуации в начале пандемии. В условиях пандемии коронавируса (COVID-19) Центральный банк Российской Федерации прогнозирует падение ВВП в этом году составит 4–5 %, тогда как в июле прогнозировал падение на 4,5–5,5 %. На ту же величину, но в меньшую сторону, скорректировали рост ВВП в 2021 году — теперь прогноз составляет 3–4 %. Прогноз на 2022 год остался неизменным (2,5–3,5 %), появился прогноз на 2023 год — рост на 2–3 % [4].
Глобальный мировой кризис, вызванный коронавирусной инфекцией COVID-2019, минусовая цена на нефть, антироссийские санкции отрицательно влияют на развитие экономики России и создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Таким образом, в сложившихся условиях, обеспечение экономической безопасности является одной из первостепенных задач государства.
Обеспечение экономической безопасности является своего рода гарантией стабильности в стране, ее независимости и является высшим национальным приоритетом. Особенность и уникальность пандемии COVID-19 заключается в том, что она иллюстрирует пересечение социального обеспечение, экономической безопасности, национальной безопасности, политических взаимоотношений и прочих аспектов, т. е. затронула все сферы жизни.
Глобальная пандемия потребовала глобальных ответных мер. Распространение коронавирусной инфекции и принятые меры ограничительного характера, которые были применены во всех странах мира оказали огромное влияние на экономику каждой страны и на мировую экономику в целом, что безусловно повлияло на обеспечение экономической безопасности. Страны во всем мире вводили беспрецедентные меры, чтобы остановить разрушительный эффект, вызванный пандемий COVID — 19. Первостепенной задачей всех стран состояло в том, чтобы взять под контроль пандемию и смягчить удар, который нанес вирус на мировую экономику.
Нельзя обойти стороной процессы, вызванные новой коронавирусной инфекцией COVID-19, которые повлияли на мировую экономику, и как следствие вызвали новую угрозу экономической безопасности для России.
- В результате введения всемирного карантина на грани банкротства оказались сотни тысяч компаний, в первую очередь малого и среднего бизнеса.
- Растет рекордный уровень безработицы в РФ и в других странах мира.
- Падение доходов населения в случае длительного карантина неминуемо, что может привести к угрозе общественно-политической ситуации в стране.
- Ограничение транспортного сообщения и закрытие международных границ парализовала сферы туризма и международных перевозок.
- Падение экспорта и импорта в результате рецессии мировой экономики.
- Образование и наука пока еще не готовы к переходу на дистанционные технологии. Неспособность многих регионов поддержать новые государственные платформы может привести к падению уровня образования.
- Здравоохранение продемонстрировало, что не готово сдерживать рост числа заболевших и не имеет научных разработок по борьбе с новой инфекцией.
- Сложная эпидемиологическая ситуация в стране породила увеличения коррупции в сфере здравоохранения.
- Обвал цен на нефть произошел из-за ограничительных мер — прекращения полетов и приостановки производства по всему миру.
- Произошло частичное разрушение внешнеэкономических партнерских взаимоотношений государства с другими странами мировой экономики.
- Оказывается, в глубоком кризисе сферы культуры и искусства. Отменяются общественно значимые культурные и деловые мероприятия.
- Активизируются киберпреступность. В интернет-пространстве возникают множество фейковых ресурсов. Мошенники затронули сферы медицинского обеспечения и сферу туризма.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что государственная система не была готова отразить удары коронавирусной инфекции COVID-19 и выполнять свои социальные функции и противостоять угрозе распространения болезни, как угрозе национальной и экономической безопасности государства.
Экономику РФ в значительной степени поддержали IT-секторы — это в первую очередь интернет — магазины и маркетплейсы. Благодаря IT-технологиям большинство сетевых продуктовых магазинов перешли на онлайн-продажи и доставку продуктов на дом, что позволило существенно снизить рост заболеваемости в стране.
В итоге России необходимо произвести ряд мероприятий, которые, в дальнейшем смогли бы снизить и предотвратить новые угрозы экономической безопасности в современных условиях.
- Активизировать международное сотрудничество по противодействию негативным тенденциям, имеющим планетарные масштабы. Разработать единую мировую стратегию, которая направлена на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, учитывая менталитет населения и особенности экономического развития государства.
- У общественности появляется зависимость от СМИ в новых условиях жизни. Необходимо осуществлять жесткий контроль поступающей информации из социальных сетей и неофициальных интернет-каналов, так как СМИ оказывает сильное влияние на социум и помогает формировать правильное общественное мнение.
- Необходимо обратить особое внимание на мировой технологический прогресс. Многие регионы России отстают от цифровых технологий. Семьи не в состоянии обеспечить своих детей инновационной техникой, и как следствие некоторые школьники не смогли учувствовать в образовательном процессе в период карантина в полной мере.
- Национализация особо крупных и значимых для экономики страны предприятий и, прежде всего предприятий добывающей промышленности. Это необходимо для того, чтобы избежать банкротства и сохранять свою релевантность в кризисных ситуациях. Таким образом, в современных реалиях естественные монополии являются залогом экономической безопасности современного государства, обеспечивая устойчивое развитие экономики страны.
- Очень важно развивать дистанционный сервис и цифровые услуги. Пандемия 2020 показала, что техническое обеспечение — это уже необходимость, которую нужно внедрять в общество.
- Создание новой службы, которая будет создавать систему общественного иммунитета, разрабатывать инновационные меры по борьбе с новыми угрозами экономической безопасности.
- Стратегия экономической безопасности нуждается в существенной концептуальной доработке вследствие возникновения нового вида угроз.
Всё мировое сообщество, эксперты, экономические аналитики, СМИ и ученые с большим интересом анализируют и предсказывают тенденции изменений в мировой экономике. Несомненно, что научный интерес к данному исследованию, только, будет повышаться, т. к. мировой экономический кризис, вызванный эпидемией вируса COVID-19 не завершен и анализировать, и подводить итоги мы можем, ссылаясь, только, на начало возникновения пандемии. В настоящие время мир в ожидании четвертой волны пандемии. Какие последствия ожидать по прошествии новых волн покажет время, но можно констатировать, что мировая экономика уже не будет прежней. Кризис такого масштаба является поворотным моментом для каждого государства в мире. Такая перестройка, возможна, и нужна была миру в глобальных масштабах для того, чтобы человечество преобразовало основы экономической и социальной жизни опираясь на цифровые технологии и вступило на инновационный путь.
Литература:
- Чжан Лэй. Особенности управления социальной стабильностью китайского общества в условиях развития пандемии коронавируса 2019 nCoV. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti upravleniya sotsialnoy stabilnostyu-kitayskogo-obschestva-v-usloviyah-razvitiya-pandemii-koronavirusa-2019-ncov/viewer.
- The CARES act Works for All Americans. Официальный сайт Министерства финансов США [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury. gov/policy-issues/cares.
- ВВП США упал на рекордные 32,9 % [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4435099.
- ЦБ ухудшил прогноз по оттоку капитала из России более чем в два раза [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/412051-cb-uhudshil-prognoz-po-ottoku-kapitala-iz-roFssii-bolee-chem-v.