Особенности создания иноязычной креативной среды в 8–9-х классах средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.09.2021

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Горбачева, Е. В. Особенности создания иноязычной креативной среды в 8–9-х классах средней общеобразовательной школы / Е. В. Горбачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84129/ (дата обращения: 19.12.2024).



Значимость изучения иностранного языка в настоящее время обусловливается изменениями в различных сферах жизни. В современном мире способность человека вступать и поддерживать коммуникацию с другими людьми играет особенно важную роль, так как данная способность оказывает влияние на все сферы жизни общества. В условиях непрерывного развития международных культурных, политических, экономических, социальных отношений не остается без внимания и школьное образование. Еще несколько лет назад в основе обучения иностранному языку находились исключительно чтение, грамматика, литературный перевод и пересказы текстов. Освоение любого иностранного языка требовало от обучающегося долгой и рутинной работы. В связи с выше сказанным, реализовывалась только одна функция языка — информативная. Однако сегодня взгляд на изучение иностранного языка претерпевает значительные изменения. Перед образованием в целом и в особенности перед языковым образованием были поставлены новые задачи, среди которых первоочередной является задача формирования личностных качеств ученика в процессе обучения иностранному языку, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур. Индивидуум, способный проявлять критическое мышление, сообразительность, наблюдательность, инициативность, то есть представлять креативную личность. Следовательно, перед иноязычным образованием встает проблема создания креативной обучающей среды, позволяющей школьнику формировать и развивать в себе качества креативной личности [2, с. 19–23].

Главная цель обучения любому языку — это обогащение, развитие личности ребенка, которая сможет вовлекаться в межкультурный диалог, а также повышение и улучшение навыков и умений в изучаемом языке. В условиях современных требований Федерального государственного образовательного стандарта результаты реализации образовательных программ в школе включают не только предметные знания, но и межпредметные умения. Важным компонентом в данной структуре выступает создание иноязычной креативной образовательной среды, которая оказывает воздействие на все образовательные ступени личностного развития школьников. Понятие креативность подразумевает творческие возможности и способности личности, проявляющиеся как в отдельных видах деятельности, так и в характеристики человека в целом. Основной целью ведения креативной деятельности является установка на расширение границ за пределы поставленных учебных задач. Учебный процесс направлен не только на выполнение предъявляемых учителем требований, но и на удовлетворение потребности в саморазвитии, к творчеству. Содержание понятия креативность подразумевает творческие способности, находящие отражение в мышлении, чувствах, общении, характеризующие личность в целом.

Креативная направленность урока способствует устранению барьеров, приводящих к снижению мотивации и успеваемости учащихся. Данная среда включает обширный набор средств для развития творческих способностей обучающихся, способствующих приобретению, обогащению, накоплению практического и профессионального опыта, умений и навыков, развивает эстетические и психические способности. Основным и наиболее эффективным способом организации креативной образовательной среды выступает применение нетрадиционных форм урока иностранного языка. Подобные формы используются после изучения темы и выполняет функцию обучающего контроля. Данный тип урока может быть применен в условиях школы, поскольку способствует созданию более непринужденной атмосферы при подведении итогов проделанной работы и снимает психический барьер совершения ошибок [1, с. 14–18].

В настоящее время, ФГОС нового поколения требует от школы формирования новой, творческой, активной личности учащегося, то есть школьник не поглощает готовые знания, а учится их самостоятельно добывать и применять на практике. Современное образование направленно на развитие не только компетентной, но, прежде всего, творческой личности. Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде, наряду с изменением отношения педагогов к существующим реалиям.

Тем не менее, наиболее эффективным способом остается лишь непрерывная практика, ведь наличие развитой творческой стороны мышления учащихся не редкая и ограниченная особенность определенных индивидов, а необходимое умение для полноценной жизнедеятельности в современном мире. Данный компонент образования будет успешно развиваться в личности ученика лишь при ведении педагогом грамотной и опытной как учебной, так и воспитательной деятельности, основными компонентами которых принято выделять: создание атмосферы взаимного положительного расположения и открытого признания достижений, благоприятного сотрудничества, наличие чувства уверенности, осознание личного и профессионального роста.

Процесс развития креативности у обучающихся должен быть непрерывен. Приобретение, осмысление и запоминание информации, добытые учеником самостоятельно сменяется созданием готового творческого продукта: диалог на иностранном языке, сочинение на заданную тему, творческий проект по подготовке какого-либо проблемного материала серьёзного исследовательского характера. В соответствии с требованиями, предъявляемых для проведения урока, основным выступает обучение говорению в условиях приближенных к естественным. Тем не менее, нельзя упускать из внимания различные трудности и препятствия, встречающиеся на пути учеников в ситуациях межкультурного общения и научить их разрешать. В этом случае задания с игровой составляющей занимают важнейшее место на уроках иностранного языка [4, с. 134–136].

Однако не стоит забывать, что включение подобных пособий на среднем этапе обучения не должно превышать границы, установленные государственным стандартом, в связи с наличием лексических, фонетических, грамматических трудностей. При изучении иностранного языка школьники учатся выражать собственное мнение, вести диалог или монолог о предметах, явлениях действительности с помощью нового для них языка, как в устной, так и в письменной формах.

Внедрение в урок творческой среды способствует раскрытию одних из основных качеств — активности и субъектности, поскольку процесс учения, сегодня преобладает над процессом обучения. Это затрагивает все стороны личности обучающихся, что в свою очередь, взаимосвязано с субъектностью. Во взаимодействии субъектности и активности учащихся на уроках иностранного языка, обуславливается креативный характер творческой направленности. Теперь образовательные программы должны включать в себя такие условия образования для школьников, которые будут учитывать их индивидуальные, личностные качества. Основой выступает сам ученик, который должен быть сориентирован на достижение максимального раскрытия своих творческих способностей и предмет иностранный язык как никакой другой способствует этому. Иноязычная дидактическая среда развивает креативные качества личности ребенка, такие как активность и субъектность, носящие креативный характер. Именно активность подчеркивает преобладание процесса учения, как вида учебной деятельности в креативной иноязычной дидактической среде, над обучением, и проявляется в развитии и формировании внешней и внутренней речемыслительной активности учащихся, их критического, рефлексивного мышления, придает среде проблемный, исследовательско-поисковый характер.

Активность как характеристика креативной иноязычной дидактической среды неотделима от субъектности. С позиции реализации принципа креативности подлинная, а не формальная субъектность обуславливается креативным характером иноязычной дидактической среды [3, с.85–89].

Креативная образовательная среда — необходимое условие становления и существования творческой личности, которая нацелена на создание оригинальных моделей саморазвития самой себя и окружающего мира. Основными способами для формирования творческой ориентации у школьников являются следующие:

  1. Направлять к творческому началу учащихся.
  2. Устранять психологические барьеры и блоки по проявлению инициативности со стороны обучающегося.
  3. Поддерживать и стремиться к развитию различных творческих продуктов в условиях школы и дома.
  4. Сформировать у ребенка ценность его собственных творческих черт.

Все эти виды деятельности являются продуктивными для развития навыков креативности на всех этапах школьного обучения. Это способствует повышению интереса к учебе в целом и к иностранному языку в отдельности у учащихся и делает урок более увлекательным и продуктивным. Дети учатся проявлять самостоятельность, происходит сотрудничество с одноклассниками и педагогом, развиваются и улучшаются коммуникативные качества.

Кроме того, перед преподавателем иностранного языка встает задача по выявлению и развитию у учащихся как коммуникативных умений, к которым относят: аудирование, говорение, письмо, так и социокультурных, превращающие иностранный язык в инструмент естественного общения, образования и саморазвития, а также сотрудничества и взаимодействия в современном мире. При этом возникает необходимость создания предпосылок для раскрытия и творческой стороны, которая позволит ученикам по собственному усмотрению варьировать имеющимися у них знаниями и навыками [5, с. 94–96].

Литература:

1. Балахнова Т. А. Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в средней школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Под ред. Т. А. Балахнова. — М.: Первое сентября, 2013. — С. 14–18.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования: учебник для высших учебных заведений. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с.

3. Литов А. С. Креативная образовательная среда с использованием информационно-коммуникативных технологий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. — № 2. — С. 85–89

4. Сороковых Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема. // Современные научные исследования и инновации // Научно — методический электронный журнал «Рема». — 2013. — № 1. — С. 134–139

5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2006. — 238 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, креативная образовательная среда, креативный характер, современный мир, активность учащихся, иноязычная дидактическая среда, креативная иноязычная дидактическая среда, креативная личность, процесс обучения, творческая личность.


Похожие статьи

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования

Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Похожие статьи

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования

Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Задать вопрос