В данной статье рассматривается важность применения навыка «Быть отличным коучем» в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера.
Ключевые слова: коучинг, коучинг в управлении, умения коуч-менеджера, развитие качеств персонала.
Десятилетнее исследование Google, представленное широкой общественности в 2018 году, определило ТОП-10 навыков, которыми обладает выдающийся руководитель [1]. Навыку «Быть отличным коучем» досталась строчка лидера и, на наш взгляд, вовсе не случайно. Менеджер, обладающий необходимыми тренерскими навыками, т. е. навыками коучинга, и применяющий их в своей профессиональной деятельности, способен получать, с одной стороны, лучшую производительность от своей команды, а это в конечном счёте сказывается как на эффективности достижения поставленных целей, так и на успешности, конкурентоспособности организации в целом, с другой стороны, сильных специалистов, постоянно развивающихся, растущих в разных сферах жизни (в том числе профессиональной).
В последние годы коучинговые компании превратились в индустрию довольно высокоприбыльного бизнеса, как следствие этого, корпоративный коучинг стал более востребованным и становится всё больше и больше мейнстримом (от англ. mainstream — основное течение; тренд, модная тенденция), так как руководители высшего звена понимают, что за ним в определённой степени стоит будущее. Именно поэтому современному эффективному менеджеру просто необходимо владеть компетенциями в данной области.
Что такое коучинг как в целом, так и в системе управления? Какими умениями должен обладать менеджер, чтобы быть лучшим коучем для своей команды? Какие качества будут развиваться у сотрудников, если их руководитель будет выступать в роли коуч-менеджера? Осмысление поставленных вопросов с должной полнотой и доказательностью в небольшой статье — задача не из простых, тем не менее постараемся проследить за важностью применения вышеупомянутого навыка в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера, избрав для анализа лишь некоторые аспекты.
Согласно определению, которое даёт International Coaching Federation (Международная Федерация Коучинга), коучинг — это «…развивающееся партнёрство, которое помогает клиентам добиваться полноценных результатов в их личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, совершенствуют эффективность работы и повышают качество своей жизни» [2, с. 18].
Субъектами партнёрства являются коуч (специалист, цель которого помочь человеку (клиенту) раскрыть свои способности, поверить в свои силы и с их помощью достигать личного и профессионального успеха) и клиент (человек или организация, которые заказывают услуги коучинга), которые работают вместе как два равноправных партнёра. В отличие от психологов, коуч не даёт клиенту советов, рекомендаций. Его задача — прийти к решению проблемы с помощью наводящих вопросов, направлений, подсказок.
Применительно к сфере управления, коуч — это руководитель организации или структурного подразделения, который оказывает квалифицированную помощь своим клиентам, т. е. подчинённым, в достижении профессиональных целей и задач с помощью всё тех же наводящих вопросов, направлений и т. д.
Рассмотрим умения, которыми должен обладать менеджер, чтобы быть лучшим коучем для своей команды [3].
- Умение понимать сотрудников: понимание, как они работают, что их заставляет это делать, что их расстраивает и т. д. Это тот навык, который нужно развивать в первую очередь, чтобы тренировать свою команду для достижения оптимальных результатов. Согласовывать свои цели с целями команды — один из способов развития данного навыка. Спросив «Каковы цели нашей команды?», затем проанализировав обратную связь и связав с личными целями, можно обозначить общие планы. Когда команда будет видеть, что при учтённых ею интересов она побеждает, выигрывает, это уже будет замотивированный коллектив, который точно доберётся до планируемых результатов.
- Умение правильно использовать язык. Переход от навязывания своего мнения к тому, чтобы его просить — способ, который изменит использование языка. Например, американский шеф-повар, удостоенный награды Джеймса Бирда, Грант Ахатц, усвоил урок лидерства, когда потерял вкусовые рецепторы из-за болезни и который впоследствии сделал ресторан «Alinea» одним из лучших ресторанов страны. Грант рисовал возможные продукты питания, делился идеями о том, как, по его мнению, может выглядеть еда в «Alinea». Команда это всё проверяла на практике, корректировала, давала обратную связь, в конце концов она смогла придумать знаменитый десерт. Таким образом, если руководитель сместит свой диалог с командой с «Вот ответ» на «Как вы думаете, что может быть ответом?», сотрудники засияют, они поймут, что их действительно ценят внутри компании, осознают, что они причастны к её успеху и будут вдохновлены на работу с полной самоотдачей.
- Умение разрешать конфликты. Большинство споров, столкновений, как правило, возникает из-за недостатка признательности или отсутствия автономии. Основная задача в таких ситуациях — своевременно понять, откуда разногласие берёт своё начало и как решить ту или иную проблему, чтобы избежать нежелательных последствий, например, недовольства, несчастья коллектива, снижения дохода компании. Определённого рода конфликт может возникнуть и тогда, когда менеджер пытается слишком много управлять. Это лишает свободы членов его команды, а когда свобода уходит, мы склонны вызывать обиду, потому что чувствуем, что не можем использовать свои возможности. Непростой, но лёгкий способ решить эту проблему — провести честный разговор. Если руководитель честно оценивает членов своей команды, если он дружелюбен и честен в своих отзывах с ними, то они ответят взаимностью.
Преимущества получают не только руководители организаций, структурных подразделений, применяющие коучинговый стиль управления, например, в виде высоких результатов от своих подчинённых, но и сами подчиненные в виде повышения своего уровня личностного и профессионального развития при коуч-менеджере. Обратимся к нижеприведённой таблице и к выводу после неё, чтобы удостовериться в этом.
Таблица 1
Примерные действия руководителей, использующих те или иные подходы в различных ситуациях в своей профессиональной деятельности: сравнительная таблица
Характеристика |
Некоторый стандартный подход |
Коучинговый подход |
Дать возможность подчинённому реализовать свой потенциал в решении вопроса |
не всегда характерно пример: — Уважаемый А, этот вопрос можно решить следующим образом: во-первых, … |
характерно пример: — Уважаемый А, как Вы планируете решить данный вопрос? Какие ресурсы-средства Вам для этого потребуются? |
Дать возможность подчинённому посмотреть на ситуацию с другой стороны |
не всегда характерно пример: — Уважаемый А, если у Вас нет идей, как решить данный вопрос, тогда думайте ещё! |
характерно пример: — Уважаемый А, как бы Вы поступили, если бы имели в настоящее время все необходимые ресурсы-средства для решения данного вопроса? |
Дать возможность подчинённому увидеть возможность в решении вопроса, а не проблему |
не всегда характерно пример: — Уважаемый А, мы с этим уже сталкивались, результат, к сожалению, оказался неутешительным, повторять не будем |
характерно пример: — Уважаемый А, подумайте, как можно преодолеть данное препятствие? Какие средства-ресурсы нужны для того, чтобы приблизиться к цели? |
Таким образом, проанализировав таблицу 1, мы можем сказать, что менеджер, использующий коучинговый подход в своей профессиональной деятельности, с помощью наводящих вопросов в тех или иных ситуациях способен развивать следующие качества у своих сотрудников:
— обретение чёткого и ясного видения целей, путей их достижения;
— повышение уровня ответственности и вовлечённости в процесс работы;
— становление более осознанными, результативными, инициативными и амбициозными;
— развитие креативности и мышления;
— быстрее обучаются и т. д.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что важность применения навыка «Быть отличным коучем» в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера очевидна. Во-первых, менеджер сможет как получать лучшую производительность от своей команды, так и максимально реализовывать свой внутренний потенциал. Во-вторых, он сможет посодействовать раскрытию и развитию индивидуальности каждого сотрудника организации. Всё это в целом позволит компании эффективно достигать поставленных целей, поступательно и устойчиво развиваться.
Литература:
- Google Spent a Decade Researching What Makes a Great Boss. It Came Up With These 10 Things. — Текст: электронный // Inc.: [сайт]. — URL: https://www.inc.com/justin-bariso/google-spent-a-decade-researching-what-makes-a-great-boss-they-came-up-with-these-10-things.html?fbclid=IwAR0QP0lzUUOlt9VhwczeNmrtC58SEU99qeFUqClyriFiSoUuCFpDn32InHM (дата обращения: 11.09.2021).
- Бавистер С., Виккерс А. Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер. с англ. Издательство Гиппо]. — М.: Издательство Гиппо, 2010. — 256 с.
- Coaching Skills For Managers To Coach Their Teams Better. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=e14EZlDT73o (дата обращения: 11.09.2021).
- Литовченко, А. С. Коучинг для руководителя. Что дает? / А. С. Литовченко. — Текст: электронный // АНДРЕЙ ПАРАБЕЛЛУМ: [сайт]. — URL: https://andreyparabellum.ru/kouching-dlya-rukovoditelya (дата обращения: 09.09.2021).
- Никитина Т. А. Основы коучинга: учеб. пособие / Т. А. Никитина, М. А. Шаталина. — Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. — 184 c.