В статье анализируются предлагаемые изменения в антикоррупционном законодательстве, принятые в первом чтении Государственной Думой РФ 10.03.2021 г., возможность освобождения физического лица от ответственности в случае, если несоблюдение им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признано следствием независящих от него обстоятельств, зависимость от видов коррупционных правонарушений. Предлагается необходимость усиления контроля в предотвращении возникновения конфликта интересов путем внесения изменений в антикоррупционное законодательство.
Ключевые слова: коррупция, ответственность, ограничения, конфликт интересов.
Преступление коррупционной направленности — общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды [4].
10 марта 2021 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 1078992–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения». Как сказано в пояснительной записке: «Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием независящих от него обстоятельств».
Такими обстоятельствами будут признаваться «находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть». К ним, в частности, предлагается отнести стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами, в том числе иностранными. Ими не могут быть признаны «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств» [5].
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе действуют следующие ограничения, запреты и требования, несоблюдение которых влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными «законами», определяющими правовой статус соответствующего лица:
Согласно пункту 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией;
3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;
7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения.
Также в соответствии со статьей 7.1 ФЗ-273 установлен запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Учитывая характер вышеперечисленных ограничений и запретов, предъявляемых к лицам, замещающим государственные должности, является очевидным невозможность нарушения данных ограничений в следствие независящих от этого лица обстоятельств (находящимся вне его контроля). Так как такие нарушения являются результатом умышленных действий должностных лиц. (Например: невозможно при возникновении чрезвычайной ситуации открыть счет в иностранном банке или получить незаконное вознаграждение, так как для этого потребуется определенное время. А чрезвычайная ситуация предполагает внезапное наступление какого-либо случая).
По нашему мнению, под действие данного законопроекта могут подпадать только обязанности в соответствии со статьей 8 ФЗ-273 «предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», со статьей 8.1 ФЗ-273 «представление сведений о расходах», а также со статьей 9 ФЗ-273 «обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». Вероятно, эти обязательства могут быть не исполнены в конкретный срок при наступлении «чрезвычайной ситуации». И тут пригодится дополнительное время.
Так как в соответствии со статьей 3 ФЗ-273 основными принципами противодействия коррупции являются такие принципы как в частности: п. 4 неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и п. 6 приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, и со статьей 7 ФЗ-273 одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является п. 20 повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, то принятие законопроекта № 1078992–7, без внесения изменений, не сможет способствовать предупреждению коррупционных правонарушений. Так как будет освобождать от данной ответственности.
В настоящее время также актуальна ситуация возникновения конфликта интересов в связи с поступлением на службу в одну организацию или во взаимодействующие организации родственников. Что является нарушением статьи 12.4. ФЗ-273 «ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами» и ч.1 статьи 16 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п.5 «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».
В соответствии с п.1 статьи 10 ФЗ-273 конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
По словам депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева, после принятия в 2013 году антикоррупционного закона, обязывающего госслужащих и парламентариев декларировать сведения о доходах и имуществе − собственных, а также своих супругов и несовершеннолетних детей, − многие чиновники начали переводить бизнес-активы и недвижимость сомнительного происхождения на супругов с последующим разводом [6].
В. Соловьевым был внесен на рассмотрение в парламенте законопроект, обязывающий чиновников декларировать доходы бывших супругов. Он предложил сделать обязательным декларирование сведений об экс-супругах еще в течение пяти лет после развода. Согласно этой поправке, супругом является тот, кто находится в официальном браке, а также расторгнувший брак, но продолжающий совместное проживание и ведение хозяйства, то есть в гражданском браке [6].
В связи с тем, что некоторые чиновники намеренно не регистрируют отношения официально, чтобы избежать ответственности, целесообразно было бы рассмотреть законопроект В. Соловьева с внесением в него изменений по поводу ответственности сотрудников, которые являются государственными служащими одной организации, либо во взаимодействующих организациях, находящихся в незарегистрированном браке, но имеющих совместных детей и ведущих совместное хозяйство, то есть обязанности по сдаче на них декларации о доходах и расходах как на официальных супругов. В связи с этим целесообразно узаконить понятие «гражданский брак». Это также может поспособствовать разрешению многих гражданских споров.
Литература:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Законопроект № 1078992–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1078992–7 (дата обращения 25.03.2021);
- Ответственность за совершение коррупционных правонарушений [Электронный ресурс]. — URL: https://64.мвд.рф/netkorrup/metodika/buklet/pamyatka-pravo (дата обращения 25.03.2021);
- Прошли первое чтение поправки в антикоррупционное законодательство [Электронный ресурс]. — URL: http://duma.gov.ru/news/50915/ (дата обращения 25.03.2021);
- Фиктивные разводы чиновников ради сокрытия доходов потеряют смысл [Электронный ресурс]. — URL: https://pasmi.ru/archive/225252/ (дата обращения 27.03.2021).