Действия руководителя при возникновении конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.09.2021

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Польских, А. И. Действия руководителя при возникновении конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе / А. И. Польских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84137/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются действия руководителя при возникновении конфликтов среди участников образовательного процесса. Выявлены критерии его компетентности; описаны модели поведения для разрешения разногласий; выполнено исследование конкретных шагов для предотвращения разногласий и представлены его результаты.

Ключевые слова: педагогический процесс, конфликт, руководитель, ситуация, администратор, конфликтная ситуация.

Конфликты среди участников педагогического процесса представляют актуальную проблему для всего общества.

В пространстве игровой комнаты к конфликтам среди администраторов могут приводить разные точки зрения, интересы, цели.

Но руководителю не стоит сразу паниковать, когда возникли разногласия среди работников, так как это действие может иметь и позитивное значение.

Выявляются пробелы в управлении, а также происходит стимулирование к дальнейшему совершенству и росту в профессиональном плане. Вырабатываются навыки для компетентного урегулирования будущих столкновений.

Компетентное воздействие со стороны руководителя на участников спора поможет быстрее справиться с возникшим конфликтом.

По мнению, Липинского В. К., имеются ключевые критерии, которые определяют профессионализм руководителя в конфликтной ситуации [1, с.186–188]:

1) Обладание навыками неконфликтного поведения и умение их использовать в трудных ситуациях;

2) Анализ и оценка противоречий, возникающих между участниками педагогического процесса;

3) Искусство выяснить отправную точку, при которой возник конфликт;

4) Эффективное влияние на сотрудников и их адекватное восприятие разности мнений;

5) Прогнозирование возможных последствий негативных ситуаций;

6) Обладание навыками действенных воздействий для сглаживания спорных ситуаций в коллективе.

Руководитель выступает посредником, когда возникают конфликты среди участников педагогического процесса, и находит путь к разрешению разногласий.

По мнению Рыбакова М.М., существует ряд действий, которые позволяют разрешить конфликтные ситуации между коллегами в коллективе [2, с.128].

1) Сбор точной информации о конфликте, выявление первопричины, а также понимание, в каких взаимоотношениях конфликтующие стороны.

2) Анализ собственных действий в данной ситуации и применение конкретных шагов, которые были использованы в прошлом.

3) Объективное оценивание обстановки на основании информации, полученной в процессе общения с участниками спора.

4) Составление плана действий для регулирования противоречий.

5) Применение на практике ранее составленного алгоритма.

А вот по мнению Липинского В. К., чтобы разрешить конфликтную ситуацию между подчинённым и руководителем, нужно использовать технику трехстороннего восприятия [1, с.186–188].

Руководителю нужно проанализировать конфликт с трёх сторон поочередно: со своей стороны, со стороны наблюдателя и со стороны подчинённого.

На практике это выглядит следующим образом:

1) Руководитель ставит себя на место подчиненного и озвучивает позицию в сложившемся конфликте;

2) Затем возвращается на должность управленца и высказывает своё мнение, но уже как главный;

3) Взгляд на обстановку как наблюдатель с независимой стороны. Это означает, что определяются общие позитивные намерения участников и проводится самоанализ действий для предотвращения и дальнейшего невозникновения разлада;

4) Оценка практической значимости своих же шагов уже с позиции руководящего;

5) Мысленное повторение инцидента и диалога с подчиненным, основываясь на опыте, когда руководитель был в роле наблюдателя;

6) Но если после всех проделанных манипуляций конфликт не исчерпан, то стоит опять встать на позицию наблюдателя и вновь дать самому себе новые советы и оценить собственные действия в сложившейся ситуации.

Администраторам игровой комнаты «Логика» было предложено пройти тестирование «Оценка предрасположенности руководителя к работе по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов в трудовом коллективе».

По результатам можно выявить уровень умений сотрудников при возникновении конфликтных ситуаций, а также их профессионализм к подходу в разрешении споров.

После проведения тестирования получены результаты:

Администратор № 1–53 балла;

Администратор № 2–52 балла;

Администратор № 3–48 баллов;

Администратор № 4–43 балла;

Администратор № 5–41 балл.

Основываясь на данных, можно проследить, что у всех сотрудников количество баллов больше 40 (максимум 65). Отсюда следует, что у подчиненных много задатков для того, чтобы стать хорошими руководителями с современным стилем правления.

Такие руководители верят в свой коллектив, требовательны к себе и своим коллегам и не станут терпеть неисполнительных людей.

Отношение к конфликтным ситуациям объективное и рациональное.

Для разрешения спорных вопросов будет использоваться собственный опыт, научные рекомендации и мнение коллектива.

Так же в тестировании присутствует вариант, когда участники могут набрать 40 баллов и менее. Стиль руководства этих людей будет отличаться тем, что они будут использовать другие средства и методы для разрешения конфликтных ситуаций.

Они будут стараться стать для подчиненных опекунами, а также при плохом настроении могут разгневаться на них. Часто дают советы, которые неуместны.

Можно заявить, что при таком стиле руководства возможны конфликты в коллективе, так как не все любят, когда советуют что-то, что является некорректным для конкретной ситуации.

Но стоит отметить, что такие руководители очень ловко выходят из споров и корректируют свои действия, умеют настраивать работу после спора.

Для тех, кто набрал меньше десяти баллов, результатом теста является то, что, к сожалению, администраторы неумелым подходом сами же создают конфликтные ситуации и вносят дискомфорт в общение между подчиненными, провоцируя споры.

В заключении можно дать рекомендации для администраторов, которые могут уменьшить уровень конфликтности в педагогическом коллективе, опираясь на мнение Мастенбрука У [3, с.256]:

Во-первых, руководитель должен вести контроль над выполнением своих поручений от самого начала до конца, так как при отсутствии этого критерия администраторы могут полагать, что для самого начальника их работа и не важна вовсе;

Во-вторых, необходимо поощрять любые проявления инициативы в коллективе;

В-третьих, не давать обещаний, которые могут быть не выполнены;

В-четвертых, конструктивная критика без перехода на личности наиболее эффективна;

В-пятых, умение признать свои ошибки и вовремя их устранить наиболее ценны в глазах подчиненных.

Так же при возникновении конфликта, по мнению Козлова А.С, [4, с.47–53] руководителю запрещено:

— увеличивать силу конфликта;

— принимать позицию одного из спорящих;

— выплескивать свои негативные эмоции на подчинённых;

— предвзято относиться к тому, кто является зачинщиком конфликта.

Действуя по данным рекомендациям, руководитель может обеспечить безопасную психологическую среду в коллективе, а также предотвратить возможные конфликтные ситуации.

Литература:

  1. Липинский В. К. Конфликт в жизни коллектива. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Наука, 2009. С 254.
  2. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Стандарт, 2001. С.128.
  3. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Стандарт, 2006. С. 256.
  4. Козлов А. С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. 1999. № 14. С. 55.
Основные термины (генерируются автоматически): администратор, педагогический процесс, руководитель, ситуация, балл, конфликт, конфликтная ситуация, разрешение разногласий, стиль руководства, участник спора.


Похожие статьи

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Методы решения конфликтных ситуаций между участниками проектных групп

В статье рассматриваются вопросы действий руководителя проектной группы или коллектива по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками конфликта. Автор освещает вопросы, какие шаги предпринять руководитель для примирения конфликтующих сторон...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Похожие статьи

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Методы решения конфликтных ситуаций между участниками проектных групп

В статье рассматриваются вопросы действий руководителя проектной группы или коллектива по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками конфликта. Автор освещает вопросы, какие шаги предпринять руководитель для примирения конфликтующих сторон...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Задать вопрос