Ключевые слова: переговоры, оперативно-розыскная деятельность, прослушивание, оперативно-розыскное мероприятие, станционная аппаратура.
Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации при производстве оперативно-розыскных мероприятий является важным элементом обеспечения конституционной законности. При строгом соблюдении требований законодательства прослушивание телефонных переговоров расширяет возможности оперативно-технического проникновения в преступную среду, получения оперативно значимой информации о составе, структуре, участниках преступных групп, их связях и преступных намерениях, использования полученных результатов в оперативно-розыскных целях и в сфере уголовного судопроизводства.
Особую актуальность прослушивание телефонных переговоров приобрело в связи с поступательным развитием сотовой связи. Необходимость детального изучения правового регулирования и методического обеспечения прослушивания телефонных переговоров в сфере оперативно-розыскной деятельности обусловлена тем, что многие аспекты проведения данного оперативно-розыскного мероприятия пока еще недостаточно исследованы. В связи с этим не вызывает сомнения актуальность дальнейшего изучения совершенствования правовых норм, регулирующих основания и условия проведения прослушивания телефонных переговоров в процессе выявления, пресечения и раскрытия преступлений.
С изобретением телефона разговоры начали подвергаться перехвату и прослушиванию, однако новые средства связи стали использовать не только честные граждане или разведки различных государств, но и преступники для совершения своих преступлений. С того момента когда стало ясно, что телефон и вообще различные средства связи могут представлять собой средства совершения преступления, ответом на это стало прослушивание телефонных переговоров различными правоохранительными органами, но поскольку, подобное прослушивание нарушает основные права и свободы человека и гражданина, необходима была регламентация подобных мероприятий. Предметом оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» и контроля телефонных переговоров, исходя из его названия, являются телефонные переговоры [3, с. 55]. В ходе прослушивание телефонных переговоров должны контролироваться именно разговоры (переговоры), т. е. словесный обмен сведениями, мнениями. Очевидно, что вести разговор (переговоры) можно не менее чем двум лицам, причем максимальное количество разговаривающих не определено. Таким образом, смысл терминов «переговоры» и «разговор» в данном случае одинаков, и при определении предмета прослушивания телефонных переговоров можно использовать их оба.
Следует отметить, что в рассматриваемом смысле к переговорам относится и надиктовка речевой информации одним человеком на устройство записи, которое выступает в качестве второго, «безмолвного», беседующего лица (абонента телефонной связи), например, устройство записи автоответчика. Однако и в данном случае имеются в виду не просто переговоры, а речь одного лица, ведущаяся по телефону (абонентской телефонной линии связи). Телефонные переговоры представляют собой это речевой обмен информацией двух и более людей с использованием системы технических приспособлений (средств) для передачи речи (разговоров, переговоров) на расстояние по различным каналам связи, включая одностороннюю передачу речевых сообщений на записывающее устройство, посредством телефонной связи.
Исходя из этого, предметом прослушивания телефонных переговоров являются разговоры (переговоры) двух и более лиц, передаваемые по различным каналам связи. В качестве канала связи (передачи данных) могут выступать: проводной канал — используется в проводной телефонной связи; радиоканал — используется в сотовой телефонной связи, радиотелефонных удлинителях, радиотелефонах; оптический (оптико-волоконный) канал — применяется для организации проводной телефонной связи; космический канал — применяется для организации космической (спутниковой) телефонной связи; канал передачи компьютерных сообщений — применяется для организации IT-телефонии; иные каналы связи.
В общем виде в качестве канала связи, т. е. системы технических приспособлений для передачи разговоров (переговоров) на расстояние, должна выступать система абонентской телефонной связи, т. е. система, предназначенная для организации телефонных разговоров нескольких абонентов с возможностью их выбора, причем возможное количество абонентов при выборе должно быть не менее трех.
При этом под оперативно-техническими силами следует понимать специалистов оперативно-технических подразделений, входящих в состав государственных органов, имеющих право осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) и использующих технические средства в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ) с целью получения информации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] к числу таких государственных органов относятся федеральная служба безопасности и органы внутренних дел. Что качается подключения к станционной аппаратуре, то определение понятия станционной аппаратуры также законодательно не закреплено. Вместе с тем практикой выработано положение, что под станционной аппаратурой обычно понимают внешнюю границу здания (помещения), в котором находится станционная аппаратура, обеспечивающая абонентскую телефонную связь, т. е. автоматическая телефонная станция (АТС).
Во всех остальных случаях, т. е. на так называемом линейном участке абонентской телефонной линии, закон не ограничивает возможности проведения прослушивание телефонных переговоров другими силами и средствами ОРД, т. е. сотрудниками как оперативно-технических подразделений, так и сотрудниками оперативных подразделений, имеющих право осуществления ОРД в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». При проведении оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» осуществляется фиксация контролируемых переговоров, которая подразумевает аудиозапись разговоров (переговоров) проверяемых лиц на физический носитель информации.
ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» обладает следующими признаками:
- Это мероприятие относится к продолжаемым оперативно-розыскным мероприятиям. То есть устанавливается конкретный срок (время), на который абонент, либо абонентский номер подпадает под прослушивание, которое ведется подразделениями специальных технических мероприятий. Согласно закону данный срок составляет шесть месяцев. Однако мы считаем, что данного времени недостаточно, так как раскрытие и расследование некоторых преступлений может затянуться на более длительный срок. По этой причине срок прослушивания телефонных переговоров необходимо увеличить.
- Данное мероприятие полностью подпадет под принцип конспирации, так как является негласным. Чтобы достичь одной из главной цели прослушивания телефонных переговоров — получение максимально большего количества оперативно — значимой информации о действиях преступниках, лиц, в отношении которых оно проводится, мероприятие должно осуществляться в тайне.
- В зависимости от необходимости санкционирования прослушивание телефонных переговоров относится к оперативно-розыскным мероприятиям, требующим судебного решения [4, с. 92].
Прослушивание телефонных переговоров можно отнести:
- По степени проникновения в криминогенную среду прослушивание телефонных переговоров относится к поверхностным.
- По характеру данное оперативно-розыскное мероприятие относится к разведывательным, так как его цель состоит в получении информации о подготавливаемых, совершающихся и совершенных преступлениях, а также о лицах, причастных к данным противоправным действиям и т. д.
- Общеизвестен факт, что при проведении рассматриваемого нами мероприятия обязательно используется специальная аппаратура, которая позволяет прослушивать и в дальнейшем фиксировать разговоры лица, в отношении которого оно проводится. Отсюда можно сделать заключение, что прослушивание телефонных переговоров будет являться мероприятием с обязательным использованием специальных — технических средств.
- По взаимосвязанности оперативно-розыскных мероприятий между собой прослушивание телефонных переговоров — это достаточно автономное и независимое мероприятие, также оно может осуществляться в комплексе с другими мероприятиями [2, с. 74].
Из буквального толкования законодательно закрепленных условий проведения прослушивания телефонных переговоров следует, что такое ОРМ допускается только по факту совершения преступления, следовательно, приготовление к преступлению средней тяжести, не являющееся преступным, не соответствует обязательным условиям проведения данного ОРМ. Для реализации данного следственного действия необходимо иметь достаточные основания для того что бы полагать, что реализуемое мероприятие позволит получить необходимую информацию о совершенном преступлении, и позволит в дальнейшем разрешить нюансы уголовного дела.
Частным случаем проведения данного ОРМ является ситуация возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц. Сведения о возникшей угрозе могут быть получены оперативно-розыскным органом от лица, которому угрожает опасность причинения вреда, от других заинтересованных лиц, из конфиденциальных источников, от представителей различных организаций и учреждений. Но юридически значимым поводом (формальным основанием) для проведения прослушивания телефонных переговоров в порядке ч. 6 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является заявление или письменное согласие только того лица, которому угрожает опасность. В заявлении об угрожающей опасности должно быть указано, что с постановкой телефона на прослушивание согласны все взрослые члены семьи. В противном случае оперативно-розыскное прослушивание проводить нельзя в исключительном порядке. Если необходимо получить письменное согласие лица на прослушивание его телефонных переговоров, то ему сообщается, что послужило для этого поводом и каков срок проведения прослушивания телефонных переговоров. В заявлении или письменном согласии на прослушивание может быть оговорено, что прослушиваться и фиксироваться будут только переговоры, в которых содержатся угрозы, с тем, чтобы иная информация не отражалась на технических и бумажных носителях записи телефонных переговоров. Результаты прослушивания, закрепленные на указанных носителях, в дальнейшем могут быть использованы для оперативно-розыскных задач и в процессе доказывания.
Значимость и необходимость такого оперативно-розыскного мероприятия как прослушивание телефонных переговоров в силу развития технического прогресса только увеличивается, также наблюдается необходимость модернизации законодательства, регламентирующего производство данного мероприятия. Зачастую проведение этого мероприятие является единственным шансом фиксации и документирования преступной деятельности лиц, которые участвует в ней либо имеют информацию о преступлениях.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995. — Текст: непосредственный.
- Батаев, И. А. Уголовно-процессуальный аспект использования результатов оперативно-розыскной деятельности / И. А. Батаев. — Ижевск: УдГУ, 2004. — 124 c. — Текст: непосредственный.
- Давыдов, Я. В. Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций / Я. В. Давыдов. — М.: Приор, 2008. — 82 c. — Текст: непосредственный.
- Доля, Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности / Е. А. Доля. — М.: Проспект, 2015. — 376 c. — Текст: непосредственный.