Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских договоров, то он является возмездным во всех без исключения случаях. В нем должны содержаться четкие и конкретные условия, связанные с установлением и выплатой пользователем вознаграждения, которое полагается правообладателю. ГК РФ разрешает сторонам договора коммерческой концессии самостоятельно выбирать наиболее подходящие для себя формы данного вознаграждения, все они указаны в ст. 1030 ГК РФ. Это могут быть как разовые платежи (которые называются паушальными), так и периодические платежи (которые именуют роялти). Кроме того, в договоре стороны могут договориться о том, что пользователь будет выплачивать правообладателю не роялти, а, например, отчисления в виде процентов от выручки от оптовой цены товаров [3, с. 85].
ГК РФ допускает любое сочетание форм вознаграждения. Но на практике наиболее часто встречается вариант, когда после заключения договора коммерческой концессии, стороны договариваются, что пользователь обязуется выплатить единовременную разовую выплату и затем выплачивать правообладателю периодические платежи в виде процентных отчислений от выручки фирмы. При этом важно иметь ввиду, что общее правило, установленное п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применимо к договору коммерческой концессии в той его части, которая касается выплаты вознаграждения. Выбор формы вознаграждения правообладателя является одним из существенных условий договора коммерческой концессии и поэтому стороны обязательно должны детально согласовывать между собой все условия, касающиеся выплаты вознаграждения [3, с. 85].
В п. 1 ст. 1031 ГК РФ содержатся обязанности правообладателя, которые являются существенным условием договора коммерческой концессии. Эти обязанности являются императивными, в их перечень входят обязанности, связанные с:
– передачей пользователю документов и другой необходимой информации, которая потребуется ему для реализации прав, которые были ему предоставлены в соответствии с договором коммерческой концессии;
– инструктированием как самого пользователя, так и его сотрудников касательно вопросов, связанных с реализацией данных прав;
– обеспечением оформления требуемых лицензий и последующей передачей их пользователю (правообладатель должен будет самостоятельно зарегистрировать договор коммерческой концессии в патентном ведомстве) [4, с. 92].
В соответствии с п. 2 ст. 1031 ГК РФ, правообладатель также должен выполнить и некоторые иные виды обязанностей, в том случае если другое непосредственно не было установлено соглашением участников договора. К перечню данных обязанностей относится обязанность, связанная с:
– обеспечением регистрации договора коммерческой концессии в органе, который занимается регистрацией юрлиц;
– оказанием пользователю своевременной и непрерывной технической и консультационной помощи;
– осуществлением контроля за качеством и надлежащим уровнем товаров и услуг, которые изготавливает либо оказывает пользователь в соответствии с договором коммерческой концессии [4, с. 92].
Необходимо отметить, что все указанные выше обязанности правообладателя были сформулированы в ГК РФ не императивно, а диспозитивно и соответственно, они не могут являться существенными условиями договора коммерческой концессии. Это означает, что в конкретном договоре коммерческой концессии они могут и вовсе не присутствовать, а в некоторых случаях обязанность зарегистрировать договор коммерческой концессии ложится не на плечи правообладателя, а пользователя, к примеру, если он планирует заключить договор с иностранным франчайзером.
В свою очередь пользователь по договору коммерческой концессии также обладает целым рядом обязанностей. Причем, в отличие от обязанностей правообладателя, его обязанности были сформулированы в ГК РФ императивно, и это означает, что они выступают в качестве существенных условий договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1032 ГК РФ, к их числу относятся следующие обязанности:
- Пользователь обязан использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя только в соответствии с тем способом, который был указан в договоре коммерческой концессии.
- Пользователь получает от правообладателя конфиденциальную коммерческую информацию и берет на себя обязанность, связанную с ее неразглашением.
- Пользователь несет обязанность, связанную с тем, чтобы качество производимых им товаров либо оказываемых услуг полностью соответствовало качеству тех же самых товаров, либо услуг, которые производит либо оказывает правообладатель.
- Пользователь обязан неукоснительно соблюдать те указания и инструкции, которые ему передал правообладатель, касающиеся обеспечения указанного выше соответствия.
- Пользователь обязан предоставлять потребителям тот же самый перечень дополнительных услуг, который и сам правообладатель оказывает своим потребителям.
- Пользователь должен информировать потребителей своих товаров и услуг наиболее приемлемым для них способом о том, что он является не «оригинальным» правообладателем, а пользователем по договору коммерческой концессии, который лишь использует средства индивидуализации, которые принадлежат правообладателю [4, с. 93].
Если правообладатель передал пользователю право на использование в коммерческой деятельности своего товарного знака, то в таком случае он несет обязанность, связанную с осуществлением контроля над качеством товаров, которые производит пользователь. Т. е. данная обязанность правообладателя является существенным условием договора коммерческой концессии, в силу ч. 2 ст. 26 Закона о товарных знаках, который обязывает правообладателя осуществлять контроль за его использованием при заключении любых видов договоров [5, с. 673].
Как уже отмечалось, пользователь также обязан выплачивать правообладателю вознаграждение, которое установлено сторонами в договоре коммерческой концессии. Если стороны договорятся между собой, то в договоре они могут прописать и другие обязанности, которые должны быть возложены на пользователя.
Примечательно, что срок не является существенным условием договора коммерческой концессии. В связи с этим, договор коммерческой концессии может быть бессрочным или же в нем может быть установлен точный срок действия комплекса исключительных прав (или его части), которые пользователь получил от правообладателя для ведения коммерческой деятельности [2, с. 781].
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М.: Статут, 2011. — 1047.
- Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Теория и практика применения. — М.: Юстицинформ. — 2017. — 310 с.
- Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2016. — 209 с.
- Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 2. — М.: Проспект, 2018. — 976 с.