Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.09.2021

Статья просмотрена: 1745 раз

Библиографическое описание:

Данилов, И. К. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии / И. К. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84167/ (дата обращения: 18.12.2024).



Правообладатель франшизы как никто другой заинтересован в том, чтобы пользователь надлежащим образом исполнил обязанности, которые он взял на себя по договору коммерческой концессии. При этом в первую очередь правообладателя, разумеется, интересует, чтобы пользователь обеспечивал потребителям качественные товары и услуги, поскольку права на них принадлежат правообладателю. Дело в том, что франчайзингу выступает в качестве фирмы правообладателя и если он оказывает некачественные услуги или продает товары ненадлежащего качества, то это неизбежно неблагоприятно сказывается на деловой репутации самого правообладателя. При всем при этом в большинстве случаев потребители уверены в том, что они покупают товар или получают услугу, которую предоставляет им правообладатель [2, с. 168].

Если потребитель или заказчик предъявляют пользователю претензии, связанные с плохим качеством оказываемых им услуг или продаваемых товаров, то согласно ч. 1 ст. 1034 ГК РФ, правообладатель должен будет нести субсидиарную с пользователем ответственность за это.

Для примера возьмем производственный франчайзинг, когда пользователь может не только продавать товары правообладателя, но еще и самостоятельно изготавливать их. При этом очевидно, что в процессе этой деятельности он использует какие-то части его исключительных прав, например, товарные знаки, а также иные фирменные обозначения. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 1034 ГК РФ, правообладатель будет отвечать за качество изготавливаемых пользователем товаров наравне с ним, т. е. нести солидарную ответственность. Объясняется это тем, что в таких случаях конечному потребителю неизвестен фактический изготовитель товара, при этом нормы ГК РФ запрещают правообладателю аргументировать свой отказ от ответственности тем, что фактическим изготовителем товара является пользователь, а не он [2, с. 169].

В течение всего периода действия договора коммерческой концессии правообладатель по-прежнему остается владельцем того комплекса исключительных прав, который использует пользователь в своей коммерческой деятельности. Он обладает правом передать иному лицу как весь комплекс этих прав, так и какую-либо его часть либо отдельное право. Если произошла подобная ситуация, то согласно п. 1 ст. 1038 ГК РФ, заключенный между ним и пользователем договор коммерческой концессии, по-прежнему продолжает действовать, но появляется новый правообладатель, который становится одной из сторон отношений этого договора, но только в той части прав и обязанностей, которые касаются исключительных прав (либо их части), которые к нему перешли.

Однако вероятно, что в указанной ситуации у правообладателя возникнет множественность лиц, поскольку произойдет частичное отчуждение исключительных прав, которые принадлежат первоначальному правообладателю.

Точно такая же ситуация имеет место быть в том случае если правообладатель (в лице физического лица) умирает, а на его место встает его наследник (или наследники). Аналогичная ситуация наблюдается и при реорганизации юридического лица, когда вместо ликвидируемого юрлица его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к правопреемнику.

Однако здесь тоже есть определенные нюансы. Так, наследник умершего правообладателя в течение того периода, пока он не вступил в наследство, должен будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Что же касается реорганизации юридического лица, которое являлось правообладателем исключительных прав, то в качестве его правопреемника может выступать не физическое лицо, а только юридическая организация. В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 1038 ГК РФ, до того момента, как у юрлица появится правопреемник, либо после того, как наследник умершего правообладателя вступит в наследство, всеми правами и обязанностями, которые принадлежат правообладателю, будет обладать управляющий, который назначается нотариусом. Управляющий должен действовать в рамках правил договора доверительного управления. В том случае если в предусмотренный законом срок, наследники правообладателя не вступили в наследство (или отказались в него вступать) либо они не зарегистрировали индивидуальное предпринимательство, то договор коммерческой концессии должен быть прекращен [2, с. 170].

В том случае если прекращают свое действие исключительные права, которые использовались в соответствии с договором коммерческой концессии (в том числе и по той причине, что закончился предусмотренный ГК РФ срок его действия), то договор коммерческой концессии будет продолжать действовать в той его части, которая касается оставшихся прав. Или если говорить другими словами, то согласно ч. 1 ст. 1040 ГК РФ, он будет продолжать действовать, кроме тех положений, которые утратили свою силу в связи с истечением срока их действия. Исключением является ситуация при которой было прекращено действие таких наиболее важных составных частей комплекса исключительных прав, как фирменное наименование либо коммерческое обозначение. Однако в данном случае пользователь может заявить правообладателю требование о соразмерном снижении вознаграждения. Данное требование он может заявить в том случае если оно не было установлено непосредственно в тексте договора коммерческой концессии [3, с. 611].

Как уже отмечалось, договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских договоров. Это означает, что в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, в случае нарушения договора, его стороны понесут взаимную ответственность, если конечно другое не будет непосредственно предусмотрено в заключенном ими договоре.

В течение всего периода действия договора коммерческой концессии его стороны имеют право изменить его условия. При этом, любые изменения происходят в соответствии с общими правилами, которые применяются к изменению гражданско-правовых договоров. Между тем, любые изменения условий договора коммерческой концессии должны быть обязательно зарегистрированы в соответствующих государственных органах, в аналогичном заключению договора порядке. Любые изменения вступают в силу только после их государственной регистрации. Речь идет о вступлении их в силу как для третьих лиц, так и для контрагентов пользователя, разумеется, в том случае если данным лицам не было заблаговременно известно об этих изменениях [3, с. 612].

Если правообладатель решил преобразовать юридическое лицо либо сменить направление деятельности, то ему может понадобиться изменить либо заменить собственное коммерческое обозначение, либо фирменное наименование, которые пользователь продолжает использовать в соответствии с договором коммерческой концессии. В этом случае последний сохраняет свою силу в той его части, которая касается нового наименования и (или) коммерческого обозначения, но при одном обязательном условии. Пользователь должен дать на их изменение свое согласие, если же он отказывается это сделать, то согласно ст. 1039 ГК РФ, у него есть право заявить требование о расторжении договора и потребовать правообладателя возместить причиненные ему в связи с этим убытки.

Все финансовые расходы, связанные с изменением и перерегистрацией договора коммерческой концессии, ложатся на плечи правообладателя. Обязанности и финансовые затраты, связанные с изменением и перерегистрацией фирменного наименования либо коммерческого обозначения также являются прерогативой правообладателя. В свою очередь пользователь имеет право заявить требование о соразмерном снижении размера вознаграждения, которое он должен выплачивать правообладателю. Связано это с тем, что если у правообладателя будет новое наименование и коммерческое обозначение, то оно очевидно будет никому неизвестно и не будет иметь ту же самую репутацию и авторитет, что и предыдущее название [4, с. 276].

Если при заключении договора коммерческой концессии стороны не указали срок его действия, то одна из сторон может потребовать прекращения его действия. При этом такая сторона будет обязана уведомить об этом другую сторону, как минимум за 6 месяцев. Отметим, что договор коммерческой концессии может устанавливать и более длительный срок действия. В том случае если стороны при заключении договора коммерческой концессии договорились о сроке его действия, то договор коммерческой концессии прекращает свое действие в соответствии с общими основаниями, которые применяются ко всем договорным обязательствам. Если же стороны решили прекратить действие договора коммерческой концессии досрочно или расторгнуть договор коммерческой концессии, который был заключен без срока действия, то они должны обязательно совершить государственную регистрацию всех указанных действий [4, с. 276].

Договор коммерческой концессии также подлежит прекращению в следующих случаях.

  1. По основанию, предусмотренному п. 3 ст. 1037 ГК РФ, когда права на фирменное наименование (коммерческое обозначение), которые принадлежали правообладателю, прекратили свое действие. При этом они не были заменены новыми точно такими же правами. Изложенное также применимо к ситуациям, когда юридическое лицо-правообладатель реорганизуется либо вовсе ликвидируется или же коммерческое обозначение не использовалось в течении продолжительного периода.
  2. По основанию, предусмотренному ст. 1039 ГК РФ, когда правообладатель изменил собственное фирменное наименование либо коммерческое обозначение и при этом пользователь договора франшизы отказался исполнять договор, который был изменен в одностороннем порядке.
  3. По основанию, предусмотренному п. 4 ст. 1037 ГК РФ, когда один из участников договора коммерческой концессии был признан банкротом. В этом случае данный участник автоматически теряет статус предпринимателя.
  4. По основанию, предусмотренному абзацем 1 п. 2 ст. 1038 ГК РФ, если правообладатель (в качестве которого выступало физическое лицо) скончался, а его наследники отказались вступать в наследство либо они не смогли в течении установленного законом срока зарегистрироваться в качестве предпринимателя для того, чтобы вступить в наследство [4, с. 277].

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1035 ГК РФ, добросовестный пользователь может потребовать, чтобы договор коммерческой концессии был заключен на новый срок и на аналогичных ранее условиях. Данное правило защищает в первую очередь интересы пользователя, который в договоре коммерческой концессии является заведомо слабой стороной и после его расторжения оказывается в крайне невыгодном для себя положении.

Дело в том, что после окончания срока договора коммерческой концессии пользователь вероятно будет продолжать заниматься бизнесом, при этом впредь у него больше не будет возможности использовать в своей деятельности ту же фирму и тот же коммерческий опыт, который имелся у правообладателя. В то же время конкурент пользователя может занять его освободившееся место в коммерческой системе правообладателя. При этом у него будут не заработанные его опытом и трудом выгоды и преимущества, которые он извлечет из того положения, которое компания предыдущего пользователя смогла завоевать на рынке. Кроме того, и сам правообладатель не в последнюю очередь именно за счет пользователя имеет возможность расширить область своей деятельности [5, с. 204].

Но здесь есть и другая сторона. Пользователь договора франчайзинга не должен обладать абсолютным и бессрочным правом на занятие бизнесом под вывеской какого-либо правообладателя. Дело в том, что правообладатель помимо других причин, может, например, потерять интерес к рынку, на котором осуществлял деятельность как он сам, так и пользователь. В этой связи закон ограничивает право пользователя требовать от правообладателя возобновить договорные отношения в сфере франчайзинга.

Конечно, если пользователь в течение срока действия договора коммерческой концессии недобросовестно или ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору коммерческой концессии, то при истечении срока действия этого договора и наличии у пользователя желания заключить его на новый срок, правообладатель в соответствии с п. 1 ст. 1035 ГК РФ, волен отказать пользователю в заключении договора на новый срок.

Более того, согласно п. 2 ст. 1035 ГК РФ, правообладатель имеет право отказать даже добросовестному пользователю в возобновлении договора коммерческой концессии, при этом закон не обязывает его объяснять свои мотивы, но при наличии определенного условия, суть которого состоит в следующем. Отказать пользователю без объяснения причин в возобновлении договора он может только в том случае если пользователь в новом договоре коммерческой концессии откажется от выдвинутого правообладателем условия, не заключать такие же договора с иными пользователями на той же самой территории, на которую распространялись условия предыдущего договора либо если пользователь откажется включить в условия договора положения о возможности коммерческой субконцессии [5, с. 205].

Во всех других случаях правообладатель должен выбрать следующий вариант действий: или он обязан заключить договор коммерческой концессии на новый срок с предыдущим пользователем (при этом условия нового договора должны быть как минимум не хуже условий предыдущего договора, чей срок действия подошел к концу) или же он будет обязан возместить пользователю все причиненные ему убытки, в том числе и упущенную им выгоду.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  2. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2016. — 209 с.
  3. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 2. — М.: Проспект, 2018. — 976 с.
  4. Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. — 375 с.
  5. Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Итоги и перспективы правового регулирования. — М.: Юрлитинформ. — 2018. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, ГК РФ, договор, правообладатель, коммерческое обозначение, пользователь, том, заключение договора, фирменное наименование, физическое лицо.


Задать вопрос