В работе внесены предложения по дополнению видов административного наказания в виде лишения специального права с учетом нарушений в области административных правонарушений в сельском хозяйстве и ветеринарии. Сделан вывод о необходимости внесения поправок в законодательство РФ, регулирующего порядок назначения данного административного наказания.
Ключевые слова: административное наказание, личное подсобное хозяйство, домашние животные, административное правонарушение, лишение специального права.
Органы административной юрисдикции для выполнения указанных задач наделены властными полномочиями по применению широкого арсенала средств административного принуждения, среди которых важное место занимают административные наказания, они выступают как действенное средство в обеспечении общественной безопасности.
Административное наказание в виде лишения специального права занимает особое место среди установленных государством мер ответственности за совершение административных правонарушений и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами [1].
Механизм действия административного наказания в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного времени данному лицу запрещается пользоваться правом, которое ранее ему было предоставлено в соответствии с установленными правилами.
Практика применения данного вида наказания определена, однако по моему мнению список специальных прав очень ограничен. Предоставление специального права — разрешение заниматься определенной деятельностью, по итогам успешного подтверждения особых навыков и умений в соответствующих органах исполнительной власти. Ведение какой-либо деятельности, нарушение которого создает угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности, природе признается административным правонарушением.
Следует рассмотреть вопрос о расширении списка специальных прав -Правом на ведение личного подсобного хозяйства с целью реализации части либо всей произведенной продукции.
Исторически крестьянское (фермерское) хозяйство сложилось как семейно-трудовая форма предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Изучение правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства представляет большую актуальность в связи с дуализмом его организационно-правовой формы. Только крестьянские (фермерские) хозяйства могут одновременно функционировать и в форме юридического лица, и в форме индивидуально предпринимателя. Но в большинстве случаев личные подсобные хозяйства не имеют никакой правовой формы, однако реализуют свою продукцию на рынках либо посредством сети Интернет, позиционируя себя в качестве производителя чистой, органической продукции «без химии». В абсолютном большинстве случаев продажи мясных и молочных продуктов нет соответствующих санитарно-эпидемиологических документов.
Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [3]). Кроме того, ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Их сферой деятельности является сельское хозяйство.
Анализируя законодательство о личных подсобных хозяйствах, следует отметить, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью, следовательно, не регулируется никакой отраслью права, кроме Гражданского кодекса РФ [2].
Так же следует отметить, что нет нормативно-правового акта, который бы регулировал деятельность личных подсобных хозяйств, когда речь заходит о реализации, продаже продукции.
В статье 18 Федерального закона «О ветеринарии» сказано, что «Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства — производители этих продуктов» [5].
Важность законодательного регулирования ответственности за произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства продукции с последующей реализацией не вызывает сомнений.
Законодателю необходимо определить количество животных, скота, которое необходимо для содержания в личных подсобных хозяйствах без правовой формы и регистрации юридического лица, наделить Ветеринарные службы правом выдачи Сертификата животноводу, проведения обучения основам содержания скота в личных подсобных хозяйствах, закрепить данное специальное право в КоАП РФ.
Таким образом, следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о внесении изменений в КоАП РФ, посредством издания Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предложив внести следующие редакции.
Дополнить Закон Российской Федерации «О ветеринарии» статьей 2.7 «Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных документов на предоставление права содержания скота в личных подсобных хозяйства с целью реализации».
В данной статье определить полномочия, указав, что специалисты в области ветеринарии, являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных документов на предоставление права содержания скота в личных подсобных хозяйства с целью реализации, могут проводить обучение основам содержания скота в личных подсобных хозяйствах с целью его реализации, проводить аттестационные мероприятия.
Кроме того, полагаю необходимо расширить статью 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внеся дополнение в виды лишения специального права, указав на применение административного наказания в виде лишения специального права осуществлять содержание скота в личных подсобных хозяйствах с целью его реализации.
Согласно Главе 10 КоАП РФ «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (статья 10.3 КоАП РФ); за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных (статья 10.6 КоАП РФ); за сокрытие от органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний (статья 10.7 КоАП РФ) [1] — предусмотрено только одно наказание — в виде административного штрафа.
Однако совершение указанных административных правонарушений может привести к несоразмерно социально значимым последствиям по отношению к предусмотренной санкции.
Повторное или неоднократное совершение правонарушений в области сельского хозяйства не влечет для правонарушителя какого-либо иного, более эффективного наказания, кроме финансовых затрат и не препятствует его дальнейшей деятельности, при том, что подобные нарушения могут нести опасность для здоровья и жизни потребителей, могут привести к имущественному ущербу иных лиц при распространении заболеваний и массовой гибели домашних животных, распространению заболеваний среди диких животных данного региона и их гибель, передача заболеваний, общих для животных и людей, а также могут привести к крупным материальным затратам на ликвидацию очага заболевания, упущенной выгоде из-за введения дополнительных карантинных ограничений и сокращения ввоза (вывоза) животных, продуктов животноводства, кормов и др.
Таким образом, применение на практике административного наказания в виде лишения специального права осуществлять содержание скота в личных подсобных хозяйствах с целью его реализации может послужить гарантом соблюдения владельцами личного подсобного хозяйства правил содержания и реализации домашних животных, предотвратить нарушения в области сельского хозяйства и ветеринарии.
В данном контексте лишение такого специального права не только выполняет задачу исправления перевоспитания нарушителя, но и отнимает у него возможность совершать аналогичные проступки. Правовые ограничения, «выполняя негативную (отрицательную) мотивацию по отношению к собственным интересам субъекта, играют одновременно положительную роль в правовом регулировании поведения, ибо направлены в конечном счете на обеспечение социально полезных интересов» [6] окружающих лиц, общества в целом.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1;
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2021 г. N 225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301;
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изм. и доп. от 28 июня 2021 г. N 226-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2881;
- Постановление Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»// СПС «КонсультантПлюс»;
- Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии» (с изм. и доп. от 2 июля 2021 г. N 338-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 24. Ст. 857;
- Баев К. В. Лишение специального права как вид административного наказания // Вестник МФЮА. 2014. № 2.