Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.09.2021

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Налимова, В. В. Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России / В. В. Налимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84213/ (дата обращения: 16.11.2024).



Логистическая структура экспорта товаров из России представляет собой сложный взаимосвязанный механизм, состоящий из группы ключевых компонентов, в частности транспортный вопрос, государственное регулирование международной торговли, предложение на рынке логистических услуг. При этом аспект государственного регулирования международной торговли следует рассматривать не только с позиции государства-экспортера, но также и государства-импортера, однако в рамках единых базовых компонентов: налоговое регулирование, валютный контроль, таможенное регулирование и иные запреты и ограничения. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос валютного регулирования и валютного контроля при экспорте несырьевых товаров народного потребления из России, определена значимость знания валютного законодательства и эффект от рисков его нарушения.

Нормативной и законодательной основой валютного регулирования на территории РФ выступает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в рамках которого разграничиваются понятия валютного регулирования и валютного контроля.

Согласно определению Яковлевой М. А. валютное регулирование представляет собой вид государственного воздействия на экономические отношения, связанные с совершением наличных (документарных), безналичных и цифровых валютных операций как внутри страны, так и на трансграничном пространстве. Законодательством РФ установлены два органа валютного регулирования: Правительство РФ и Центральный Банк России, выполняющие нормотворческие, организаторские и контрольные функции [1].

Ключевые цели валютного регулирования заключаются в обеспечение экономической безопасности России посредством поддержания равновесия платежного баланса страны, противодействия утечке капитала и обеспечении притока иностранных инвестиций, защиты внутреннего валютного рынка. Ахмедзянов Р. Р. отмечает, что ключевой аспект современного валютного регулирования заключается в том, что оно не должно мешать развитию международных экономических отношений, в частности эффективному размещению капитала или быть причиной снижения инвестиционной привлекательности экономики страны [2].

Как отмечает Л. Г. Чувахина, главным инструментом валютного регулирования выступает валютный контроль как комплекс мер, регулирующий порядок проведения валютных операций в целях соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ. Практические цели и задачи валютного контроля, а также их связь с деятельностью экспортеров могут быть описаны в рамках его трехуровневой системы, закрепленной в ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 [3].

Первый уровень представлен Правительством РФ, в перечень компетенций которого входит обеспечение координации деятельности нижних уровней системы и организация их взаимодействия с Центральным Банком России. В рамках изучения связи системы экспорта и валютного контроля, стоит отметить, что коммуникация между Правительством РФ и непосредственными участниками международной торговли (экспортерами) напрямую не требуется.

Второй уровень системы валютного контроля РФ составляют органы валютного контроля: ЦБ РФ, Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС).

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля как организатор процесса непосредственного валютного контроля, а также координирует обмен информацией и взаимодействие между агентами валютного контроля и органами валютного контроля. ЦБ РФ также наделен нормотворческой функцией в целях регламентации порядка проведения валютных операций, закрепления форм учета и отчетности для резидентов и нерезидентов. Коммуникация экспортеров с ЦБ РФ в рамках торговых операций также не требуется.

В ведомство ФТС входит контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу РФ, с их ввозом и вывозом на таможенную территорию. Соответственно в логистической системе экспорта товаров функция валютного контроля возложена на ФТС России, с подразделениями которой участники внешнеэкономической деятельности осуществляют непосредственное регулярное взаимодействие.

ФНС в рамках осуществления функции валютного контроля обеспечивает соответствие проводимых валютных операций, не связанных с ввозом и вывозов товаров из/в РФ, условиям лицензирования и разрешений валютного законодательства., а также обеспечивает соблюдение резидентами обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета от открытии (закрытии, изменении) счетов (вкладов) банков, расположенных за пределами РФ, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Третий уровень системы валютного контроля формируют агенты валютного контроля, в список которых входят: уполномоченные банки; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг; государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Агенты осуществляют непосредственный контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ актов органов валютного регулирования. В рамках международной торговли экспортеры осуществляют первичное непосредственное взаимодействие с агентами валютного контроля [4].

Практические цели и задачи валютного контроля в логистической системе экспорта товаров из России направлены на:

  1. Контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности сроков и требований оформления и переоформления документов учета в срок;
  2. Контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок;
  3. Контроль сроков репатриации валюты РФ и иностранной валюты;
  4. Контроль перемещения иностранной валюты через таможенную границу Союза.

В рамках п.1 выше ЦБ РФ закрепляет обязанность экспортеров ставить внешнеэкономические контракты на учет в уполномоченных банках при одновременном выполнении следующих условий (Инструкция ЦБ РФ № 181-И от 16.08.2017):

— продавцом выступает резидент РФ, покупателем является нерезидент РФ;

— расчеты по внешнеэкономическому контракту осуществляются с использованием счетов продавца (резидента), открытых в российских или иностранных банках;

— сумма обязательств по экспортному контракту в рулевом выражении составляет 6 000 000 руб. и более.

Постановка экспортного контракта на учет возлагает на субъектов международных торговых отношений обязанностей о предоставлении отчета об исполнении договорных обязательств до окончания их исполнения (в частности подтверждение фактического вывоза товаров) в установленные уполномоченными органами сроки [5].

Политика Российской Федерации в отношении валютного контроля движется в сторону либерализации, в частности в отношении п.3 выше. С 1 июля 2021 года было отменено обязательное требование о репатриации экспортной валютной выручки для внешнеторговых контрактов, предметом которых выступают несырьевые товары в соответствии с классификацией ТН ВЭД ЕАЭС. Требование о репатриации экспортной рублевой выручки было отменено в 2020 году. Экспортерам предоставлена возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета за пределами территории РФ.

Ранее с 1 января 2020 года была введена поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое)

С учетом того, что положения валютного законодательства содержат отсылку на ТН ВЭД при осуществлении валютного контроля органы проводят тщательный анализ на предмет наименования экспортируемого товара. От корректности выбора наименования товара зависит применение тех или иных требования валютного законодательства [6].

Законодательством Российской Федерации за нарушение требований валютного законодательства предусмотрена административная ответственность юридических лиц и должностных лиц. Индивидуальная уголовная ответственность может быть применена в случае выявлении незаконных валютных операций на сумму свыше девяти миллионов рублей.

В таблице 1 приведена статистика контрольных мероприятий ФТС в рамках обеспечения соблюдения требований валютного контроля при осуществлении международных торговых операций. Основным приоритетом в работе Федеральной таможенной службы является выявление нарушений, связанных с репатриацией денежных средств [7].

Таблица 1

Статистика контрольных мероприятий ФТС в рамках валютного контроля 2017–2020 гг.

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Кол-во проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

9,7 тыс.

10,7 тыс.

10,3 тыс.

6 тыс.

Кол-во возбужденных дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ

14 тыс.

13,8 тыс.

14,5 тыс.

8 тыс.

Участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющим экспорт товаров из России, необходимо знать и исполнять требования валютного законодательства в первую очередь в рамках соблюдения законности деятельности, а также минимизации экономического и репутационного эффекта от их нарушения. В частности, экономический эффект несоблюдения валютного законодательства может быть выражен в дополнительных расходах на уплату штрафов и трудозатратах на оформление необходимой оправдательной документации. Наложение административной ответственности на юридическое лицо и (или) уголовной ответственности на физическое лицо может нанести ущерб, в том числе измеряемый в денежном выражении, репутации компании-экспортера [5].

Таким образом, можно сделать вывод что фактор валютного регулирования и валютного контроля является неотъемлемой частью логистической системы экспорта. Валютное регулирование в Российской Федерации движется в сторону либерализации, однако тем не менее остается достаточно жестким в целях контроля поступления валютной выручки и предупреждения утечки российских активов за границу. Стоит отметить, что участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющим экспорт товаров из России, также следует принимать во внимание требования валютного законодательства страны импортера. Несмотря на то, что взаимодействие с иностранными государственными органами в части валютного контроля зачастую является обязанностью покупателя, качество этого взаимодействия зависит от своевременности действий и ответственности экспортера.

Литература:

  1. Яковлева Марина Алексеевна Реформирование субъектов валютного регулирования и контроля России на пути к цифровой экономике // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-subektov-valyutnogo-regulirovaniya-i-kontrolya-rossii-na-puti-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 23.09.2021).
  2. Р. Р. Ахмедзянов, Н. В. Мельник, С. Х. Габдуллина, Т. З. Сейдаметова. Система валютного регулирования российской федерации и направления её развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-valyutnogo-regulirovaniya-rossiyskoy-federatsii-i-napravleniya-eyo-razvitiya (дата обращения: 23.09.2021).
  3. Чувахина Л. Г. Валютное регулирование и валютный контроль в системе внешнеторговой деятельности России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valyutnoe-regulirovanie-i-valyutnyy-kontrol-v-sisteme-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-rossii (дата обращения: 23.09.2021).
  4. Халипов Сергей Васильевич Экспорт и таможенные процедурыэкспортав условиях Евразийского экономического Союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-i-tamozhennye-protseduryeksportav-usloviyah-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 23.09.2021).
  5. О. М. Петрушина, С. И. Бурыкин, М. К. Ярославцева. Актуальные вопросы об изменениях валютного законодательства в России // ЕГИ. 2021. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-ob-izmeneniyah-valyutnogo-zakonodatelstva-v-rossii-1 (дата обращения: 23.09.2021).
  6. Каранец Снежана Михайловна. Валютный контроль: сущность, формы, этапы развития // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valyutnyy-kontrol-suschnost-formy-etapy-razvitiya (дата обращения: 23.09.2021).
  7. Федеральная таможенная служба России // Официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): валютный контроль, валютное регулирование, валютное законодательство, Россия, ЦБ РФ, международная торговля, Российская Федерация, внешнеэкономическая деятельность, операция, Правительство РФ.


Похожие статьи

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Анализ и пути активизации экспортно-импортной деятельности РФ

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Анализ видов международной торговли топливно-энергетическими товарами

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве

Экономическая роль товарных запасов в логистической системе российских предприятий

Похожие статьи

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Анализ и пути активизации экспортно-импортной деятельности РФ

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Анализ видов международной торговли топливно-энергетическими товарами

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве

Экономическая роль товарных запасов в логистической системе российских предприятий

Задать вопрос