Характеристика НМА (Нематериальные активы) и их роли в организации
Сегодня для организаций всё больше и больше значение приобретает вид имущества, как нематериальные активы, это вызвано бурно нарастающими процессами объединения предприятий, значительными изменениями в способах производства товаров и предоставления услуг, увеличением роли информационных технологий (ИТ).
Поэтому самые большие нематериальные активы сосредоточены в IT-компаниях таких, как:
– Apple (62 %)
– Microsoft (88 %)
– Amazon (95 %)
– Facebook (84 %)
И другие, так или иначе связанные с технологиями и коммуникацией. С процентным соотношением нематериальных активов к материальным активам (НМА/МА) 60 % и больше.
Понятие НМА многозначно — включает в себя юридическое понятие, бухгалтерское и экономическое.
НМА имеют такие свойства:
– отсутствует физическая структуры
– можно выделить или отделить от другого имущества
– используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих запросов предприятия
– используются долговременно
– не перепродаются
– приносят предприятию пользу
– есть необходимые документы, о существование самого актива в организации и подтверждение исключительных прав предприятия
НМА можно разделить на два вида:
– единицы интеллектуальной собственности
– репутация предприятия («Good Will»)
В экономическом обороте наличие НМА предоставляет варианты для нынешних предприятий менять структуру их производственного капитала. При увеличении доли НМА в предприятии увеличивается доверие к производителю продукции, представителю услуг, также повышается их конкурентоспособность, уникальность на рынке, что привлекает большое количество инвестиций со стороны инвесторов и увеличивает стоимость акций за штуку организации, тем самым повышая уровень доверия конечных потребителей к продукту или услугу предприятия.
Исследования в экономике по анализу объектов, который сейчас являются НМА, упоминаются от конца 19 века, по 1930-ый годам. Первым нормативным документом, где были упомянуты такие активы — это бюллетень «Амортизация нематериальных активов», выпущенный в 1944 году Американским институтом бухгалтеров, комитета по методам бух. учёта. После НМА появлялись в разных международных стандартах отчётности по финансам, начиная с «Затраты на исследования и разработки» стандарта МСФО 9 и «Нематериальные активы» в МСФО 38.
Оценка влияния НМА на экономическую деятельность организации
С недавнего времени отношение НМА к стоимости компании изменилось так же, как и отношение к их значимости и роли на предприятии. Это связанно с тем, что потребность рынка изменила свой курс, всё больше ценятся новые идеи и подходы их реализаций, в то время как материальные средства компании остаются тяжёлой ношей и не приносят прибыли, в отличии от НМА.
В результате среднее соотношение материальных и финансовых активов на предприятии снижалось с 1975 до 2010 года, с 83 % до 20 %. На данный момент НМА играют ключевую роль в деятельности многих компаний. Они определяют стратегию и возможности организации и отражают влияние компании на рынке, от них зависит экономический рост или упадок.
В связи с увеличением распространённости сферы купли продажи, а именно в виде интернет-магазина, рассмотрим пример влияния НМА на деятельность организации.
Пример:
Есть некий интернет-магазин, занимающийся продажами товарами, пользующимися спросом у потребителей. Есть два владельца компании, один из них является инвестором на начальном этапе развития компании, а второй является тем, кто реализовал идею за средства его (первого) партнёра. Соответственно первый владелец, начальный вкладчик, занимается необходимыми закупками, в то время как второй владелец занимается хостингом и получением прямого городско номера для интернет-магазина. Проходит время и владелец, занимающийся хостингом и правами на владение городским номером магазина решает открыть свой интернет-магазин отдельно от своего коллеги.
Получается так, что после ухода одного из владельцев интернет-магазина прибыль упала и стало не выгодно продавать товар из-за отсутствия покупателей. Причина этому то что, когда один из владельцев ушёл из общего дела — он забрал свой нематериальный ресурс — клиентскую базу интернет-магазина, так как являлся ответственным за связь с клиентом и, непосредственно, участвовал в продаже товаров интернет-магазина. Поэтому после открытия своего интернет-магазина все клиенты стали покупать товары у знакомого им источника. Нематериальным ресурсом в данном случае является клиентская база второго предпринимателя и его репутация на рынке.
В итоге, нематериальные активы — это важная часть компании и именно они являются главными фигурами, которые продвигают бизнес-предприятия, ценность наличия НМА может определяться жизнеспособностью целой организации, утрата таких активов может быть трудно возвратимой или невозможной. Нужно уметь видеть, замечать их и учитывать в своих дальнейших действиях, чтобы быть лидером на рынке. НМА активы накапливаются со временем по средству связей, репутации, патентов, товарных знаков, авторского права. Всё это является продуктом деятельности организации, которое показывает привлекательность той или иной компании для потребителей и покупки товаров или заказа услуг.
Литература:
- Аксенов, А. П. Нематериальные активы. Структура, оценка, управление / А. П. Аксенов. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 192 c.
- Андриссен, Даниел Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Даниел Андриссен, Рене Тиссен. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 304 c.
- Барух, Лев Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность / Лев Барух. — М.: Квинто-Консалтинг, 2010. — 240 c.
- Коцюбинский, А. О. 1С:Бухгалтерия 8.0. Учет основных средств и нематериальных активов / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев. — М.: Триумф, 2016. — 224 c.
- Коэн, Джеффри Нематериальные активы. Оценка и экономическая выгода: моногр. / Джеффри Коэн. — М.: Лаборатория Книги, 2012. — 224 c.