Современное законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с установлением административного надзора в отношении определенной категории граждан, дает возможность неоднозначного толкования рассматриваемого института. В частности, возникают трудности при формулировании понятия административного надзора, его отраслевой принадлежности. Это указывает на необходимость определения правовой природы административного надзора. Цель статьи заключается в определении понятия, сущности административного надзора и его места в системе мер государственного принуждения. С учетом формальных и материальных признаков, присущих рассматриваемой категории, формулируется вывод о том, что административный надзор представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по решению суда.
Ключевые слова: административный надзор, уголовная ответственность, мера государственного принуждения.
Проблема определения сущности, социально-правовой природы административного надзора и его места в системе мер государственного принуждения остается предметом повышенного внимания в специализированной литературе. К сожалению, на сегодняшний день юридической доктриной не выработаны необходимые критерии, способствующие отнесению административного надзора к определенной отрасли права в целом, либо к конкретной совокупности мер, применяемых в связи с нарушением правового запрета.
Законодательно административный надзор представлен в качестве наблюдения, осуществляемого органами внутренних дел (ОВД) за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом обязанностей, а также временных ограничений его прав и свобод (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1]). В то же время в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ [2] административный надзор представляет собой меру, назначаемую в превентивных целях в отношении лиц, имеющих судимость за определенные виды преступлений.
Приведенные дефиниции не позволяют сформулировать единого однозначного понимания административного надзора, так как в первом случае под ним понимается контрольно-надзорный процесс правоохранительных органов за конкретным гражданином, во втором — объем лишений и ограничений лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за определенные законом преступления.
Сущность административного надзора проявляется в определенных законодательством лишениях и ограничениях (в том числе конституционного характера) лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение определенных действующим законодательством преступлений, которые находят свое выражение в обязательной явке в контролирующий орган, а также запрете:
— пребывания в определенных местах;
— посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
— пребывания вне места жительства в определенное время суток;
— выезда за установленные судом пределы территории (ст. 4 Закона об административном надзоре).
Заявленные ограничения устанавливаются в превентивных целях, а также в целях оказания индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона об административном надзоре).
На первый взгляд, вариативность и содержание заявленных ограничений схожи с обязанностями, назначение которых предусмотрено уголовным законодательством в отношении условно осужденного лица (ч. 5 ст. 73 УК РФ), лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания (ч. 2 ст. 79 УК РФ), лица, которому назначено наказание в виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 53 УК РФ). В связи с этим возникает потребность в определении критериев для разграничения сферы административного и уголовного регулирования. В то же время не представляется возможным детализировать отраслевую принадлежность административного надзора в связи со следующими обстоятельствами.
Основания и порядок установления административного надзора регулируются федеральным (ст. 3, 6 Закона об административном надзоре) и уголовно-исполнительным законодательством (ст. 173.1 УИК РФ). Так, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
— тяжкого или особо тяжкого преступления;
— преступления при рецидиве преступлений;
— умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
— двух и более преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ).
Помимо этого основанием установления административного надзора служит юридически значимый факт в виде:
— признания лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
— совершения лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, в течение одного года двух и более административных правонарушений.
Ответственность за уклонение от исполнения установленных судом обязанностей и ограничений предусмотрена как административным (ст. 19.24 КоАП РФ), так и уголовным законодательством (ст. 314.1 УК РФ), что может свидетельствовать о его межотраслевой принадлежности.
Итак, на законодательном уровне вопросы, связанные с понятием, сущностью, отраслевой принадлежностью административного надзора, а также его соотношением с той или иной совокупностью мер государственного принуждения имеют неоднозначное, а в ряде случаев противоречивое толкование. Вследствие чего уместно полагать, что данный пробел может быть восполнен только с учетом имеющихся научных исследований.
В специализированной литературе сущность административного надзора предлагается понимать по-разному. Отдельные исследователи представляют его в качестве института административного права [8, c. 9], правового института, находящегося на стыке уголовно-исполнительного и полицейского права [6, c. 35], другие склонны полагать, что административный надзор — это государственный контроль за неблагополучной в криминальном отношении личностью, реализуемый за рамками уголовной ответственности [9, c. 99]; государственно-управленческая деятельность государственных органов и их должностных лиц, имеющая особый характер правового воздействия, связанного с применением различных методов государственного управления и средств правового воздействия [7, c. 271]; профилактическая мера, применяемая к определенной категории осужденных [5, c. 145]; система временных мер надзора и контроля, осуществляемых ОВД в отношении определенной категории осужденных, освобожденных из мест лишения свободы в превентивных целях [3, c. 9]; мера уголовной ответственности, самостоятельная форма ее практической реализации [4, c. 156].
Не вдаваясь в критический анализ и не умаляя значимости того или иного доктринального подхода, следует согласиться со специалистами, определяющими административный надзор в качестве меры. Действительно, административный надзор, равно как и наказание, представляет собой меру государственного принуждения, которая измеряется объемом лишений и ограничений, испытываемых лицом, совершившим преступление. При этом следует отметить, что приведенные в сравнении категории не являются тожественными, а, напротив, представляют собой обособленные друг от друга формы государственного воздействия.
Литература:
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета, N 75, 08.04.2011.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета, № 110, 24.05.2017.
- Абатуров А. И. Административный надзор как форма постпенитенциарного контроля: учеб.-метод. пособие. Киров: Кировский филиал Акад. ФСИН России, 2012.
- Багрий-Шахматов Л. В. Уголовная ответственность и наказание. Минск: Вышэйш. шк., 1976.
- Буторина Т. Н. Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012.
- Крымов А. А. Административный надзор за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно-исполнительного и полицейского права // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1.
- Мартынов А. В. Административный надзор как способ осуществления контрольной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2.
- Перец В. И., Петров А. И., Стеблянко А. Л. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: учеб.-практ. пособие. Киев: Тип. МВД УССР, 1976.
- Понятовская Т. Г. Предупреждение преступлений: меры безопасности, административный надзор // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3.