В статье авторы рассказывают о взаимосвязи английского языка и информатики в образовательном процессе, пытаются установить междисциплинарные связи между предметами на примере сервиса LearningApps.
Ключевые слова: междисциплинарные связи, сервис LearningApps.
Образование в современном мире находится в постоянном изменении и развитии. В связи с этим на участниках образования, а именно на учителях лежит высокая ответственность по качеству предоставляемых услуг в сфере образования. Образование не стоит на месте, так как внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует высокой мобильности как учителя, так и ученика.
Использование информационных технологий делает обучение эффективным, так как у учеников появляется высокая мотивация в обучении.
Аспекты применения информационных технологий в общеобразовательных организациях, прежде всего, это демонстративная и вспомогательная. Нами были рассмотрены междисциплинарные связи информатики с другими школьными предметами, а именно: информатики и английского языка.
Своеобразие и актуальность статьи состоит в том, что планирование урока информатики средствами междисциплинарных связей помогает развивать у учащихся интерес к английскому языку, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний в двух направлениях (информатика, английский язык).
Междисциплинарные связи — это нахождение взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных индивидуальностью каждого учебного предмета [1]. Реализация междисциплинарных связей в процессе обучения приводит к достижению более эффективных результатов в общем развитии обучающихся, а также в развитии всех областей их эмоциональной и интеллектуальной деятельности. Основное значение междисциплинарных связей состоит в том, что они связывают в единую систему знания при изучении материала в различных школьных дисциплинах, а также помогают и способствует получению новых знаний и умений на основе этих связей.
Выдающиеся педагоги прошлого делали попытки установления связей между предметами в процессе обучения. Я. А. Коменский писал в «Великой дидактике», что все находится во взаимной связи и должно преподаваться в такой же связи [2]. К. Д. Ушинский отмечал, что использование междисциплинарных связей способствует облегчению самого процесса обучения, формирует целостные и системные знания, вызывает интерес обучающихся.
Структура междисциплинарных связей проста в своей трактовке. Она представляет собой знания, полученные учеником в области одной дисциплины, знания, полученные в области другой дисциплины и, наконец, интеграция полученных знаний и применения их в процессе обучения.
Для успешного установления и реализации междисциплинарных связей на уроках необходимо:
Во-первых, четко формулировать цели, задачи и предполагаемые результаты деятельности, исходя из темы урока;
Во-вторых, поощрять попытки учеников применять знания из других областей;
В-третьих, объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;
В-четвёртых, научить обобщать определенные разделы учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.
Информатизация современного образования происходит благодаря межпредметным связям информатики и других школьных предметов.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в обучение оказывает значительное влияние не только на организацию учебного процесса, но и на содержание учебного материала. Учебный материал приобретает более выраженный характер, тем самым вызывая интерес у учащихся, а также стимулируя их к получению новых знаний.
В современном мире трудно представить себе жизнь без интернета, международным языком которого является английский.
Междисциплинарные связи в обучении способствуют всестороннему развитию личности ученика. Изучение той или иной темы предполагает взаимосвязь школьных дисциплин. А использование информационных технологий в процессе обучения любой школьной дисциплины является актуальным аспектом в современном образовании.
Связь английского языка с такой точной наукой, как информатика, немного нестандартна на первый взгляд. Но в процессе изучения каждой из них можно проследить взаимосвязь этих предметов. Современный подход в преподавании английского языка предполагает использование инновационных технологий. Учитель предлагает просмотр короткометражных фильмов, презентаций, а также работа за компьютером при составлении кроссвордов и различных интерактивных игр. На подобного рода уроках ученики не только получают знания в области лексики, грамматики, фонетики, но и получают определенные знания из других областей. Тем самым традиционный урок английского языка становится ярче и разнообразней. Использование знаний английского языка на уроке информатики также является нестандартным сперва. Но, не стоит забывать о том, что многие программы, программное обеспечение компьютера, пакет Microsoft предполагает знание определённых английских фраз и выражений. На сегодняшний день ученик представляет собой многогранную, разностороннюю личность, за счёт использования знаний одного предмета на практике другой школьной дисциплины.
Технические средства обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям. Данные технические средства должны:
способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
регулярно подкреплять и оценивать правильности учебных действий каждого учащегося;
пробуждать и стимулировать интерес к изучению языка;
обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Таким образом, компьютер является основным инструментом получения информации для школьников. Знание азов информатики, умение работать с интерфейсами Microsoft Office, а именно самыми основными: Power Point, Word помогает школьникам проявить себя более успешно на уроках английского. В свою очередь богатый словарный запас английской лексики способствует быстрому освоению многих компьютерных программ. Таким образом, мы обнаружили, что междисциплинарные связи между предметами информатики и английского языка существуют и находятся в постоянной динамике.
Существование междисциплинарных связей между информатикой и английским языком проявляется через:
изучение английским терминов и выражений для работы с программами на уроке информатики;
интегрированные уроки;
создание и оформление уроков с помощью презентаций, короткометражных фильмов и т. д.
Для данного типа уроков, в которых можно проследить междисциплинарные связи, существуют несколько основных требований:
учебное занятие должно иметь четкую задачу и пути ее решения;
мотивация и интерес учеников — залог успеха в проведении урока;
междисциплинарные связи должны помочь понять всю сущность явлений и понятий согласно теме урока;
итог урока должен привести к формулировке выводов учениками;
Компьютерные технологии на уроках английского языка увеличивают возможности учителя по индивидуализации обучения при помощи различного рода дополнительных программ. Индивидуализация в обучении является актуальной на сегодняшний день. Перед каждым учеником стоит выбор в форме работы с заданиями, каждый может работать в силу своих возможностей, интересов.
Для реализации учебного процесса существует огромное количество образовательных платформ. Нами была рассмотрена интерактивная тестовая оболочка LearningApps, главная страница которой проиллюстрирована на рис 1.
Рис 1. Главная страница сайта LearningApps
Данная платформа была использована нами на практике в качестве создания различных дополнительных дидактических материалов, конкурсов и игр.
Возможности сервиса LearningApps:
создавать видео со вставками, а именно создавать задания на основе видеофайлов, к которым можно добавлять вопросы;
создавать тестовые блоки по определённым темам, с возможностью проверки;
воспользоваться чатом, а именно задать онлайн вопрос учителю;
Таким образом, нами были рассмотрены междисциплинарные связи между такими школьными предметами, как информатика и английский язык. Взаимосвязь школьных дисциплин позволяет учителю разнообразить урок, побудить и вызвать интерес к теме, а также определить задачи урока и способы ее решения. Для учеников междисциплинарные связи между школьными предметами также важны. Именно они позволяют ученику воспитать в себе всесторонне развитую личность.
Литература:
1. Бурцева Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям: дис. канд. пед. наук.- С.-Петербург
2. Коменский Я. А. Великая дидактика. — М.: Книга по требованию, 2012