В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития личностной научно-творческой компетентности, а также повышения эффективности и результативности участия в научных мероприятиях различного уровня.
Ключевые слова: военное образование, компетенции, научно-исследовательская работа обучающихся, мотивация научной деятельности
Востребованность в повышении качества подготовки офицерских кадров страны, несмотря на позитивную динамику развития современного отечественного военного образования на фоне постоянных динамичных трансформаций, продолжается [1]. Важным фактором в обеспечении высокого качества подготовки офицерских кадров традиционно наряду с учебной работой организуется научно-исследовательская (военно-научная работа курсантов — ВНОК).
Несмотря на большое разнообразие традиционных форм организации и проведения научно-исследовательской деятельности курсантов в военном вузе, в последние годы, намечена тенденция снижения ее эффективности и результативности, особенно в условиях пандемийного периода.
Сегодня современный курсант — это представитель поколения 2000 годов, высоко заточенный на технологиях, социальной информационной поточности и визуализаций, он намного лучше ориентируется в современной динамично меняющейся жизни, имеют современные новые ценности и цели, и зачастую превосходит классического педагога во многих навыках. Таким образом, остро назрела необходимость замены классических форм, современными педагогическими технологиями, направленными на мотивацию, вовлечение, высокую активность и результативность участия во ВНОК курсантов в высших военных учебных заведений [4].
В поиске путей решения данной проблемы в Военном институте (инженерно-техническом) выработаны и реализуются следующие подходы [4]:
- Перемещение роли научного руководителя с первой позиции на вторую.
- Используя позитивное влияние ориентировать курсантов на тренд саморазвития.
- Новая модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов
- Вовлечение в активное взаимодействие (командная работа), важно не рассказывать, а показывать.
- Предлагать курсантам пробовать себя в разных областях научной проблематики, если сразу сложно разрабатывать проекты в области будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, разработана модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов (рис. 1).
Рис. 1. Внутривузовская модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов
Главная роль в ней отведена обучающимся (курсантам) в составе малых учебных групп и второстепенная — научному руководителю (носителю знаний, эксперту, мотиватору, наставнику, тьютору, организатору) по осуществлению традиционной методической и организационной помощи, поддержки, консультирования, направления на постановку целей и возможные выводы. [4].
Таким образом, в институте военно-научная работа организована и проводится в малых группах и преследует следующие цели (рис. 2):
Рис. 2. Цели военно-научной работы в малых группах
Кроме этого, достаточно эффективно используется педагогическая технология группового обучения «Работа в команде»(Student Team Learning), направленная на стимулирование коллективной интеллектуальной активности, основанной на процессе самостоятельной исследовательской или творческой деятельности курсантов, их активном взаимодействии друг с другом и наставником в процессе решения научно-исследовательской задачи на теоретико-практическом уровне [3]. Применение данной педагогической технологии обуславливает заинтересованность всей малой группы и нацеленность на успех «команды», который зависит от вклада каждого в совместное выполнение поставленной задачи.
Кроме этого, предоставляет каждому курсанту равные возможности в достижении успеха, потому что каждый вносит вклад в создание коллективного учебно-научного продукта путем улучшения предыдущих собственных результатов; и повышает персональную ответственность каждого участника за проделанную работу, что позволяет ему почувствовать себя полноправным членом коллектива и стимулирует желание поднимать выше свою персональную (личностную) «планку».
Кроме этого, разработанные и используемые Воркшопы по развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных научно-практических задач, позволяют на достаточно простом практическом уровне обучить курсантов основам научных исследований.
Если обобщить проводимую работу, направленную на смену формата традиционных подходов участия курсантов в научно-исследовательской деятельности на кафедрах вуза, то можно обозначить, те стратегические цели, которые мы ставили в начале пути. Создание условия для:
— возможности курсантам стать командой;
— генерации уникальных идей;
— прохождения полного жизненного цикла (НИР, ВНР, проекта);
— участия в конкурсе и защиты своей НИР, проекта при команде экспертов на различных уровнях.
По выработанной стратегии, на сегодняшний день, реализованы и достигнуты определенные успехи при участии в различных научно-практических конференция и конкурсах научно-исследовательских работ и проектов. Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах, представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах
Таким образом, подводя промежуточные итоги, хочется отметить, что пересмотр и форматирование традиционных форм организации научно-исследовательской деятельности курсантов военных вузов действенными современными педагогическими технологиями показывает положительные результаты и требует продолжения их апробации, повсеместного внедрения, которым и будут посвящены дальнейшие исследования.
Литература:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 02.07.2021 г. № 400) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/(дата обращения: 25.08.2021).
- О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).
- Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
- Овчаренко М. С. Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе // Молодой ученый (№ 26 (368), июнь 2021 г.) ISSN 2072–0297, — С. 404–406.