Основания и порядок проведения местных референдумов: общее и особенное в различных субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.09.2021

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Кургузова, Е. Ю. Основания и порядок проведения местных референдумов: общее и особенное в различных субъектах Российской Федерации / Е. Ю. Кургузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 116-117. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84246/ (дата обращения: 15.11.2024).



Действующие акты федерального законодательства не содержат прямых оснований для проведения местного референдума. Фактически основанием проведения референдума выступает инициатива, которая может исходить от следующих субъектов правоотношений в муниципальном образовании:

1) от группы граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме;

2) от общественных объединений, зарегистрированных в установленной форме, имеющих устав, в котором предусмотрено участие в выборах и референдумах;

3) от высших органов муниципальной власти, действующих совместно. Речь идет о представительном органе муниципальной власти и главе местной администрации. Обязательным условием является совместное выдвижение соответствующего предложения (решения) об инициировании местного референдума.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования.

Помимо наличия инициативы, Федеральный закон № 131-ФЗ содержит ряд условий для назначения местного референдума по инициативе граждан и общественных объединений. Одно из таких условий — сбор подписей в поддержку данной инициативы. Количество подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Данные условия являются общими и обязательны для исполнения всеми органами муниципальной власти на территории Российской Федерации.

Различия в процедуре проведения местных референдумов на территориях субъектов Российской Федерации нельзя назвать значительными, поскольку при проведении местного референдума должны соблюдаться базовые принципы реализации народного волеизъявления.

В частности, законами субъектов Российской Федерации могут быть скорректирован период, в течение которого происходит сбор подписей в поддержку инициативы местного референдума. Этот период не может быть менее 20 дней (статья 37 Федерального закона № 67-ФЗ), следовательно, имеется возможность его увеличить.

Кроме этого, возможно снизить процент количества подписей, необходимых для регистрации инициативы. Поскольку законодатель установил только верхний предел (5 % от числа участников референдума), законом субъекта данный процент может быть понижен.

Между тем, анализ изученных нормативных актов регионального уровня показал, что законодатели субъектов Российской Федерации предпочитают не менять рекомендуемые федеральными законами количественные параметры.

Например, в вышеуказанном Законе Мурманской области в статье 30 указано, что в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, должно быть собрано 5 процентов подписей от числа участников референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 20 дней.

Такой же подход демонстрирует законодатель Краснодарского края. В статье 9 Закона Краснодарского края «О референдумах в Краснодарском крае» говорится о том, что количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. Срок для сбора подписей также установлен в 20 дней [1].

Аналогичные условия закреплены и в Законе Приморского края «О местном референдуме в Приморском крае» [2].

Некоторые отличия содержатся в содержании процедуры проведения референдума в регионах.

Так, в Приморском крае голосование на референдуме может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума и не подлежит пересмотру (статья 5–1 Закона «О местном референдуме в Приморском крае»).

В Омской области голосование проводится только один день, с 8 до 20 часов по местному времени, но на отдельных избирательных участках голосование может быть начато на два часа раньше, при этом время окончания голосования не меняется (статья 38 Закона Омской области о местном референдуме).

В Краснодарском крае голосование проводится в один день, с 8 до 20 часов, перенос времени голосования не допускается (статья 43 Закона Краснодарского края от 17.07.2003 «О референдумах в Краснодарском крае»).

Все изученные нормативные акты регионов допускают возможность досрочного голосования на местном референдуме. По закону Краснодарского края досрочное голосование проводится путем заполнения участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей участковой комиссии. Досрочное голосование стартует за 10 дней до начала проведения референдума, и завершается за 1 день до этого момента (статья 44).

В Омской области досрочно проголосовать может участник референдума в период от 10 до 4 дней до момента проведения референдума, если голосование проходит в помещении территориальной комиссии, и в период от 3 до 1 дня до момента голосования, если участник референдума голосует в помещении участковой комиссии.

Самый большой период для досрочного голосования отведен участникам референдума в Приморском крае. Согласно статье 54 закона Приморского края, избирательная комиссия муниципального образования вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании.

Можно выделить и другие отличия проведения местных референдум, однако они не являются существенными и отражают, в большей степени, географические особенности регионов Российской Федерации.

В заключение можно сделать вывод о том, что основанием проведения любого местного референдума является соответствующая инициатива, исходящая от граждан, общественных объединений, органов муниципальной власти. В федеральном законодательстве и региональных нормативных актах не устанавливаются правовые основания, возникновение которых в обязательном порядке инициирует проведение местного референдума.

Сегодня проведение местного референдума целиком зависит от инициативы граждан, общества и органов местного самоуправления, что, с одной стороны, служит стимулирующим фактором для развития социально-политических процессов внутри поселений, с другой стороны — создает определенные препятствия для формирования независимого гражданского общества, способного напрямую участвовать в управлении процессами, происходящими в муниципальном образовании.

Литература:

  1. Закон Краснодарского края от 17.07.2003 «О референдумах в Краснодарском крае». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=140006473&page=1&rdk=18#I0
  2. Закон Приморского края от 05.01.2004 № 97-КЗ «О местном референдуме в Приморском крае». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=179009319
Основные термины (генерируются автоматически): местный референдум, Российская Федерация, Краснодарский край, день, муниципальное образование, Приморский край, досрочное голосование, муниципальная власть, участник референдума, число участников референдума.


Похожие статьи

Промежуточные и частичные судебные решения: их признание и значимость в Российской Федерации

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона

Особенности положения прокурора в гражданском судопроизводстве и эффективность форм его участия в деле

Историческое развитие института районных (городских) судов в Российской Федерации

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

Об актуальности исследования правового статуса конституционных и уставных судов РФ

Похожие статьи

Промежуточные и частичные судебные решения: их признание и значимость в Российской Федерации

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона

Особенности положения прокурора в гражданском судопроизводстве и эффективность форм его участия в деле

Историческое развитие института районных (городских) судов в Российской Федерации

Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения

Виды и особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические аспекты

Значение и роль прокурора в системе органов административной юрисдикции

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

Об актуальности исследования правового статуса конституционных и уставных судов РФ

Задать вопрос