В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать первого века; рассматривает роль игрушки в адаптационный период в детском саду и роли игры в дошкольном детстве; связи просмотра мультипликационных фильмов и игры детей; взаимосвязи мультипликационных фильмов и выпуском производителей игрового материала. Автором предлагается развивающий набор «Семья», позволяющий развивать ребёнка в образовательной области «Речевое развитие», образовательной области «Познавательное развитие», образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Также автором предлагается развивающая дидактическая игра «Путешествие по Золотому кольцу». Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста; знакомит детей с историей и достопримечательностями некоторых древних городов, расположенных по Золотому кольцу России.
При внедрении рабочей программы воспитания, актуальным становится рассмотрение воспитательной направленности игровых пособий в дошкольном возрасте.
Автор делает выводы о развивающей роли игрового материала; даёт советы для родителей (законных представителей) при выборе игрушек для своего малыша.
Ключевые слова: игрушка, игровой материал, развитие, дошкольный возраст.
This article deals with the problem of the variety of game material in the modern market; the ability of parents and teachers to choose a game (game material) that allows them to develop a child. The author compares the game material of the twentieth century and the twenty-first century; considers the role of toys in the adaptation period in kindergarten and the role of play in preschool childhood; the relationship of watching animated films and children's games; the relationship of animated films and the release of producers of game material. The author offers a developing set «Family», which allows the child to develop in the educational field «Speech development», the educational area «Cognitive development», the educational area «Social and communicative development», the educational area «Artistic and aesthetic development». The author also offers a developing didactic game «Journey through the Golden Ring». This game guide is intended for older preschool children; introduces
Keywords: toy, game material, development, preschool age.
В век экономического прогресса, когда появляются всё более современные технологии, всестороннее развитие личности ребёнка играет огромную роль для дальнейшего становления будущего России.
Нашей стране необходимы целеустремлённые, инициативные, мыслящие граждане, умеющие проявлять активность и самостоятельность, творчество и воображение, а также обладать высоким интеллектом, помогающим ребёнку неординарно мыслить в нестандартных ситуациях.
Чтоб достичь таких показателей, ещё в раннем детстве необходимо обращать внимание на игровой материал маленьких граждан России, развивая их интеллектуальные способности, прививая им вкус к игрушкам и играм, которые являются одним из первых средств познания окружающего мира.
Игрушка в жизни ребёнка — это не только объект эмоционального наслаждения. Игровой материал должен нести в себе познавательную направленность. Манипулирование яркой игрушкой, быстро надоедает маленькому человеку. А к развивающей стороне игрового материала он будет возвращаться и неоднократно. В дошкольном детстве главный вид деятельности — это игра. Через игровую деятельность мы учим детей, с помощью игрушки ребёнок постигает новое и неизведанное, игрушка помогает развивать и воспитывать те качества личности, которые затем пригодятся ему в жизни. Вместе с игрушкой ребёнок путешествует и узнаёт что-то новое; благодаря игровому материалу у него развиваются психические процессы.
В нашем современном мире, когда прилавки магазинов пестрят множеством игрового детского материала и у ребёнка разбегаются глаза от яркости и красочности игрушек, перед родителями стоит выбор: какую игрушку приобрести для своего малыша, чтоб она ему приносила и пользу, да и развитие, а не была через пять минут, и в последующие дни, брошена в ящик.
Проблема в том, что рынок заполнен игрушками, однако необходимы те, которые будут помогать ребёнку в социализации и в развитии, в соответствии с его возрастными особенностями. А если ребёнку и дорога обыкновенная машина, то необходимо и родителям (законным представителям) и нам, педагогам, создать такие условия, при которых эта машинка будет нести развивающую направленность для дошкольника.
Маленький ребёнок, придя в детский сад, не выпускает из рук маленького мишку. Почему? Ему спокойно и комфортно с ним; он теплый, милый и добрый, как мама. Он его жалеет, рассказывает ему разные истории, играет с ним, чтоб ему не было скучно. С помощью мягкой и простой на вид игрушки у ребенка пропадает страх перед детским садом, он легче адаптируется к непривычным для него условиям; способность заботиться о близких, в данном случаи — это игрушка, олицетворяющая своё родное и домашнее.
В давние старые времена, когда не было айфонов, смартфонов, компьютеров, а телевизионный экран не блистал множеством иностранных мультипликационных фильмов, дети смотрели на зайчиков, мишек и лисичек нашей богатой Родины — России-матушки. Добрые, а то и хитрые звери, тонко копировали настоящих лесных жителей, редко появляясь на прилавках магазинов. Мишка, зайчик, лиса, волк были одного вида и строения с настоящими дикими животными. Ребёнок не путался ни в понятиях, ни в ассоциациях. Он чётко знал, что играя в зайку-трусишку, которого он видел на экране, он может увидеть и в книге, и в лесу; а добрая девочка Маша — это прототип девочки-подружки из детского сада: у неё две руки, две ноги, большие красивые глаза и волосы как у мамы. Играя с такими добрыми игрушками, ребёнок в полном смысле слова развивался, а не манипулировал с ними. Он переносил поведение героев в собственную игру. Дошкольник помогал зайке без лапки — воспитывалось милосердие и доброта. Мишка косолапый, бурый и мохнатый жил в лесу, а хитрая лисичка — всегда была рыжего цвета. Любовь к животным закладывалась с детства, доброта и милосердие всегда шли рядом, развиваясь, зрительная память детей была не обманчива.
А милые голыши-малыши! Такая на вид примитивная игрушка из нашего детства, а сколько приносила пользы в развитии маленькому играющему человечку! Голыша необходимо было сперва одеть! В ход пускались все лоскутики, которые лежали на видном месте дома. Фантазия, воображение — вот его первые помощники в этом деле! У детей была развита моторика. Их никто не учил держать ножницы, они постигали эту науку самостоятельно, используя собственную инициативу!
А ведь как непросто было сделать гардероб для маленькой куколки.
Игра «Ателье» заканчивалась и начиналась следующая «развивалка»! Конструирование из спичечных коробков — это конструирование квартиры! Их склеивали, украшали и обыгрывали. Вот вам и творческий подход!
В нашем современном обществе с его передовыми технологиями еще больше возможностей: есть и конструктор разного вида! Только необходим направляющий — это педагог и родитель, который всегда находятся рядом с ребёнком этого возраста.
Раз такая игрушка была интересна детям того поколения и несла в себе неоспоримую развивающую составляющую, то почему бы производителям игрового материала не обратить на это внимание, а авторам-разработчикам не составить развивающий набор «Семья»? Простой набор из разных по конфигурации кубиков, комплект из ткани, ножницы, малыш-голыш, аннотация и возрастной ценз… Игровой набор для развития воображения, фантазии, творчества, самостоятельности и инициативы готов!
Вот и развитие: и строим, и шьём, и лечим! Живём вместе с игрушками и развиваемся! И моторика, и сенсорное развитие, и познавательное развитие, художественно-эстетическое и речевое развитие…. В простейшем наборе для творчества — интеграция всех образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
А какую воспитательную работу можно провести — это воспитание семейных ценностей, трудовое воспитание, нравственное воспитание и формирование основ гражданской идентичности. Данная работа сейчас актуальна в дошкольном возрасте. Ведь и развитие ребёнка, и его воспитание закладывается с самого раннего детства. Развитие будет происходить тогда, когда ребёнка данная игрушка заинтересует, когда он самостоятельно будет применять ее в своей свободной деятельности, находя все более новые игровые сюжеты.
Дети нашего поколения смотрят мультфильмы с животными из неизведанной страны, где герои не похожи на людей, проявляют агрессию и даже неизвестно какой они профессии. Как же развиваться, если современная игрушка предназначена для манипуляции и как в неё играть порой не понятно даже взрослым? Следовательно, нам, взрослым, необходимо тщательно следить за выбором игрового материала для детей, думать о его развивающей направленности. Не должно быть просто «Хочу!» А для чего и зачем? «Не знаю, просто хочу!» Да, ребёнок имеет право выбирать игрушки!
Но наша с вами задача, задача взрослых (законных представителей), состоит в том, чтоб правильно и доступно объяснить ребёнку и направить его развитие, даже если и придется его переубеждать, в нецелесообразности данной интересной для него игрушки.
В каждой возрастной категории детей должен присутствовать свой игрой материал или игрушка, которая будет соответствовать его возрастным особенностям. Если мама шестилетнего ребёнка покупает обыкновенную машинку сыну, то почему бы не поинтересоваться ей как он будет в неё играть?
Если это однотипное манипулирование или приобретение только из-за эффектного внешнего вида, тогда можно купить и кубики, чтоб ребёнок построил гараж для своего транспорта. Тогда точно фантазия и воображение будут развиваться, а конструктивные умения ребёнка с каждым разом будут всё более разнообразнее. Игровой сюжет может развернуться на весь вечер!
В старшем дошкольном возрасте большую роль для ребёнка играет дидактическая игра, в процессе которой ребёнок постигает новые знания, развивается его умение логически мыслить и воображать.
Вашему вниманию представляю авторскую игру «Путешествие по Золотому кольцу»
Цель — познакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей и достопримечательностями некоторых древнерусских городов, расположенных по Золотому кольцу России.
- Развивать любознательность, познавательный интерес, связную речь детей.
- Воспитывать любовь к своей Родине.
Материалы для игры: игровое поле, кубик, 3 машинки, картинки с городами Золотого кольца России, достопримечательности в картинках этих городов, жёлтые и красные фишки, минутки безопасности в картинках.
Описание игры:
Игра предназначена для детей 5–7 лет. Количество игроков от 1 до 3.
У каждого игрока по одной машинке, которые устанавливаются в центре туристического маршрута «Москва».Участники самостоятельно устанавливают очерёдность первенства хода.
Игроки поочерёдно бросают кубик и передвигают свой транспорт на столько кружков вперёд, сколь точек выпало на кубике, выполняя при этом задания, встречающиеся на пути.
Жёлтый кружок — игрок должен, путешествуя по Золотому кольцу, узнать город, назвать его достопримечательности и разложить их возле города. За правильный ответ игрок получает жёлтую фишку.
Если ответ не верный, то по чёрной стрелке игрок возвращается в начальный пункт «Москва».
Игроки могут попасть и на красные круги — это минутки безопасности, которые должны знать все «туристы»:
- Светофор» -рассказать правила безопасности на дороге.
- Поведение в общественном транспорте.
- Основные телефоны экстренных служб.
- Полезные и вредные продукты.
За каждый правильный ответ игрок получает красную фишку.
Выигрывает тот игрок, у которого наберётся большее количество фишек.
Если при движении по туристическому маршруту города и его достопримечательности уже отгаданы, то игрок переезжает в другой город автоматически.
В данной игре немаловажную роль играют взрослые. Их правильное руководство и взаимодействие с ребёнком значительно расширяет его познавательную активность и кругозор [1]. Необходимо отметить. Что игрушка должна побуждать ребёнка к деятельности, нести позитивную направленность и радость от игры, ориентировать его на позитивные ценности культуры [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игрушка будет развивать ребенка тогда, когда:
- Она несет эмоционально благоприятное начало.
- Когда ребенок может в неё играть самостоятельно и трансформировать её.
- Когда можно с помощью данной игрушки фантазировать, придумывать, путешествовать и открывать для себя что-то новое.
Игровой материал, будь то игрушка или игровое пособие должны быть интересны ребёнку, познавательны для него, расширять его кругозор, развивать его познавательную активность. Играя сперва со взрослым, ребенок использует игрушку самостоятельно, в своей свободной деятельности. Использует увлечённо и творчески!
А для нас, взрослых, такие советы:
- Учитывайте мнение ребёнка! Но и объясняйте ему если вы понимаете, что он не прав!
- Покупайте игрушку, которая будет развивать вашего малыша, что принесёт в его развитие новое и познавательное, что будет развивать его как творческую личность.
- Если игрушка приносит эмоциональный комфорт ребенку, то она тоже несёт развивающее начало. Дети разные! Нельзя забывать о детях с ОВЗ.
- Игрушка должна соответствовать возрастным особенностям ребенка.
- Играйте с ребёнком! Это благотворно скажется на его развитии!
Игра должна помогать детям в социализации. Чтоб ребёнок играл, необходимо обогащать его игровой опыт, а для этого больше времени, уважаемые родители (законные представители), проводите со своим малышом!
Литература:
- Мунина О. В. Современная детская игрушка как феномен социализации в демографическом контексте /автореферат магистерской работы/. — Саратов, 2018.
- Попова С. С. Игрушка в жизни ребёнка./С. С. Попова. — Текст непосредственный//Вопросы дошкольной педагогики.- 2016. — № 3(6). — с.96–98 — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1326