В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы создания эффективного правового регулирования экологической безопасности в Российской Федерации. В результате появления экологических проблем, таких как: загрязнение воздуха, почв и вод; уничтожение заповедных зон и незаконная охота; уничтожение видов растений и животных; сокращение лесов, загрязнение недр — требуется совершенствование механизма правового регулирования для решения указанных проблем.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], экологическая безопасность — это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Для обеспечения существования жизни на Земле в единстве с окружающей средой необходимо создание экологической безопасности, которая будет базироваться на совокупности национальных и международных правовых актов.
Вопросы экологической безопасности в России регламентируется различными отраслями действующего законодательства, например, Конституцией Российской Федерации, уголовным, административным, гражданским кодексами и иными нормативно-правовыми актами, а также международными соглашениями и конвенциями, которые были ратифицированы Российской Федерацией. Конституция РФ закрепляет право гражданина и человека на благоприятную окружающую среду. Основным правовым актом в области экологической безопасности является федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1], также существуют и иные нормативно-правовые акты, которые решают отдельные вопросы в этой сфере,
такие как: ФЗ «О радиационной безопасности населения» [2], ФЗ «Об уничтожении химического оружия» [3], ФЗ «Об отходах производства и потребления» [4] и другие. Стоит отметить, что многие нормы действующего законодательства в какой-то степени некорректны, то есть часть нормативно-правовых норм устарела и не соответствует тем условиям, которые в настоящее время приобретают транснациональный характер. Нужно отметить, что правовое регулирование обеспечения экологической безопасности в России осуществляется не только на федеральном уровне, но и на региональном с помощью нормативно-правовых актов субъектов РФ, в которых каждый субъект РФ может учитывать природные социально-экономические и иные особенности региона.
В научной литературе уделяется внимание проблеме экологической безопасности, так К. К. Даваева рассматривает обеспечение экологической безопасности в контексте национальной безопасности Российской Федерации. [8] Д. С. Боклан исследует экологическую безопасность в контексте с другими видами безопасности, такими как терроризм и приходит к выводу, что эффективным средством обеспечения глобальной экологической безопасности принятие и применение международно-правовых норм. [7] П. Р. Аббасов в качестве действенного инструмента обеспечения экологической безопасности рассматривает формирование эколого-правовой культуры. [5; 6]
Законодательные акты предусматривают меры организационно-правового обеспечения охраны окружающей среды и природопользования, включая в себя систему государственных органов общего управления — Президент РФ, Правительство РФ, администрация субъектов РФ и органы местного самоуправления; государственных органов комплексного управления, например, Министерство природных ресурсов РФ, которое включает в себя Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство водных ресурсов и др.; Федеральная служба безопасности РФ и иные специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Изучив законодательные акты РФ, которые регулируют вопросы обеспечения экологической безопасности, можно сделать вывод, что нет единого нормативно-правового акта, который включал бы все нормы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности. Требуется принятие специального федерального закона «Об экологической безопасности в Российской Федерации», в котором будет дано более точное определение понятия «экологическая безопасность»; определены принципы, цели и задачи экологической безопасности; разграничение полномочий государственных органов в указанной области; прописаны права, обязанности, а также ответственность за нарушение субъектов, которые задействованы в обеспечении экологической безопасности и населения РФ; определены средства, методы и средства реализации обеспечения экологической безопасности, а также требования экологической безопасности, которые обеспечивают охрану водных и лесных объектов, атмосферы и иных областей; закреплены особенности государственного надзора в данной области; установлен порядок организации систематического проведения экологического мониторинга, а также указаны нормативные параметры и требования показателей по загрязнению окружающей среды на предприятиях.
Литература:
- Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ // Российская газета, -2002, -12 января;
- О радиационной безопасности населения. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ // Российская газета, — 1996, — 17 января;
- Об уничтожении химического оружия. Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ // Российская газета, — 1996, — 7 мая;
- Об отходах производства и потребления. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета, — 1998, — 30 июня;
- Аббасов П. Р. Формирование эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов как инструмент экологической безопасности региона // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2017. № 1. С. 250–253.
- Аббасов П. Р., Литвак Р. А. Проблема формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов в аспекте профессиональной социализации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12–2. С. 33–36.
- Боклан Д. С. Глобальная и региональная экологическая безопасность (международно-правовой аспект) // Государство и право. 2009. № 8. С. 39–45.
- Даваева К. К. Правовое обеспечение экологической безопасности региона в контексте национальной безопасности Российской Федерации Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2005. Т. 2. № 2. С. 116–120.