Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.09.2021

Статья просмотрена: 709 раз

Библиографическое описание:

Низамова, З. Х. Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников / З. Х. Низамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84282/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Ключевые слова: учебная деятельность, самоконтроль, младший школьник, саморегуляция, универсальные учебные действия.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст характеризуется формированием произвольности психических функций, возникновением рефлексии. Именно в учебной деятельности действия начинают соотноситься с внутренним планом, появляется самоконтроль. Самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление. Самоконтроль позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

В российской педагогической энциклопедии самоконтроль рассматривается через сознательную регуляцию человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми нормами.

В своей статье И. В. Тухман под самоконтролем понимает компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной [2].

Становясь субъектом учебной деятельности, младший школьник обнаруживает потенциальные возможности; овладевает действиями контроля и оценки без вмешательства сверстников, учителя. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения [1].

По мнению А. Г. Асмолова именно в младшем школьном возрасте развивается волевая регуляция своего поведения, которая способствует оцениванию поступков, самостоятельному целеполаганию, настойчивости в достижении целей и выполнении действий [3].

Настоящее исследование направлено на изучение саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование осуществлялось на учащихся второго класса МБОУ «Гимназия № 4" ЕМР РТ. В исследовании приняли участие 20 школьников. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: «Выкладывание узора по образцу», методика диагностики формирования саморегуляции в интеллектуальной (учебной) деятельности (У. В. Ульенкова).

Результаты, полученные по методике «Выкладывания узора по образцу» показало, что с заданием справились 85 % детей, и лишь 15 % не достигли поставленной цели. В связи с этим можем предположить, что у большей части детей проявились аналитико-синтетические умения постижения сущности задания, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею. Во время выполнения задания практически у всех младших школьников отмечалось наличие внешней речи, и наряду с тем умение решать задачи в уме.

Проведенное исследование самоконтроля по методике У. В. Ульенковой позволило определить уровень сформированности самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности младшего школьника. Результаты изучения формирования самоконтроля в процессе принятия задания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности формирования самоконтроля в процессе принятия задания

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

2

14,28

2

4

28,57

3

6

42,85

4

2

14,28

5

0

0

В результате обследования детей были получены следующие данные: только 42,85 % детей проявляют достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, они достаточно полно принимают предлагаемое задание, выполнение которого можно оценить на «4». Низкий уровень сформированности самоконтроля у младших школьников в момент принятия задания проявился у такого же числа испытуемых 14,28 %.

Отмеченные результаты показывает, что младшие школьники данной выборки достаточно легко ориентируются в правилах предлагаемых заданий.

Продолжая исследование сформированности самоконтроля в процессе учебной деятельности после принятия задания, мы изучили процесс, который связан с планированием действий для решения задания, так результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности формирования самоконтроля в ходе предварительного планирования

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

4

28,57

2

4

28,57

3

5

35,71

4

1

7,14

5

0

0

Из таблицы видим, 57,14 % младших школьников данной выборки характерно проявление высоких уровней (I и II) сформированности самоконтроля в ходе предварительного построения задач для решения поставленной задачи. Эта часть младших школьников достаточно четко, в начале решения задачи, планирует все свои действия, что ярко выражается во всех их действиях, собранности, сконцентрированности на задании. Также было обнаружено, что только у 7,14 % младших школьников, явно выражены сложности в планировании своих действий при решении задачи, они с трудом определяют, какими средствами может быть решена задача, у них появляются сложности в самоорганизации. Следовательно, больше половины младших школьников, обучающихся в общеобразовательном классе проявляют такую сформированность самоконтроля, который позволяет правильно спланировать свои действия в процессе учебной деятельности.

Более сложные проявления самоконтроля проявляются в процессе самой учебной деятельности, при этом степень сформированности представлена в таблице 3.

Таблица 3

Особенности формирования самоконтроля в ходе выполнения задания

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

2

14,29

2

7

50

3

4

27,57

4

1

7,14

5

0

0

Изучение результатов позволяет говорить о том, что очень высокий уровень сформированности самоконтроля в период выполнения учебных заданий выявлен у 14,29 % младших школьников. Для 50 % младших школьников характерен самоконтроль второго уровня сформированности, они достаточно хорошо выполняют учебные задания, проявляю высокие волевые усилия при столкновении с трудностями. Для них характерна стабильность в действиях, концентрированность на задании.

В ходе исследования было обнаружено, что 27,57 % испытуемых к концу занятия могут терять интерес к заданиям, начинают совершать ошибки не только из-за невнимательности, но больше из-за того, что не могут сохранить инструкцию в полном объеме. Саморегуляция очень слабая у этих детей, и может быть оценена только на «три».

Таким образом, можем говорить о том, что младшие школьники отличается развитым самоконтролем, они испытывают постоянный интерес к заданию, постоянно вспоминая про инструкцию, также качество выполнения задания остается на высоком уровне, дети если и совершают ошибки, то очень редко.

При изучении особенностей самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности, были получены следующие результаты (таблица 4).

Таблица 4

Особенности формирования самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

3

21,43

2

5

35,71

3

4

28,57

4

2

14,29

5

0

0

Так видим, что 21,43 % испытуемых, могут оценить результат своей деятельности, замечают свои ошибки, иногда способны на их исправление, ну или, по крайней мере, соглашаются с замечаниями по выполнению задания. 35,71 % младших школьников контрольной группы способны выполнить задание до конца, но не всегда замечают свои ошибки, и тем более не всегда готовы их устранять.

Большой процент младших школьников, а именно 28,57 % испытуемых с трудом доводят начатое до конца, теряя суть инструкции в самом начале занятия, и совершая соответственно большое число ошибок. Для них характерен средний уровень развития самоконтроля. Для 14,29 % младших школьников характерен слабый самоконтроль в период оценки результатов своей деятельности, при этом выполняя задание, они совершают многочисленные ошибки, которые не замечают и соответственно не способны исправить.

Проведенное изучение самоконтроля в группе младших школьников показали достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, причем на всех этапах учебного процесса, начиная планированием и заканчивая оценкой результатов своей деятельности.

Литература:

  1. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. — Киев: Издательство: «Киев», 1979. — 279 с.
  2. Тухман, И. В. Создание педагогом-психологом условий для развития у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности / И. В. Тухман // Педагогическое обозрение.- 2003.- № 5.- С. 32–46.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, школьник, самоконтроль, высокий уровень, задание, особенность формирования самоконтроля, уровень развития действий самоконтроля, действие, младший школьник, таблица.


Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей. Показана взаимосвязь требований современного ФГОС с развитием спосо...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Самооценка младших школьников

В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей. Показана взаимосвязь требований современного ФГОС с развитием спосо...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Самооценка младших школьников

В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Задать вопрос