В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.
Ключевые слова: учебная деятельность, самоконтроль, младший школьник, саморегуляция, универсальные учебные действия.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст характеризуется формированием произвольности психических функций, возникновением рефлексии. Именно в учебной деятельности действия начинают соотноситься с внутренним планом, появляется самоконтроль. Самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление. Самоконтроль позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.
В российской педагогической энциклопедии самоконтроль рассматривается через сознательную регуляцию человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми нормами.
В своей статье И. В. Тухман под самоконтролем понимает компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной [2].
Становясь субъектом учебной деятельности, младший школьник обнаруживает потенциальные возможности; овладевает действиями контроля и оценки без вмешательства сверстников, учителя. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения [1].
По мнению А. Г. Асмолова именно в младшем школьном возрасте развивается волевая регуляция своего поведения, которая способствует оцениванию поступков, самостоятельному целеполаганию, настойчивости в достижении целей и выполнении действий [3].
Настоящее исследование направлено на изучение саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование осуществлялось на учащихся второго класса МБОУ «Гимназия № 4" ЕМР РТ. В исследовании приняли участие 20 школьников. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: «Выкладывание узора по образцу», методика диагностики формирования саморегуляции в интеллектуальной (учебной) деятельности (У. В. Ульенкова).
Результаты, полученные по методике «Выкладывания узора по образцу» показало, что с заданием справились 85 % детей, и лишь 15 % не достигли поставленной цели. В связи с этим можем предположить, что у большей части детей проявились аналитико-синтетические умения постижения сущности задания, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею. Во время выполнения задания практически у всех младших школьников отмечалось наличие внешней речи, и наряду с тем умение решать задачи в уме.
Проведенное исследование самоконтроля по методике У. В. Ульенковой позволило определить уровень сформированности самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности младшего школьника. Результаты изучения формирования самоконтроля в процессе принятия задания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности формирования самоконтроля в процессе принятия задания
Уровни развития действий самоконтроля |
абс. |
% |
1 |
2 |
14,28 |
2 |
4 |
28,57 |
3 |
6 |
42,85 |
4 |
2 |
14,28 |
5 |
0 |
0 |
В результате обследования детей были получены следующие данные: только 42,85 % детей проявляют достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, они достаточно полно принимают предлагаемое задание, выполнение которого можно оценить на «4». Низкий уровень сформированности самоконтроля у младших школьников в момент принятия задания проявился у такого же числа испытуемых 14,28 %.
Отмеченные результаты показывает, что младшие школьники данной выборки достаточно легко ориентируются в правилах предлагаемых заданий.
Продолжая исследование сформированности самоконтроля в процессе учебной деятельности после принятия задания, мы изучили процесс, который связан с планированием действий для решения задания, так результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Особенности формирования самоконтроля в ходе предварительного планирования
Уровни развития действий самоконтроля |
абс. |
% |
1 |
4 |
28,57 |
2 |
4 |
28,57 |
3 |
5 |
35,71 |
4 |
1 |
7,14 |
5 |
0 |
0 |
Из таблицы видим, 57,14 % младших школьников данной выборки характерно проявление высоких уровней (I и II) сформированности самоконтроля в ходе предварительного построения задач для решения поставленной задачи. Эта часть младших школьников достаточно четко, в начале решения задачи, планирует все свои действия, что ярко выражается во всех их действиях, собранности, сконцентрированности на задании. Также было обнаружено, что только у 7,14 % младших школьников, явно выражены сложности в планировании своих действий при решении задачи, они с трудом определяют, какими средствами может быть решена задача, у них появляются сложности в самоорганизации. Следовательно, больше половины младших школьников, обучающихся в общеобразовательном классе проявляют такую сформированность самоконтроля, который позволяет правильно спланировать свои действия в процессе учебной деятельности.
Более сложные проявления самоконтроля проявляются в процессе самой учебной деятельности, при этом степень сформированности представлена в таблице 3.
Таблица 3
Особенности формирования самоконтроля в ходе выполнения задания
Уровни развития действий самоконтроля |
абс. |
% |
1 |
2 |
14,29 |
2 |
7 |
50 |
3 |
4 |
27,57 |
4 |
1 |
7,14 |
5 |
0 |
0 |
Изучение результатов позволяет говорить о том, что очень высокий уровень сформированности самоконтроля в период выполнения учебных заданий выявлен у 14,29 % младших школьников. Для 50 % младших школьников характерен самоконтроль второго уровня сформированности, они достаточно хорошо выполняют учебные задания, проявляю высокие волевые усилия при столкновении с трудностями. Для них характерна стабильность в действиях, концентрированность на задании.
В ходе исследования было обнаружено, что 27,57 % испытуемых к концу занятия могут терять интерес к заданиям, начинают совершать ошибки не только из-за невнимательности, но больше из-за того, что не могут сохранить инструкцию в полном объеме. Саморегуляция очень слабая у этих детей, и может быть оценена только на «три».
Таким образом, можем говорить о том, что младшие школьники отличается развитым самоконтролем, они испытывают постоянный интерес к заданию, постоянно вспоминая про инструкцию, также качество выполнения задания остается на высоком уровне, дети если и совершают ошибки, то очень редко.
При изучении особенностей самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности, были получены следующие результаты (таблица 4).
Таблица 4
Особенности формирования самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности
Уровни развития действий самоконтроля |
абс. |
% |
1 |
3 |
21,43 |
2 |
5 |
35,71 |
3 |
4 |
28,57 |
4 |
2 |
14,29 |
5 |
0 |
0 |
Так видим, что 21,43 % испытуемых, могут оценить результат своей деятельности, замечают свои ошибки, иногда способны на их исправление, ну или, по крайней мере, соглашаются с замечаниями по выполнению задания. 35,71 % младших школьников контрольной группы способны выполнить задание до конца, но не всегда замечают свои ошибки, и тем более не всегда готовы их устранять.
Большой процент младших школьников, а именно 28,57 % испытуемых с трудом доводят начатое до конца, теряя суть инструкции в самом начале занятия, и совершая соответственно большое число ошибок. Для них характерен средний уровень развития самоконтроля. Для 14,29 % младших школьников характерен слабый самоконтроль в период оценки результатов своей деятельности, при этом выполняя задание, они совершают многочисленные ошибки, которые не замечают и соответственно не способны исправить.
Проведенное изучение самоконтроля в группе младших школьников показали достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, причем на всех этапах учебного процесса, начиная планированием и заканчивая оценкой результатов своей деятельности.
Литература:
- Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. — Киев: Издательство: «Киев», 1979. — 279 с.
- Тухман, И. В. Создание педагогом-психологом условий для развития у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности / И. В. Тухман // Педагогическое обозрение.- 2003.- № 5.- С. 32–46.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.