В статье авторами была поставлена задача проанализировать административно-правовой статус религиозных организаций в Российской Федерации.
Ключевые слова: свобода совести, религиозная организация, религиозное объединение.
В современном мире актуальным вопросом по-прежнему остается развитие механизмов конституционных прав граждан, а именно, права на свободу совести и вероисповедания. Важное значение приобретает административно-правовая регламентация статуса религиозных объединений.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, содержание которого находится в строгом соответствии с Конституцией России, иными российскими законами и общепризнанными принципами и нормами по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношениями государства и религиозных организаций [7].
Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства» [1]. Из этого следует правило о взаимном невмешательстве в компетентные особенности друг друга в рамках осуществляемой деятельности. Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь. Вмешательство же государства в деятельность религиозной организации допускается только в случае ее противоречия действующему законодательству.
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей [8].
Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям на основании специального документа — устава, который подлежит утверждению руководящим составом организации или централизованной организации и соответствует требованиям гражданского законодательства.
Религиозные организации подлежат регистрации, порядок которой урегулирован государством. Государственная регистрация производится федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов Федерации.
В случае если деятельность религиозной организации, ее цели противоречат законодательству России (организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и т. д.) религиозная организация может получить отказ в регистрации уполномоченными органами.
Помимо регламентации прав и условий деятельности российских религиозных организаций, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ устанавливается порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере. Надзорными органами являются органы прокуратуры.
Контроль за соблюдением устава религиозной организации осуществляют органы юстиции, зарегистрировавшие организацию.
Ликвидация религиозной организации происходит по решению ее учредителей или суда. Основания для ликвидации также отражены в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, к ним можно отнести:
– нарушение общественной безопасности;
– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России (принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей).
Нарушение законодательства о свободе совести влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством [2].
Следует обратить внимание, что реализация правового статуса религиозной организации в Российской Федерации совокупностью действия отраслевых норм права: конституционного, административного, гражданского и др. Именно этим обуславливается многогранность устанавливаемых отношений — конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.
Во внимании государства, его органов, политических партий вопрос о свободе совести и ее правовом регулировании всегда стоит очень остро, несмотря на то, что светский характер Российской Федерации исключает влияние религиозных организаций на политическую жизнь общества.
Как уже отмечалось ранее, государственный контроль и регламентация не могут распространяться на все стороны деятельности религиозных организаций, а именно исключается возможность влияния на особенности, которые непосредственно связаны с вероучением: построение религиозной организации; выстраивание модели взаимоотношений между органами низшего и высшего звена; система выстраивания внутренних управленческих установок; порядок отправления религиозного культа и другие элементы.
Ограничение исследованности административно-правового статуса на теоретическом приводит к несовершенству нормативных положений, регулирующих данную сферу общественных отношений и человеческой деятельности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования. 1 июля 2020 года.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002 — № 1 — Ст. 1
- Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право. М.: ИНФРА-М. 2016
- Кваша А. А., Капранова Ю. В., Соколов В. А. Административная ответственность: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2016
- Кикоть В. Я. Административное право России. М.: ЮНИТИ- ДАНА. 2017
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1–10.
- Иванова Л. А. Административное право. Учебное пособие. — М., Юридическая литература. 2003. — С. 119.
- Козлов Ю. М. Административное право: — М.: Юристь. 2001. — С. 264.
- Шарипова Э. А., Акбашева Д. Х. Конституционные основы религиозной толерантности в Республике Башкортостан / Проблемы реализации конституций и уставов субъектов федеративных государств: материалы Всероссийской образования Конституционного Суда РБ. Уфа: КС РБ, 2017–236 с. С. 191–198 С. 193
- Юзефович Ж. Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по российскому законодательству: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01: Москва, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:05–12/237