Целью изучения зоопсихологии является углубление знаний в общей психологии. Следствием этого является выявление предпосылок формирования сознания человека. Знания о механизмах развития психики животных стали основами для изучения многих психических заболеваний и расстройств, в том числе и в детском возрасте. В данной статье рассмотрены психологические аспекты поведения животных.
Ключевые слова: психология животных, поведение, среда, генетика, социальное поведение.
Важными аспектами психологии животных являются генетика и поведение. Действия животных прежде всего зависят от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к изучению чего-то нового определяются также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида [3]. К примеру, приматы более восприимчивы к крикам особей собственного вида и, вероятно, на генном уровне предрасположены к распознаванию значений данных всевозможных звуков. Лягушки владеют своеобразным свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не откликаются, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она скончается с голоду, но не притронется к ним. У множества животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Чуть вылупившиеся птенцы в гнездах в горах избегают приближения к краю обрыва в то время, как утята не показывают похожей осторожности.
Ключевую роль играет влияние среды на животных. Повторяющиеся сезонные изменения среды (освещенность, солнечная радиация, климат, состав кормов и пр.) вызывают повторяемость конкретных физических процессов, их качественные и количественные особенности. Эти изменения называются сезонными ритмами. У животных довольно внятно появляются дневные (циркадные) ритмы, связанные с вращением Земли и длительностью светового дня, такие, как чередование сна и бодрствования, подвижность, колебания вегетативных процессов — артериального давления, температуры тела, концентрации гормонов в крови и др. Составление совместного дневного ритма поведения животных находится в зависимости от установленного распорядка дня, в частности от кратности кормления и доения [4].
Одной из оснований, нарушающих поведение животных, считается шум от работающих в помещении устройств. При уровне шума 40...60 дБ животные, тем более лошади и коровы, показывают беспокойство, у них понижается аппетит и поедаемость кормов, сокращается время отдыха. Но к этому уровню шума они привыкают, и биологическое поведение восстанавливается. Однако, при возрастании шума до 60...70 дБ продуктивность вновь падает [1].
Меняется поведение животных при перегруппировках, резких конфигурациях питания, климата, длительности светового дня поведение животных изменяется с целью наилучшего приспособления организма к новым условиям.
В то же время частые и интенсивные вмешательства в естественный жизненный ритм животного могут вызвать неблагоприятные физиологические реакции, нарушение адаптации и стрессовое состояние.
Социальное поведение также влияет на психику животных. Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх данных минимальных контактов общественные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до абсолютной зависимости от группы. Составление сообществ у животных выделяет отдельным особям или же группе в целом конкретные адаптивные выдающиеся качества, связанные с такими факторами, как совместная оборона от хищников, совместное добывание еды, увеличение возможности выдерживать межвидовую конкуренцию, увеличение производительности размножения [3].
Генетическая база социальности имеет возможность сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. К примеру, Дж.Скотт [5], проводя детализированное сравнительное изучение волков и всевозможных пород семейных собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были на генном уровне изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом схожим. Общественное поведение посильнее выражено у волков, но в ведущих чертах оно не выделяется от соответственного поведения собак. И те, и другие являются стайными животными. И волки, и собаки докладывают о собственном местонахождении и состоянии с помощью лая и воя. И те, и другие охраняют собственную территорию и имеют обычай закапывать еду.
Как и у множества других животных, у собак и волков есть критические периоды в развитии общественного поведения, когда они готовы к формированию ведущих отношений, свойственных зрелым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были поставлены благожелательные, доверительные отношения с человеком, животное остается «диким», станет игнорировать и опасаться человека.
На основе проведенного анализа, стоит отметить, что психика животных во многом схожа с психикой человека. Работа ученых в области зоопсихологии не стоит на месте. Теоретические знания зоопсихологии необходимы для развития общей психологии, чтобы выявить предпосылки формирования сознания человека. Без вклада зоопсихологов не обойтись и в антропологии для разрешения вопроса о происхождении человека. Но данная наука полезна не только для научной деятельности. Знания рефлексов и инстинктов животных необходимы для сельского хозяйства и охотничьей деятельности. Благодаря зоопсихологии стал развиваться такой метод лечения, как анималотерапия.
Зоопсихология как наука развивается до сих пор, вкладывая всё больше теоретических знаний и опыта в научную и бытовую деятельность человека.
Литература:
- Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988. — 240 с.
- Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985. — 147 c.
- Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993. — 5 с.
- Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1993. — 20 с.
- Жак М. Волк и собака. Изучение предков помогает лучше понять потомков // Наука и жизнь. 2019. № 8. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/22664/ (дата обращения 12.08.2019).