Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Леонова, Е. А. Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками / Е. А. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84337/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рассматривается роль нестандартного оборудования в эффективности физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Ключевые слова: нетрадиционное оборудования, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольники.

The article is devoted to the influence of non-traditional equipment on the effectiveness of physical activities of preschoolers. The relevance of the topic is considered, goals and objectives are set. The classification of non-standard equipment is considered. On a specific example, the role of non-standard equipment in the effectiveness of physical culture and health improvement work with preschoolers.

Keywords: non-traditional equipment, health and fitness work, preschoolers.

Цель данной работы — определить, какое влияние на физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками оказывает нетрадиционное оборудование.

Для этого необходимо выполнить ряд задач:

  1. Обозначить актуальность научных разработок в области нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
  2. Выделить основные виды нетрадиционного оборудования
  3. Определить механизмы, которые влияют на эффективность данного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Сегодня стратегической целью дошкольного образования является забота о здоровье детей, ведь здоровый ребенок более восприимчив к воспитательным воздействиям, быстро приобретает необходимые навыки и способности, лучше адаптируется к изменениям в окружающей среде. В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями психического здоровья, патологией осанки, опорно-двигательным аппаратом, умственной и эмоциональной отсталостью, что создает предпосылки для снижения их двигательной активности. Одна из основных задач дошкольного учреждения — создание благоприятных условий для полноценного физического развития детского организма и систематического закаливания.

В условиях происходящих в обществе социально-экономических изменений, связанных с глобальной пандемией, проблема формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья подрастающего поколения становится приоритетной. [1, c. 83]

В настоящее время мы можем наблюдать стойкие тенденции ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличение распространенности врожденной патологии, снижения индекса человеческого развития и уровня физической подготовленности. Эти негативные явления во многом связаны с недостаточной двигательной активностью детей в дошкольном возрасте.

Успешному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач способствует комплексное использование традиционных (обязательных для использования в образовательном процессе) и нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию детей. Эффективность сохранения и укрепления здоровья дошкольников обеспечивается проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием различного оборудования и инвентаря. [3, c. 244]

Высокий уровень отсутствия физической активности в детстве является проблемой в большинстве развитых стран и считается прямой или косвенной причиной многих детских заболеваний. Физическая активность у маленьких детей может помочь улучшить их сердечно-метаболический профиль и здоровье костей, внести вклад в их общие моторные навыки и психосоциальное развитие и помогают защитить детей от ожирения. В соответствии с растущим беспокойством по поводу детского ожирения во всем мире, популяризация физической активности у детей раннего возраста становится все более важной для общественного здравоохранения.

После анализа работы педагогов по формированию двигательной активности был сделан вывод, что развитие и здоровье дошкольников зависит от оптимального уровня двигательной активности, так как ее недостаточность или избыточность способствует задержке роста и развития, а также снижает трудоспособность и адаптационные возможности организма.

В данных условиях можно проследить высокий потенциал нестандартного спортивного инвентаря, который обеспечит эффект новизны за счет введения новых элементов или интересной комбинации существующего оборудования, обновления и возможности обеспечения вариативности в сочетание стандартного и нестандартного оборудования. [2, c. 240]

Если говорить о конкретной реализации нетрадиционного оборудования, то в каждой группе детского сада, кроме игровой зоны, есть оборудованный спортивный уголок. Как правило, спортивные уголки имеют стандартное наполнение, состоящее из готовой продукции: шведские стенки, мячи разных размеров, гимнастические маты, обручи, скакалки, кегли, маленькие гантели, батуты, наборы для командных игр и др. Помимо описанных предметов каждая группа, как правило, имеет нестандартный спортивный инвентарь, такой как:

  1. Оборудование для обучения детей ползанию, лазанию, шаганию и прыжкам через преграды, развитию ловкости и гибкости
  2. Оборудование для развития сенсорной и мелкой моторики: Разноцветные камни, Разноцветные флажки, носовые платки, ленты, детские эспандеры;
  3. Оборудование для профилактики и коррекции плоскостопия, имеющие мягкую тканевую основу с пришитыми пуговицами, комплектующие конструктора и другие элементы для массажа стоп;
  4. Оборудование для развития ловкости, равновесия, координации движений и пространственного восприятия используется оборудование: «Твистер».

Данная классификация не является всеобъемлющей. Нестандартное оборудование может быть направлено практически на любую группу мышц. Полноценно рассмотреть каждую из этих категорий в рамках одной статьи невозможно. Поэтому остановимся подробнее на влиянии нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике плоскостопия с дошкольниками. [4, c. 197]

Оборудование по данной группе физкультурно-оздоровительных упражнений включает в себя:

  1. Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики доступны с различными поверхностями.

Использовать такие коврики рекомендуется с того момента, когда ребенок начнет делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Достаточно, чтобы дошкольник гулял по поверхности массажного коврика 5 минут в день.

  1. Обруч

Данное оборудования является стандартным. Тем не менее, использование его для профилактики плоскостопия является нестандартным. Дошкольник должен шагать через обруч. При этом он хватается за гимнастический снаряд пальцами ног.

  1. Дорожка из мочалок

Данное оборудование может быть создано самостоятельно. Оно представляет из себя длинную дорожку, состоящую из скреплённых мочалок. Задача дошкольника — пройти по данной дорожке босиком. Данное упражнение приведёт к естественному массажу стопы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что большинство структурированных физических упражнений в дошкольных учреждениях является частью физкультуры, важной части дошкольной учебной программы, которая предоставляет регулярные возможности для реализации физкультурно-оздоровительных упражнений, способствуя развитию физической формы и моторики и помогая детям развивать когнитивные, социальные и эмоциональные навыки.

Доступность оборудования в ДОУ влияет на количество и качество физической активности. Нетрадиционное оборудование может служить и как дополнительный мотиватор к физической активности. Также совместная работа по созданию данного оборудования может сплотить группу, сделать их более вовлечёнными в физическую активность.

Литература:

  1. Артышко С. В. Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культурой у детей дошкольного возраста //Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития. — 2016. — С. 83–86.
  2. Пенюта А. В., Самыличев А. С. Повышение физической подготовленности дошкольников на основе использования нестандартного оборудования на занятиях физическим воспитанием //Оптимизация учебно-тренировочного процесса. — 2017. — С. 240–247.
  3. Ременникова Ю. С., Заярнюк А. Н., Сальникова Н. П. Эффективное использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей в системе физического воспитания //European Scientific Conference. — 2020. — С. 244–247.
  4. Филина А. И., Вялова Н. В. Возможности нестандартного оборудования в развитии крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста //Неофит. — 2019. — №. 16. — С. 197.
Основные термины (генерируются автоматически): нетрадиционное оборудование, физическая активность, физкультурно-оздоровительная работа, нестандартное оборудование, двигательная активность, дошкольник, оборудование, ребенок, дошкольный возраст, нестандартный спортивный инвентарь.


Ключевые слова

дошкольники, физкультурно-оздоровительная работа, нетрадиционное оборудования

Похожие статьи

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Инновационные программные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье рассматриваются самые популярные инновационно-технологические программы в физкультурно-оздоровительной среде, их описание и содержание.

Потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности детей

В статье рассматривается потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности дошкольников. Приводятся примеры разработанных конспектов образовательных ситуаций.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Похожие статьи

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Инновационные программные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье рассматриваются самые популярные инновационно-технологические программы в физкультурно-оздоровительной среде, их описание и содержание.

Потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности детей

В статье рассматривается потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности дошкольников. Приводятся примеры разработанных конспектов образовательных ситуаций.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Задать вопрос