Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рассматривается роль нестандартного оборудования в эффективности физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Ключевые слова: нетрадиционное оборудования, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольники.
The article is devoted to the influence of non-traditional equipment on the effectiveness of physical activities of preschoolers. The relevance of the topic is considered, goals and objectives are set. The classification of non-standard equipment is considered. On a specific example, the role of non-standard equipment in the effectiveness of physical culture and health improvement work with preschoolers.
Keywords: non-traditional equipment, health and fitness work, preschoolers.
Цель данной работы — определить, какое влияние на физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками оказывает нетрадиционное оборудование.
Для этого необходимо выполнить ряд задач:
- Обозначить актуальность научных разработок в области нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
- Выделить основные виды нетрадиционного оборудования
- Определить механизмы, которые влияют на эффективность данного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Сегодня стратегической целью дошкольного образования является забота о здоровье детей, ведь здоровый ребенок более восприимчив к воспитательным воздействиям, быстро приобретает необходимые навыки и способности, лучше адаптируется к изменениям в окружающей среде. В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями психического здоровья, патологией осанки, опорно-двигательным аппаратом, умственной и эмоциональной отсталостью, что создает предпосылки для снижения их двигательной активности. Одна из основных задач дошкольного учреждения — создание благоприятных условий для полноценного физического развития детского организма и систематического закаливания.
В условиях происходящих в обществе социально-экономических изменений, связанных с глобальной пандемией, проблема формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья подрастающего поколения становится приоритетной. [1, c. 83]
В настоящее время мы можем наблюдать стойкие тенденции ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличение распространенности врожденной патологии, снижения индекса человеческого развития и уровня физической подготовленности. Эти негативные явления во многом связаны с недостаточной двигательной активностью детей в дошкольном возрасте.
Успешному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач способствует комплексное использование традиционных (обязательных для использования в образовательном процессе) и нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию детей. Эффективность сохранения и укрепления здоровья дошкольников обеспечивается проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием различного оборудования и инвентаря. [3, c. 244]
Высокий уровень отсутствия физической активности в детстве является проблемой в большинстве развитых стран и считается прямой или косвенной причиной многих детских заболеваний. Физическая активность у маленьких детей может помочь улучшить их сердечно-метаболический профиль и здоровье костей, внести вклад в их общие моторные навыки и психосоциальное развитие и помогают защитить детей от ожирения. В соответствии с растущим беспокойством по поводу детского ожирения во всем мире, популяризация физической активности у детей раннего возраста становится все более важной для общественного здравоохранения.
После анализа работы педагогов по формированию двигательной активности был сделан вывод, что развитие и здоровье дошкольников зависит от оптимального уровня двигательной активности, так как ее недостаточность или избыточность способствует задержке роста и развития, а также снижает трудоспособность и адаптационные возможности организма.
В данных условиях можно проследить высокий потенциал нестандартного спортивного инвентаря, который обеспечит эффект новизны за счет введения новых элементов или интересной комбинации существующего оборудования, обновления и возможности обеспечения вариативности в сочетание стандартного и нестандартного оборудования. [2, c. 240]
Если говорить о конкретной реализации нетрадиционного оборудования, то в каждой группе детского сада, кроме игровой зоны, есть оборудованный спортивный уголок. Как правило, спортивные уголки имеют стандартное наполнение, состоящее из готовой продукции: шведские стенки, мячи разных размеров, гимнастические маты, обручи, скакалки, кегли, маленькие гантели, батуты, наборы для командных игр и др. Помимо описанных предметов каждая группа, как правило, имеет нестандартный спортивный инвентарь, такой как:
- Оборудование для обучения детей ползанию, лазанию, шаганию и прыжкам через преграды, развитию ловкости и гибкости
- Оборудование для развития сенсорной и мелкой моторики: Разноцветные камни, Разноцветные флажки, носовые платки, ленты, детские эспандеры;
- Оборудование для профилактики и коррекции плоскостопия, имеющие мягкую тканевую основу с пришитыми пуговицами, комплектующие конструктора и другие элементы для массажа стоп;
- Оборудование для развития ловкости, равновесия, координации движений и пространственного восприятия используется оборудование: «Твистер».
Данная классификация не является всеобъемлющей. Нестандартное оборудование может быть направлено практически на любую группу мышц. Полноценно рассмотреть каждую из этих категорий в рамках одной статьи невозможно. Поэтому остановимся подробнее на влиянии нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике плоскостопия с дошкольниками. [4, c. 197]
Оборудование по данной группе физкультурно-оздоровительных упражнений включает в себя:
- Массажные коврики
Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики доступны с различными поверхностями.
Использовать такие коврики рекомендуется с того момента, когда ребенок начнет делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Достаточно, чтобы дошкольник гулял по поверхности массажного коврика 5 минут в день.
- Обруч
Данное оборудования является стандартным. Тем не менее, использование его для профилактики плоскостопия является нестандартным. Дошкольник должен шагать через обруч. При этом он хватается за гимнастический снаряд пальцами ног.
- Дорожка из мочалок
Данное оборудование может быть создано самостоятельно. Оно представляет из себя длинную дорожку, состоящую из скреплённых мочалок. Задача дошкольника — пройти по данной дорожке босиком. Данное упражнение приведёт к естественному массажу стопы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что большинство структурированных физических упражнений в дошкольных учреждениях является частью физкультуры, важной части дошкольной учебной программы, которая предоставляет регулярные возможности для реализации физкультурно-оздоровительных упражнений, способствуя развитию физической формы и моторики и помогая детям развивать когнитивные, социальные и эмоциональные навыки.
Доступность оборудования в ДОУ влияет на количество и качество физической активности. Нетрадиционное оборудование может служить и как дополнительный мотиватор к физической активности. Также совместная работа по созданию данного оборудования может сплотить группу, сделать их более вовлечёнными в физическую активность.
Литература:
- Артышко С. В. Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культурой у детей дошкольного возраста //Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития. — 2016. — С. 83–86.
- Пенюта А. В., Самыличев А. С. Повышение физической подготовленности дошкольников на основе использования нестандартного оборудования на занятиях физическим воспитанием //Оптимизация учебно-тренировочного процесса. — 2017. — С. 240–247.
- Ременникова Ю. С., Заярнюк А. Н., Сальникова Н. П. Эффективное использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей в системе физического воспитания //European Scientific Conference. — 2020. — С. 244–247.
- Филина А. И., Вялова Н. В. Возможности нестандартного оборудования в развитии крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста //Неофит. — 2019. — №. 16. — С. 197.