Перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни.
Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен чётко представлять для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать какие приёмы методы помогут достичь конечной цели-научить учащихся говорить на иностранном языке.
Предметные результаты обучения функциональной грамотности подразумевает развитие коммуникативной компетенции; говорение, аудирование, чтение и письмо. Свою статью я хочу посвятить развитию аудирования на уроках английского языка, т. к. эта компетенция чаще всего доставляет трудности как учащимся, так и учителям.
Виды аудирования.
С точки зрения современных положений методики обучения иностранным языкам выделяются коммуникативное аудирование и учебное аудирование. Выделяют также контактное (как составная часть интерактивного общения) и дистантное аудирование.
Характеристика видов аудирования.
Виды аудирования |
Умения аудирования |
Аудирование с пониманием основного содержания |
– Понимать цель общения/аудиотекста – понимать тематику/тип текста/ситуацию – определять участников общения/говорящего/ статус говорящих – понимать тему звучащего текста – понимать главную информацию от второстепенной и удерживать в памяти – выявлять наиболее значимые факты |
Аудирование с выборочным пониманием информации |
– Извлекать из речевого сообщения необходимую информацию – выделять факты и примеры в соответствии с вопросами – полно и точно понимать содержание речевого сообщения |
Аудирование с полным пониманием содержания |
– понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями и т. д. – определять отношение говорящего к предмету обсуждения – выражать свое суждение, мнение об услышанном |
Трудности аудирования
Сложность аудирования как компонента речевой компетенции делает трудоёмким процесс обучения этому виду речевой деятельности. Для эффектного обучения аудированию необходимо определить, какие субъективные и объективные трудности следует учитывать.
Субъективные трудности |
объективные трудности |
|
Мотивационно-эмоциональные |
лингвистические |
Экстралингвистические |
Операциональные |
Языковые |
Условия восприятия |
Стратегические |
Композиционно-смысловые |
Источники информации |
стилистические |
Тематические и социокультурные |
|
Для устранения данных трудностей предлагаются следующие способы:
– одним из способов повышения мотивации к аудированию является использование текста-экспозиции;
– преодоление операционных трудностей (уровень развития речевого слуха, памяти, механизма вероятностного прогнозирования и тд) через специальные упражнения;
– учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся, а также и индивидуальными особенностями обработки поступающей информации;
– использование памяток-инструкций;
Дальше предлагается план обучения аудированию:
I. Дотекстовый этап. Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
– обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания;
– догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям;
– краткое изложение основной темы преподавателем, веление в проблематику текста;
II. Этап прослушивания
1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;
2. прослушать текст и сказать какие из предложенных словосочетаний; употреблялись в нем без каких-либо изменений;
3. прослушать текст и сказать какие определения к следующим словам там встречались;
4. закончить предложения;
5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце;
III. Послетекстовой этап.
– задание на понимание прослушанного;
– задание на творческую переработку воспринятой информации;
– задание на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности;
Контроль понимания после прослушивания.
подтвердить или опровергнуть высказывание;
– подобрать иллюстрацию к тексту;
– упорядочить пункты плана;
– выполнить тест множественного выбора;
– выбрать альтернативный тест;
– выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов.
Ниже предлагается вариант упражнения на аудирование в его поэтапном практическом применении для учащихся 4–5 классов.
Дана картина с изображением сувенирной лавки. На картине изображены: покупатель, продавец и продаваемые сувениры. Убедитесь, что учащиеся знают все слова, изображенные на рисунке.
Задание 1. Дотекстовый этап
Соотнеси написанные слова с их изображением. Например: 1 a flag 2a picture и т. д. После учитель ещё раз проговаривает данные слова, учащиеся повторяют их за учителем.
Диалог
B: Excuse me!_______ is this?
A: This is a.
B And is that a ____?
A: Yes______
B How much are ______?
A: They are______pounds.
B Oh, it’s very expensive. I am_____. Good bye!
A: ________
Задание 2 Этап прослушивания
Учащиеся закрывают диалог в книге и прослушивают его полностью, рассматривая изображение сувенирной лавки и узнавая слова и фразы изученные ранее. После, учитель просит открыть диалог и прочитать его самостоятельно, предполагая варианты пропущенных слов в диалоге из варианта изображений и изученной лексики. Учитель проигрывает диалог ещё раз делая паузу после каждого пропуска, чтобы учащиеся успели написать слова.
3. Послетекстовой этап
После завершения аудирования учитель даёт возможность сравнить ответы учащихся друг с другом. Затем учитель проверяет ответы учащихся. И проговаривает каждую строчку диалога с учащимися.
Контроль понимания после прослушивания
И в завершение учащимся предлагается проиграть диалог по ролям. Регулярное использование аудирования на уроке научит учащихся слышать и узнавать иностранную речь, что осуществит их практическую направленность и их активное применение в реальной жизни.
Литература:
1. Панфилова Е. И. К развитию функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка.// Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2015.
2. Корчажкина О. М. Как подготовить учащихся к ЕГЭ по английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2010 № 3.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие, 3-е издание., Академия, 2006.