Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, Е. С. Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка / Е. С. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84341/ (дата обращения: 15.11.2024).



Перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни.

Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен чётко представлять для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать какие приёмы методы помогут достичь конечной цели-научить учащихся говорить на иностранном языке.

Предметные результаты обучения функциональной грамотности подразумевает развитие коммуникативной компетенции; говорение, аудирование, чтение и письмо. Свою статью я хочу посвятить развитию аудирования на уроках английского языка, т. к. эта компетенция чаще всего доставляет трудности как учащимся, так и учителям.

Виды аудирования.

С точки зрения современных положений методики обучения иностранным языкам выделяются коммуникативное аудирование и учебное аудирование. Выделяют также контактное (как составная часть интерактивного общения) и дистантное аудирование.

Характеристика видов аудирования.

Виды аудирования

Умения аудирования

Аудирование с пониманием основного содержания

– Понимать цель общения/аудиотекста

– понимать тематику/тип текста/ситуацию

– определять участников общения/говорящего/ статус говорящих

– понимать тему звучащего текста

– понимать главную информацию от второстепенной и удерживать в памяти

– выявлять наиболее значимые факты

Аудирование с выборочным пониманием информации

– Извлекать из речевого сообщения необходимую информацию

– выделять факты и примеры в соответствии с вопросами

– полно и точно понимать содержание речевого сообщения

Аудирование с полным пониманием содержания

– понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями и т. д.

– определять отношение говорящего к предмету обсуждения

– выражать свое суждение, мнение об услышанном

Трудности аудирования

Сложность аудирования как компонента речевой компетенции делает трудоёмким процесс обучения этому виду речевой деятельности. Для эффектного обучения аудированию необходимо определить, какие субъективные и объективные трудности следует учитывать.

Субъективные трудности

объективные трудности

Мотивационно-эмоциональные

лингвистические

Экстралингвистические

Операциональные

Языковые

Условия восприятия

Стратегические

Композиционно-смысловые

Источники информации

стилистические

Тематические и социокультурные

Для устранения данных трудностей предлагаются следующие способы:

– одним из способов повышения мотивации к аудированию является использование текста-экспозиции;

– преодоление операционных трудностей (уровень развития речевого слуха, памяти, механизма вероятностного прогнозирования и тд) через специальные упражнения;

– учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся, а также и индивидуальными особенностями обработки поступающей информации;

– использование памяток-инструкций;

Дальше предлагается план обучения аудированию:

I. Дотекстовый этап. Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

– обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания;

– догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям;

– краткое изложение основной темы преподавателем, веление в проблематику текста;

II. Этап прослушивания

1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;

2. прослушать текст и сказать какие из предложенных словосочетаний; употреблялись в нем без каких-либо изменений;

3. прослушать текст и сказать какие определения к следующим словам там встречались;

4. закончить предложения;

5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце;

III. Послетекстовой этап.

– задание на понимание прослушанного;

– задание на творческую переработку воспринятой информации;

– задание на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности;

Контроль понимания после прослушивания.

подтвердить или опровергнуть высказывание;

– подобрать иллюстрацию к тексту;

– упорядочить пункты плана;

– выполнить тест множественного выбора;

– выбрать альтернативный тест;

– выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов.

Ниже предлагается вариант упражнения на аудирование в его поэтапном практическом применении для учащихся 4–5 классов.

Дана картина с изображением сувенирной лавки. На картине изображены: покупатель, продавец и продаваемые сувениры. Убедитесь, что учащиеся знают все слова, изображенные на рисунке.

Задание 1. Дотекстовый этап

Соотнеси написанные слова с их изображением. Например: 1 a flag 2a picture и т. д. После учитель ещё раз проговаривает данные слова, учащиеся повторяют их за учителем.

Диалог

B: Excuse me!_______ is this?

A: This is a.

B And is that a ____?

A: Yes______

B How much are ______?

A: They are______pounds.

B Oh, it’s very expensive. I am_____. Good bye!

A: ________

Задание 2 Этап прослушивания

Учащиеся закрывают диалог в книге и прослушивают его полностью, рассматривая изображение сувенирной лавки и узнавая слова и фразы изученные ранее. После, учитель просит открыть диалог и прочитать его самостоятельно, предполагая варианты пропущенных слов в диалоге из варианта изображений и изученной лексики. Учитель проигрывает диалог ещё раз делая паузу после каждого пропуска, чтобы учащиеся успели написать слова.

3. Послетекстовой этап

После завершения аудирования учитель даёт возможность сравнить ответы учащихся друг с другом. Затем учитель проверяет ответы учащихся. И проговаривает каждую строчку диалога с учащимися.

Контроль понимания после прослушивания

И в завершение учащимся предлагается проиграть диалог по ролям. Регулярное использование аудирования на уроке научит учащихся слышать и узнавать иностранную речь, что осуществит их практическую направленность и их активное применение в реальной жизни.

Литература:

1. Панфилова Е. И. К развитию функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка.// Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2015.

2. Корчажкина О. М. Как подготовить учащихся к ЕГЭ по английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2010 № 3.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие, 3-е издание., Академия, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): аудирование, учитель, учащийся, слово, практическая направленность, Этап прослушивания, функциональная грамотность, текст, сувенирная лавка, речевое сообщение, реальная жизнь, III, ответ учащихся, контроль понимания, иностранный язык, задание, диалог, вид аудирования, английский язык.


Похожие статьи

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Креативная рабочая деятельность преподавателя английского языка как основа реализации иноязычного образования

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Похожие статьи

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Креативная рабочая деятельность преподавателя английского языка как основа реализации иноязычного образования

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Задать вопрос