Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Власова, Т. И. Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы) / Т. И. Власова, Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84342/ (дата обращения: 20.12.2024).



На современном этапе развития общества острой становится проблема увеличения количества детей с различными отклонениями в личностном развитии и поведении. Это прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, цинизм, агрессивность. Особенно остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте. Учителя в школе отмечают, что наказание или выговор не способствует перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Известно, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, отсутствием элементарных навыков общения, что проявляется в соответствующем поведении [1, 5].

Проблема агрессивного поведения является предметом большого числа психологических работ (Г. М. Андреева, В. В. Знаков, К. Лоренц, Д. И. Фельдштейн, З. Фрейд, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.). В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Но, тем не менее, учитывается и возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка (М. И. Буянов, А. И. Захаров).

Успешное решение задач коррекции агрессивного поведения подростков, предотвращения развития у них агрессивности возможно, если педагог знает их личностные особенности, имеет адекватное представление об отношении каждого ученика к способам решения конфликтов.

Чтобы выяснить, как сказываются на понимании таких ситуаций агрессивные черты характера подростка и его нравственные нормы отношения к насилию, было проведено экспериментальное исследование. Мы предполагаем, что биологические основы агрессии не могут иметь ведущее значение, по сравнению с ролью общественных условий и, прежде всего воспитания. Поэтому обучение неагрессивному поведению подростков 12–13 лет может привести к положительному результату.

Результаты исследования говорят о том, что специфика проявления форм агрессивности в значительной степени определяется ценностно-нормативной сферой личности агрессивного подростка. Мы пришли к выводу, что главные причины, побуждающие подростка принимать участие в драках, следует искать в правилах поведения, принятых в референтных для него группах сверстников, в традициях дворовых и уличных компаний. В качестве причин драк назывались также скука, незнание, куда себя деть, алкогольное опьянение, принадлежность к враждующим группировкам.

В беседах с ребятами не довелось услышать о примерах положительного воспитательного воздействия на них взрослых, сдерживающего развитие агрессивных наклонностей. Напротив, подростки рассказывали о случаях такого обращения с ними работников милиции и учителей, которое вызывало у них только раздражение и озлобленность — таково их субъективное, в отдельных случаях неадекватное восприятие окружающей действительности. Неудивительно, что поведение агрессивных подростков с таким трудом поддается педагогической коррекции: ведь от взрослых они слышат одно, а в жизни, в близкой им подростковой среде видят совсем другое. Поэтому агрессивность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но и внешней средой.

Полученные данные, свидетельствующие о том, что ядром агрессивности подростка 12–13 лет, приведшей к нравственной деформации личности, в основном являются недостатки воспитания, педагогическая запущенность и в меньшей степени биологические свойства.

Мы считаем, что в дальнейшем анализ причин агрессивного поведения потребует тщательного изучения, во-первых, устойчивых особенностей нервной системы, темперамента и характера подростка, способствующих возникновению психологической предрасположенности к агрессивности; во-вторых, социального окружения подростка, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на формирование ценностно-нормативной сферы его личности.

С помощью тренинга по общению мы убедились, что педагогическую коррекцию поведения агрессивных подростков не следует осуществлять путем ужесточения карательных мер, так как они озлобляют ребят и способствуют увеличению их агрессивности. Воспрепятствовать этому, разрушить стереотипы антиобщественного поведения подростка, сформировать соответствующую нормам нашего общества направленность его личности можно только гуманными методами воспитания и улучшения условий жизни.

Результаты исследования подвели нас к выводу, что сложное переплетение биологических, социальных и психологических факторов в происхождении агрессивности подростков предполагает необходимость комплексной борьбы с ними. Включает как средства микросоциальной терапии и психокоррекции, а также различные виды медико-педагогического и психологического воздействия.

Динамика обучения позитивному общения показала, что разработанная нами система социально-педагогической профилактики агрессивности у подростков является эффективной. Целенаправленная работа по изучению личностных особенностей подростков, их психологическую готовность к проявлению агрессивности положительно повлияла на развитие системы профилактической работы в этом направлении.

Результаты исследования показали эффективность использованной нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

В результате проведенной работы разработали рекомендации:

  1. Использовать групповую психокоррекционную работу, позволяющую достигнуть не только улучшения самочувствия, но и дать толчок к личностному развитию подростков.
  2. Подсобное значение в коррекции агрессивности подростков лет имеют симптоматические методы, такие, как аутогенная тренировка, различные виды внушения и релаксации, практически не меняющие личностного профиля учащихся, но оказывающие существенную пользу в плане снятия явлений страха, тревожности, сниженного настроения и работоспособности.
  3. Психологическую коррекцию агрессивных учащихся надо строить поэтапно, не противопоставляя индивидуальной работы — групповой.

Литература:

  1. Агрессия как доминанта поведения современных подростков [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/aghriessiia-kak-dominanta-poviedieniia-sovriemienn.html (дата доступа 30.09.2021)
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997.— 376 с.
  3. Знаков, В. В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии, 1990.- № 1. С.20- 34.
  4. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»).- М.: «Прогресс», 1994.-272с. — (Б-ка зарубежной психологии)
  5. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. — Серия «Мир медицины». СПб.: Издательство «Лань»; Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, агрессивность, подросток.


Задать вопрос