Как показали многолетние исследования, одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разные нарушения устной и письменной речи.
В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологами АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 33 % учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку и с каждым годом это число увеличивается.
Однозначно, школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднение в обучении, в основном, вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики [2, c.3]. Выделяют две основные причины, которые ведут к такой несформированности (см. Рис.1).
Рис. 1. Факторы, обусловливающие трудности овладения грамотой
Факторами первой причины (см. Рис.1), приводящими к отставанию в формировании психики детей могут быть:
- условия социальной среды в которой растёт ребёнок;
- специфика развития мозга ребёнка.
Неравномерное созревание мозговых зон оказывает влияние на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих те или иные психические функции, это обусловлено возрастными особенностями осуществления психической деятельности младших школьников.
В начальной школе, учитель обязан учитывать возрастные особенности школьников, подбирать соответствующие возрастным особенностям методы, средства, формы и принципы обучения русскому языку. В данный предмет входит грамота и правописание, которые вызывают трудность у младшего школьника, ведущей деятельностью которого была лишь игровая, до прихода в школу.
Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. выделяют три принципа русского правописания (см. Рис.2), которые являются основными: фонетический, морфологический и традиционный [2].
Рис. 2. Основные принципы русского правописания по Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф.
В процессе анализа общей работы над проблемами школьного обучения, выделяют нарушение письма. Иначе, нарушение письма — это дисграфия. Она занимает значительное место среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.
Существует ошибочное мнение, что дисграфические ошибки являются нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи [3].
Анализ ошибок письма дисграфиков в процессе длительного времени практической работы учёных в этой области показал, что эти ошибки появляются главным образом за счет того, что у обучающихся недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Такой школьник не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.
Данная проблема зачастую влечёт за собой школьную неуспеваемость. Однако, в процессе обучения, для решения данной проблемы следует использовать различные эффективные методические приёмы, средства обучения. Ниже приведены некоторые из них:
- Игровые упражнения (см. Рис.3)
Такие упражнения помогут наиболее успешно овладеть грамотой, возможно подобрать их в соответствии со степенью усложнения школьных тем-от буквы до чтения и письма).
Рис. 3. Упражнения для предупреждения дисграфии
Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.
Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху [4].
- Изографы (см. Рис.4)
Изографами называются картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдельно напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей обучающегося составление слова из найденных в изографе букв.
Существует определённый порядок работы с изографом.
- Рассмотри изограф, найди все буквы «спрятанные» в нём;
- Посмотри ещё раз на изограф, какой предмет он напоминает?
- Составь слово из букв, которые ты нашёл в нём.
- Напиши или выложи из букв разрезной азбуки это слово.
- Произнеси в слух слово, «спрятанное» в изографе. Назови из каких звуков состоит слово, а из каких букв?
- Посчитай, сколько звуков и букв в этом слове.
Рис. 4. Изограф 1
Работа с изографом позволяет ребёнку совершенствовать письменные и логические навыки. В обучении, изографы можно использовать и на других уроках в начальной школе, таких как чтение, математика и даже окружающий мир. Через использование таких рисунков, дети будут понимать, что все учебные предметы между собой взаимосвязаны.
Практика показала, что работа обучающегося с изографами вызывает интерес к поиску букв. Использовать изографы советуют именно в тот период обучения, когда освоено слоговое чтение и письмо печатными буквами. Именно изограф помогает освоить ученикам основные принципы письма естественным путём, не заучивая на начальных этапах обучения правил.
В процессе собственной практической деятельности (стартовая площадка: МАОУ «Лобановская средняя школа») мы провели 10 занятий с 2 группами учеников 1 классов, имеющих дисграфию.
1 группа — экспериментальная. При работе с обучающимися данной группы использовались игровые упражнения и изографы.
2 группа — контрольная.
На первом этапе разрабатывались и адаптировались, подбирались игровые упражнения и изографы для экспериментальной группы. Обе группы обучались по общей программе для дисграфиков. Проводилась контрольная работа по выявлению дисграфических ошибок.
На втором этапе работы проводились занятия и применялись подобранные методы обучения.
На третьем этапе проводилась повторная контрольная работа с выявлением дисграфических ошибок — другой вариант работы, данной на 1 этапе. Ниже представлены результаты проведённой работы.
Рис. 5. Результаты работ экспериментальной группы и контрольной
В экспериментальной группе справилось -9 человек из 10, а в контрольной группе 5 человек из 10.
Следовательно, упражнения и Изографы являются эффективными методами обучения при дисграфии у младших школьников. Методы, описанные выше (игровые упражнения и изографы) помогают исправить нарушение письменной речи.
Отметим, что материал, представленный рисунками, не является единственным раздаточным материалом во время занятий, но позволяет значительно облегчить работу, как специалисту, так и детям и сделает логопедические занятия занимательными, интересными. Кроме того, повышает интерес обучающихся начальных классов к тому, что даётся им с огромным трудом, а зачастую и с большой неохотой.
Литература:
- Бекшиева З. И. Б42 Коррекция письменной речи у школьников / 3. Бекшиева. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 318 с. — (Сердце отдаю детям).
- Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. Изографы. Пособия для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Севастополь. Ставропольсервисшкола, 1998.-142.
- Кузнецова Л. С. Ефименкова Л. Н. Е91 Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.— ISBN 5–09–001272–5.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. «Чтение и письмо» обучение, развитие и исправление недостатков «Дельта» СПб, «Аквариум» Москва 1996 г. Сборник упражнений.