В статье разработано улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС на основе принципов интегрированной логистики.
Ключевые слова: нефтепродукты, перевозка, АЗС, информационная система.
В логистике автомобильного транспорта все более широкое распространение получают информационные технологии. Развитие современной вычислительной техники определяет наиболее перспективный метод совершенствования системы доставки нефтепродуктов на АЗС. Применение математического и имитационного моделирования позволяет исследовать эффективность работы системы доставки в зависимости от различных характеристик.
Базовая логистическая информационная система предприятия включает:
А) Бухгалтерский учет — Программа «1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0».
Б) Учет рабочего времени сотрудников и расчет заработанной платы — Программный продукт «1С:Зарплата и управление персоналом 8».
В) Аналитический учет (продажи, логистические затраты) — Программа «1С: TMS Логистика. Управление перевозками».
Г) Оценка показателей эффективности процессов рассчитывается в Microsoft Office Excel.
Д) Дополнительные программные продукты — Программный комплекс MapXPlus.
Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами в системе перевозки нефтепродуктов на АЗС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема информационных потоков между логистической системой и его контрагентами
Рассмотрим укрупненно процесс заказа транспорта в автоколонне (рис. 2).
Рис. 2. Материальный и информационный поток при заказе транспорта в автоколонне
На рисунке показаны следующие этапы:
- Служба транспортной логистики отправляет заказ на транспорт диспетчеру эксплуатационной службы АТП.
- Диспетчер эксплуатационной службы АТП подтверждает заявку, направляя смету за перевозку службе транспортной логистики.
- Служба транспортной логистики подтверждение смету.
- Диспетчер эксплуатационной службы АТП отправляет заказ на транспорт в автоколонну.
- Автоколонна предоставляет транспорт службе транспортной логистики нефтебазы с оригиналами ТТН и путевого листа.
На схеме заказа транспорта в автоколонне нет взаимодействия подразделений в единой информационной базе. Служба транспортной логистики не участвует в процессе согласования транспорта с автоколонной. У службы транспортной логистики есть необходимость получать информацию от автоколонны при осуществлении следующих операций:
– планирование налива нефтепродуктов при подаче транспорта;
– подготовке мест для транспорта.
Необходимо включить службу транспортной логистики в процесс формирования заявки между диспетчером АТП и автоколонной. Пример интеграции службы транспортной логистики в процесс заказа транспорта в автоколонне показан на рис. 3.
Рис. 3. Интеграция службы транспортной логистики в процесс заказа транспорта в автоколонне
Реализация процесса, показанного на рис. 3, может производиться разными путями. Наименее затратным методом реализации процесса является модернизация уже существующей информационной системы.
Модернизация может заключаться в следующем:
- В информационной системе службой транспортной логистики создается электронный документ — заказ транспорта.
Далее сформированный заказ отображается в отчете, который формируется диспетчером эксплуатационной службы АТП. При необходимости диспетчер вносит сведения по заказу и со своими реквизитами проводит документ в информационной системе.
Диспетчер по электронной почте оформляет заказ транспорта в автоколонну, данный заказ отображается в информационной системе.
- При входе в информационную систему диспетчера-логиста службы транспортной логистики подготовленный к подаче транспорт отображается в отчете.
Получив информацию о подаче транспорта, оператор по наливу/сливу нефтепродуктов готовит места для стоянки транспорта и планирует налив/слив при подаче транспорта.
После подачи транспорта диспетчер-логист службы транспортной логистики ставит отметку о выполнении заказа, которая автоматически высвечивается у диспетчера эксплуатационной службы АТП.
Вторым методом модернизации процесса является внедрение новой ИТ технологии при работе с диспетчером эксплуатационной службы АТП. При выборе программного продукта необходимо проанализировать его функции, возможность привязки к существующей информационной системе, их совместимость, и другие требования.
Для примера мы можем предложить использование программы «Контроль и учет автотранспорта».
Примерная схема процесса представлена на рис. 4.
Рис. 4. Схема работы с заказом транспорта в автоколонне на примере программы «Контроль и учет автотранспорта»
С помощью данной программы будет проще, а главное быстрее выписывать и согласовывать заказ транспорта и готовить соответствующие документы. Не придется вручную заполнять все данные, в программе уже будет сохранена вся необходимая информация. Есть все основные функции по учету и ведению отчетных документов. Возможность одновременной работы в программе с нескольких компьютеров.
В общем случае затраты формируются в результате деятельности диспетчера эксплуатационной службы АТП, он затрачивает на процесс определенное время. Также внутри логистической системы для планирования налива нефтепродуктов при подаче транспорта и подготовки мест для транспорта выделяются сотрудники нефтебазы, которые выполняют логистические операции по размещению транспорта и наливным работам. Так как основные улучшения в процессе заказа транспорта касаются деятельности сотрудников нефтебазы, необходимо оценить время, затрачиваемое на выполнение логистических операций в рамках модернизируемого процесса до внедрения в процесс программного продукта (Контроль и учет автотранспорта).
Определим трудоемкость процесса: в нашем случае работа выполняется одним сотрудником в течение 1 часа, таким образом, трудоемкость Т пр =1 чел/час.
По полученным данным можно выйти на приблизительную стоимость выполнения данного процесса.
С пр =З с ∙𝑡∙Т пр , (1)
где: С пр — Стоимость выполнения процесса за период;
З с — Заработанная плата сотрудника;
t — доля процесса в общем рабочем времени сотрудника, %;
Т пр — трудоемкость процесса.
Для примера рассчитаем стоимость процесса подачи заказа транспорта:
З с = 20 т.руб., t = 40 %, Т пр =1 ч/час.
С пр1 = 20000 * 0,4*1= 8000 руб. в месяц.
После модернизации процесса трудоемкость снизилась до 0,35 ч/час.
Спр 2 =20000*0,4*0,35= 2800 руб. в месяц.
Таким образом, приблизительная экономия в выполнении процесса будет составлять:
Э=С пр1 -С пр2 =8000–2800= 5200 руб в месяц.
Необходимо отметить, что в расчете не учитывались многие факторы, влияющие на логистические затраты. Данный расчет показывает только влияние снижения трудоемкости на затраты, формируемые конкретным процессом.
В случае приблизительной оценки эффективности при внедрении программного продукта необходимо сравнить затраты на обслуживание программы и экономический эффект от внедрения модернизированного процесса.
Как правило, программный продукт имеет стоимость и затраты на обслуживание. Для примера возьмем стоимость годового обслуживания программы вместе с распределенной стоимостью (на пять лет) 20000 руб.
Э к =Э∙12−С прогр =5200∙12−20000=42400 руб.
где: С прогр — стоимость годового обслуживания программы «Контроль и учет автотранспорта»
Таким образом, экономия предприятия в год от внедрения модернизированного процесса заказа транспорта можно приблизительно оценить в сумму 42,4 тыс. руб.
Литература:
- Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем: Учебн. для вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. -М.: Транспорт, 1998. — 167 с.