В научной литературе существует разные точки зрения относительного того, с какого исторического момента следует отталкиваться при изучении вопроса о становлении крестьянского (фермерского) хозяйства в России.
Бобышева И. Н. говоря об исторических аспектах развития крестьянских (фермерских) хозяйств указывает, что первоначальной формой организации сельскохозяйственного производства была община [1, с. 70].
Возникновение общины, как института крестьянского самоуправления, относится к древнейшим временам российской истории. Она объединяла крестьян, давала возможность противостоять натиску землевладельцев, совместно выполнять сельскохозяйственные работы.
С начавшейся в XI-XII веках феодальной раздробленностью доминирующее значение приобрела вотчина. Вотчина являлась одним из видов феодальной поземельной собственности, передавалась по наследству, могла отчуждаться и дробиться по воле ее владельца.
Монгольским нашествием на Русь в тринадцатом веке сельское хозяйство было меньше затронуто, чем промышленность и ремесленное производство. Тем не менее, оно привело к резкому сокращению численности сельского населения.
На малоосвоенных окраинах страны, в основном на территории Поморья и Сибири проживали, так называемые, черносошные крестьяне. Они несли повинность в пользу государства, а не помещиков, и потому считались лично независимыми. В XIV веке начинается захват их земель крупными феодалами.
Рубежом закрепощения крестьянства считается 1497 год, когда Иваном III был выпущен Судебник, ставший единым законодательным кодексом для всех земель русских. Данным документом ограничивалось право перехода крестьян от одного феодала к другому.
Если в двенадцатом-тринадцатом веках основной формой ренты, взимаемой с крестьян, является продуктовая рента, с конца XV века начинает взиматься также рента денежная. Эти виды ренты иначе назывались оброком.
Судебником 1497 года также была положена основа поместной системы. Её развитие предполагало передачу больших территорий земель, занятых крестьянами, помещикам в награду за государственную, военную службу. Земля передавалась вместе с крестьянами, помещик как правило продолжал нести службу. Таким образом, в XV веке продолжается закрепощение крестьянства, усиливается его эксплуатация.
В XVI веке в Судебнике 1550 года также закреплялись ограничения на переход крестьян от одного феодала к другому. Главным элементом в сельскохозяйственном производстве становится барщина. Барщина в отличие от оброка представляла собой трудовую повинность. Крестьяне закреплялись за землями и должны были выполнять определенные работы.
В XVII веке эксплуатация крестьян продолжает усиливаться. Сопротивляясь тенденциям увеличивающегося гнета, происходит отток населения в северную часть страны, где эксплуатация крестьян была наименьшей. В XVIII веке продолжается усиление крепостничества, увеличивается размер барщины и оброка. Все это вызывает крестьянские волнения и протесты.
19 февраля 1861 года Манифестом императора Александра II крепостное право было отменено. Кузнецов А. Г. указывает, что именно с этого момента началось непосредственное становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России [2, с. 116]. На основании данного Манифеста и Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне получали личную свободу, и продолжали пользоваться той землей, которой они пользовались до отмены крепостного права. Однако собственность на данную землю оставалась за помещиками. Крестьяне могли приобрести ее только путем выкупа, а до этого считались временнообязанными и продолжали исполнять оброк или барщину.
28 декабря 1881 года император Александр III, продолжая крестьянскую реформу, начатую своим предшественником, издал Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов. В связи с изданием данного закона уже в 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла: часть из них сумела оформить выкупные сделки, другая часть лишилась земли. После ликвидации временнообязанных отношений субъектом собственности стала крепостная община. Община регламентировала их хозяйственную деятельность, запрещала переезжать. В целом совместной владение и пользование имуществом рассматривалось скорее не как общая собственность всех членов общины, а скорее, как ограничение прав каждого отдельного её члена. Таким образом, получив свободу от помещиков, крестьяне попали в зависимость от общины.
Как указывает Кирста К. С., в начале XX века в России фермерство только формировалось. Особую интенсивность этому процессу придала Столыпинская аграрная реформа [3, с. 33], которая началась в 1906 году. Её основными направлениями стали: передача наделов в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы. Таким образом, аграрная реформа брала курс на создание крепкого единоличного собственника. 14 июня 1910 года Николай II подписал закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», согласно которому за крестьянами, входившими в общину, закреплялись в личную собственность участки надельной земли.
Земельная реформа дала серьезный толчок экономике крестьянской России. К 1915 году на площади 18 миллионов десятин стали самостоятельно хозяйствовать 2 миллиона крестьян. Более 3,5 миллионов переселенцев отправилось осваивать просторы Сибири. За период земельной реформы валовой сбор зерна удвоился [1, с. 72]. Однако первая мировая война, а затем и революция не позволили завершить Столыпинскую реформу.
В первый год после революции 1917 года новым руководством России были предприняты попытки кодифицировать земельное законодательство. В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства в мае 1922 года был принят закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов», был утвержден Земельный кодекс РСФСР, вступивший в действие 1 декабря 1922 года.
Земельный кодекс РСФСР собрал воедино и кодифицировал всё действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство, расширив при этом государственное регулирование земельных отношений.
В начальный период строительства социализма в России крестьянское хозяйство является доминирующим по производству сельскохозяйственной продукции и получает право на пожизненное владение и пользование землей. Средства производства находятся в частной собственности, что является основой единоличного крестьянского двора. Правовое положение крестьянского двора определялось нормами раздела 5 «О дворе» Земельного Кодекса РСФСР 1922 года [4, с. 181–182].
В 1927 году руководством страны взят курс на коллективизацию советской деревни. Коллективизация происходит путем объединения отдельных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы. Данные коллективные хозяйства становятся основной формой сельскохозяйственного производства.
«Возникновение и существование современных крестьянских хозяйств связано с периодом коллективизации, особенностями перехода крестьянства к крупному общественному производству, необходимостью самообеспечения продуктами питания. Следовательно, исторические корни крестьянских хозяйств заложены в приусадебных участках крестьянских дворов» — указывает Лазарева О. С. [4, с. 183].
В 1961 году новой Программой Коммунистической партии Советского Союза, личные подсобные хозяйства были названы пережитком капитализма. И как следствие подлежали ликвидации. Это безусловно отрицательно сказалось на объемах производства сельскохозяйственной продукции.
Крестьянское (фермерское) хозяйство как товаропроизводящее семейно-трудовое объединение в сельском хозяйстве стало возрождаться с начала 1990-х годов.
Молчанов А. А. указывает, что само понятие крестьянское (фермерское) хозяйство впервые было введено в оборот Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [55, с. 70]. Крестьянское (фермерское) хозяйство было определено как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Таким образом, законодатель наделил крестьянское (фермерское) хозяйство статусом юридического лица.
Большое значение имел и Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374–1 «О земельной реформе». Целью реформы стали создание различных форм хозяйствования на земле, многоукладность экономики, рациональное использование и охрана земель [6, с. 114]. Закреплялось право индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной частной собственности на землю. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Кроме того, земля могла предоставляться в аренду или в пожизненное наследуемое владение, пользование.
01 января 1995 года вступила в силу часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации, в которой крестьянское (фермерское) хозяйство перестало значиться в системе юридических лиц [7].
С 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства начали оформлять свой статус по-новому, субъектом правовых отношений выступал глава хозяйства, являющийся индивидуальным предпринимателем. Таким образом, под создаваемым хозяйством стало пониматься договорное объединение граждан, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на общее имущество, регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивался статус индивидуального предпринимателя [8, с. 61].
Следующие значительные изменения в законодательстве, связанные с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, были сопряжены с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [9]. На основании данного закона Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утрачивал свою силу. С одной стороны новый закон закрепил, что крестьянские (фермерские) хозяйства действуют без образования юридического лица, с другой стороны статьей 23 этого закона было закреплено, что за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, созданными как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», сохраняется статус юридического лица на период до 01 января 2010 года. Впоследствии законодателем неоднократно вносятся поправки, связанные с продлением данного срока.
Согласно действующей редакции статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица без временных ограничений. То есть, эти крестьянские (фермерские) хозяйства могут действовать в этом статусе бессрочно.
30 декабря 2012 года Федеральным законом № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» был введен пункт 5 статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя [10].
Кроме того, данным законом в Гражданский Кодекс Российской Федерации была введена статья 86.1, согласно которой крестьянские (фермерские) хозяйства теперь получили возможность создаваться в качестве юридические лица.
Таким образом, в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства могут создаваться и осуществлять свою деятельность и как юридические лица, и как крестьянские (фермерские) хозяйства, не являющиеся юридическими лицами.
Генезис российского законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве указывает на то, что крестьянское (фермерское) хозяйство в России имеет долгую и непростую историю своего становления. Его современное правовое положение является результатом этого нелегкого исторического пути. Использование опыта предыдущих поколений будет способствовать наиболее эффективному решению возникающих в этой сфере проблем и более четкому пониманию направлений и перспектив его дальнейшего развития.
Литература:
1. Бобышева И. Н. Исторические аспекты развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств // Вестник НГИЭИ. — 2013. — № 5 (24). — С. 70–77.
2. Кузнецов А. Г. Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 19 — № 45 — С. 116–119.
3. Актуальные вопросы в науке и практике.
4. Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции / отв. ред. А. Р. Халиков. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. — 277 с.
5. Лазарева О. С. Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств России. [Электронный ресурс]. // Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета. — 2004 — № 8. — С. 179–187. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11739917_55546243.pdf. (Дата обращения 25.08.2021).
6. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — СПб: Санкт-Петербургский университета МВД России, 2013. № 4(60). — С.68–72.
7. Кузнецов А. Г. Законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 19 — № 45 — С. 113–116.
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, введен в действие с 1 января 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. 5 дек. — № 32.
9. Бычко М. А., Комаревцева И. А. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства: особенности становления, современное состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. — 2018. — № 2. — С. 58–65.
10. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. 16 июня. — № 24.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. 31 дек. — № 53 (часть I).