Ключевые слова: программирование, основы программирования, развитие возможностей, гаджеты, погружение в компьютерную среду.
Ни для кого не будет сюрпризом, что в современном цифровом мире дети практически с рождения начинают пользоваться гаджетами, но воспринимают их в основном как некую игрушку, которую просто время от времени нужно подзаряжать, не пытаясь понять, как они работают. При этом сама современная реальность способствует незаметному погружению детей в программирование с самого раннего возраста по средствам наблюдения за взрослыми и копирования их поведения. Тенденции в классическом образовании не успевают за требуемыми знаниями в области программирования и информатики, а современные ученики обладают клиповым мышлением, что связано с цифровизированной информацией, которая в огромных количествах поступает из сети интернет.
И, казалось бы, понимать принцип работы современных приложений и программ, установленных на электронных устройствах не обязательно, а значит не нужно изучать программирование, отвечающее за их работу. Однако в нашем постоянно быстро развивающемся мире программирование превращается в практический навык, без которого человеку обойтись будет все сложнее. Само программирование (или кодирование) предполагает применения коммуникации для работы с компьютером, так как в наше время многие функции человека (обучение, наука, исследования, информация) перепоручено компьютеру, который работая по заданной программе, экономя время, справляется с поставленными задачами успешно.
Да, обойтись без глубоких познаний вполне возможно, но в изучении как минимум основ программирования в школе может дать множество других положительных эффектов. В первую очередь оно развивает функциональное и алгоритмическое мышление. Выстраивать последовательность действий, ведущих к нужному результату, т. е. развивает возможность человека думать на несколько шагов вперед. Вследствие чего человек сможет быстрее принимать решения и находить варианты решения трудных ситуаций.
Программирование так же помогает развить навык цифровой грамотности, без которого в наше время обходиться становится все сложнее. Основы программирования так или иначе дадут навыки понимать и использовать информацию, представленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников. Это в свою очередь поможет в любой деятельности, где необходимо использование компьютеров, смартфонов и прочих гаджетов, коих на сегодняшний день максимально много.
Еще одним большим плюсом программирования является развитие творческого потенциала. В конце концов, написав несколько строк кода, ребенок может создать что-то уникальное и интересное [6, с.402]. Владение программным кодом открывают перед человеком двери в мир практически безграничных возможностей и способов самореализации. Что влечет за собой развитие креативных способностей ребенка.
Работа с кодом так же прививает навыки самостоятельной работы и принятие самостоятельных решений, искать и исправлять свои ошибки. Посещение кружка по программированию способно привить школьнику чувство ответственности и умение грамотно распределять силы и ресурсы без посторонней помощи [3, с.644].
Программирование будет полезно не только непосредственно в работе программиста, но и во многих других областях. Существует множество программ, используемых, например физиками или геологами, которые можно и нужно подстраивать под себя. Более того, на сегодняшний день даже простому офисному работнику основы программирования могут помочь в написании макросов для офисных программ [2, с.284], позволяющие выполнять рутинную работу с документами нажатием всего одной кнопки.
И раз уж мы коснулись темы будущей профессии, то стоит отметить, что человеку, имеющему хотя бы начальные знания программирования будет гораздо проще найти работу [7, с.406], не говоря уже о прямой специальности программиста.
На самом деле дефицит таких специалистов ощущается уже сегодня. Многим российским компаниям остро необходимы как разработчики, так и аналитики, и системные администраторы [1, с.314]. Поэтому молодому поколению, изучающему программирование, сегодня будет гораздо проще устроиться на работу по этим специальностям [4, с.156].
Навыки компьютерной грамотности определяют новый вызов перед современным поколением — обретение и успешное использование компьютерной грамотности как универсальной и необходимой компетентности, в частности вычислительное мышление, являющееся частью программирования, а также совершенствует умение учиться и креативное мышление. Еще одним положительным моментом обучения является создание ситуаций, в которых совершение ошибок не возбраняется, а позиционируется как запоминание правильного выбора в решении поставленных задач, что может быть применимо ребенком в жизни, исключая лишние стрессы по поводу возможных неудач.
Кроме того, необходимо помнить, что программирование используется не только в профессиональной деятельности, но также и в нашем быту. Например, в последнее время стали очень популярны «умные дома» со всякими умными приборами [5, с.254], такими как колонки, лампочки, розетки и т. д. Умение в будущем настраивать этих голосовых помощников, посредством понимания как эти самые устройства работают позволит открыть гораздо больше возможностей по их использованию.
Таким образом, программирование в школе помогает детям развивать логику, дисциплинированность, внимательность, развивать творческое мышление, повышает мотивацию к учебе и может не только раскрыть потенциал вашего ребенка, но и станет серьезным бонусом при дальнейшем обучении. В дальнейшем обладание этими навыками и полученная цифровая грамотность помогут ребенку развиваться и обучаться, не испытывая трудностей.
Литература:
- Беляева, Т. М. Правовая информатика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Чубукова С. Г. / Т. М. Беляева, А. Т. Кудинов, Н. В. Пальянова. — 2019. Москва: ЮРАЙТ, 2019. — 314 c.
- Гасумова, С. Е. Социальная информатика. Учебник и практикум для вузов. / С. Е. Гасумова. — Москва: Юрайт, 2019. — 284 c.
- Грошев, А. С. Информатика. Учебник / А. С. Грошев, П. В. Закляков. — Москва: ДКМ Пресс, 2019. — 674 c.
- Далингер, В. А. Информатика и математика. Решение уравнений и оптимизация в Mathcad и Maple. Учебник и практикум для вузов. / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — Москва: Юрайт, 2019. — 156 c.
- Поляков, В. П. Информатика для экономистов. Учебник для бакалавриата и специалитета / В. П. Поляков. — Москва: Юрайт, 2019. — 524 c.
- Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — Москва: Юрайт, 2020. — 402 c.
- Трофимов, В. В. Информатика. Учебник для академического бакалавриата. / В. В. Трофимов. — Том 2. — Москва: Юрайт, 2019. — 406 c.